Что общего между грядущими ограничениями по работе с ФОПами, обязательным РРО и налоговой амнистией? Общее – это борьба с теневыми заработками простых украинцев, которые позволяют выживать во всех кризисах.
Что общего между грядущими ограничениями по работе с ФОПами, обязательным РРО и налоговой амнистией? Общее – это борьба с теневыми заработками простых украинцев, которые позволяют выживать во всех кризисах.
Поэтому амнистироваться пришли в основном «заробитчане» и все, кто опасаются, что им не отдадут деньги. Явки олигархов с повинной не дождались…
С сентября 2021 года и до сентября 2022 года в Украине идет налоговая амнистия. Исключительно добровольная, как подчеркивают ее авторы, среди которых глава парламентского комитета по налогам, финансам и таможенной политике Даниил Гетьманцев.
Именно он все время рассказывает об успехах мероприятия и о том, что все больше украинцев идут «сдаваться». Действительно, цифры неплохие – на 10 января было 1,2 млрд. грн. ($40 млн.) задекларированных под амнистию активов.
Это при том, что условия, мягко говоря, не самые выгодные. Например, сдавая наличку, нужно обратиться в банк, где откроют счет и выдадут соответствующую справку. Деньги на этом счету нельзя трогать год.
А при заявлении недвижимости, принадлежащей декларанту, в графе «стоимость» нужно указать цифру. Если, например, вы не знаете, сколько стоит ваша вилла на Кипре, доставшаяся при разводе, или недострой в Бердичеве, который вы хотите переоформить с подставного лица на себя и считаете, что через амнистию это будет дешевле в плане налогов, придется вызывать оценщика. Это такие физические лица или компании, у которых есть сертификат на право оценочной деятельности. Или просить полномочного представителя местного самоуправления, получившего полномочия на оценочную деятельность, дать вам на всякий случай справку. Потому что, пока идет амнистия, насчитают налог по той цифре, которую вы указали, а потом могут задним числом уточнить: почему именно такая стоимость объекта заявлена?
Мы вообще любим все делать задним числом. Собственно, вся амнистия построена на том, чтобы заставить людей бояться за свои прошлые доходы, накопления и собственность – что их не отдадут, если они не предъявят документы о происхождении активов.
Честно говоря, я не представляла портрет типичного участника амнистии. Логично напрашивается образ теневика или валютного менялы, которому захотелось легализовать все нажитое непосильным трудом.
Я еще удивилась, когда Даниил Гетьманцев сказал в одном из интервью: «Конечно, нам бы хотелось большего, но на сегодняшний день эти результаты мы считаем удовлетворительными. Единственное, что бы мы хотели – массовости амнистии, чтобы в ней приняли участие те люди, которые имеют серые капиталы $100-150 тыс. А мы пока не видим больших сумм и деклараций».
Странно? Какой смысл легализовать небольшие суммы? И еще проблемой он считает «деструктивную позицию отдельных коммерческих банков, которые, к сожалению, не оказывают помощь налогоплательщикам в декларировании». И дальше уточняет: «Речь о финансовом мониторинге. Некоторые банки вообще отказываются принимать участие в этой программе, несмотря на соответствующее письмо Нацбанка. Если говорить о налоговой амнистии, то сам факт того, что человек принес деньги, свидетельствует о том, что у него нет на них документов. Поэтому требовать какие-либо документы на эти деньги не то что нет никакого смысла – нельзя в принципе. Если мы, конечно, не идиоты».
А вот тут Гетьманцев абсолютно несправедлив к банкам. Небольшое журналистское расследование, точнее, исследование на тему «Кто же прибежал сдаваться?» доказывает: банки – самые верные помощники амнистии. Без них никто бы ничего не декларировал.
Именно банки подтолкнули украинцев к легализации своих денег или имущества. Как? Страхом, что «без бумажки вы – какашка», а не собственник депозита. На это открытие меня натолкнули знакомые, связанные с банковской сферой.
По их словам, значительная часть заявленных на амнистию активов – это обычные банковские вклады в отечественных банках. Спросите, зачем человек подает на амнистию деньги, которые и так оформлены в банке на его имя, да еще и платит за это «мзду» в 5-7% от суммы?
Все очень просто. В сентябре 2017 года (и тут президент Владимир Зеленский должен сказать спасибо своим «папередникам»), согласно постановлению НБУ №42, в Украине заработали новые правила проведения финансовых операций через банки.
Если раньше идентификация клиентов была формальной – при открытии счета нужно было предъявить паспорт и идентификационный код, то с 2017 года банки обязали требовать документальное подтверждение источников происхождения средств. Как при открытии счета, так и при проведении операций с существующего.
Такими документами могут быть справка о доходах, документы о продаже имущества, получении наследства или финансовой помощи, налоговая декларация, справка из Пенсионного фонда, а также любые другие документы, которые подтверждают легальность имеющихся средств.
Надо сказать, что до недавнего времени меры по проверке источников происхождения средств применялись выборочно – к так называемым PEP-лицам (национальным публичным персонам) и тем, на кого поступил заказ «кошмарить».
Только в редких случаях и при снятии или переводе крупных сумм у клиентов требовали документы для подтверждения доходов. Но накануне амнистии количество «придирок» выросло в геометрической прогрессии. И это очень мудро. Своего рода артподготовка к мероприятию.
Кстати, неприятности начинаются, как только у вас попросили подтверждающие документы. Если вы не может их предоставить, банк обязан не только отказать в проведении операции, так как она будет считаться рисковой, но также имеет право заблокировать деньги на счету.
Рассказать, что вы положили наличку несколько лет назад, продав доставшееся по наследству бабушкино драгоценное кольцо, теоретически можно. Но только когда речь идет сумме до 50 тыс. грн. Все, что выше этого и не находит документального подтверждения, выдрать у банка, если он к вам прицепился, будет непросто.
Иногда случаи, когда банки не отдают деньги, требуя показать источник доходов, поражают бездушностью. Например, рассказали историю, когда в банк пришел пожилой мужчина и пытался то ли снять, то ли перевести деньги на лечение от рака своей больной сестре.
Ему отказали в проведении финансовой операции потому, что он не смог предоставить документального подтверждения источника денег, которые складывал в банк свыше 20 лет. За это время у него накопилось больше 200 тыс. грн. Ему сказали принести справку из Пенсионного фонда и справку о зарплате.
Старик возмутился. Сказал, что он 15 лет на пенсии, до этого работал на предприятии, которое уже не существует, его обанкротили и закрыли. Какие справки о зарплате? Какие доказательства, что деньги не нажиты преступным путем? Он накапливал их всю жизнь. И теперь ему не дают ими распорядиться. Но девочка-клерк просто не стала выслушивать его возмущенные вопли.
Конечно, такие истории, скорее, исключения, чем норма. А больше всего проблем возникает у заробитчан и граждан, которые получают зарплату «в конвертах», но не складывают деньги «под матрас», а несут в банки. Без банковского счета сейчас никак. Ни заграницу не съездишь, ни квартплату или учебу ребенку не оплатишь.
Рассказывали, что пришел мужик – явный строитель, хотел перевести за турпутевку в Херсонскую область 15 тыс. грн. У него потребовали документы на общую сумму всех вкладов – и текущих, и депозитных. В общей сложности набралось $20 тыс. в гривне и валюте. А он нигде не трудоустроен, работает неофициально. Так банк не только отказал ему в проведении операции, а еще и деньги не отдает, пока он не покажет источники.
Все эти истории передаются из уст в уста. Многие, особенно заробитчане клали деньги на депозиты себе и своим близким, которые открывали много лет назад. Для того чтобы забрать деньги со счета, нужно показать источник их происхождения.
Совсем свежая история такого рода. Муж много лет работал в Польше, открыл текущие вклады и депозиты жене и детям. Детей трое. Жена не работала, сидела дома, занималась огородом и малышней. Потом они развелись. Муж где-то в Европе затерялся. Подошел срок по одному из депозитов. Женщина пришла снять деньги – ей не дали. Достать справки негде.
Сказали: идите, заполняйте форму на амнистию, иначе, если вы не докажете происхождение этих денег, вам их не отдадут. Да, и открыть новый счет в банке и положить на него деньги вы тоже не сможете. У вас же нет легальных доходов. Ну, что ей делать? Пошла, заполнила декларацию, отдаст часть государству, а куда деваться? Зато улучшила статистику по амнистии. А выдали бы ей депозит без возражений, никуда бы она не ходила. Так что зря депутат Гетьманцев банки обижает.
Галина Акимова
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.