Как новый проект "слуг" грозит Украине замороженными городами. Монобольшинство хочет по-быстрому сбыть угледобычу и предприятия ТЭК.
Как новый проект "слуг" грозит Украине замороженными городами. Монобольшинство хочет по-быстрому сбыть угледобычу и предприятия ТЭК.
Несмотря на то, что в декабре 2021 года Верховная Рада продлила мораторий на продажу имущества угледобывающих предприятий-банкротов до 2024 года, вопрос всплыл вновь. Оказалось, вместо долгов шахты и другие объекты ТЭК могут принести в бюджет миллиарды.
"Слуги народа" хотят распродать шахты и предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) пулами (несколько объектов), полагая, что так привлекут стратегических инвесторов. Эти и другие новации предлагаются в
Пулы для приватизации будет одобрять Кабмин.
Что еще предлагается:
И судебные детали: спецсроки исковой давности по объектам приватизации с дебиторской задолженностью – 5 лет (сейчас 4 года), с кредиторской – 1 год с момента включения в перечень приватизации (сейчас также 4 года).
О руководителях упомянуто в пояснительной записке: оказывается, около 100 предприятий, находящихся в управлении ФГИУ, таковых не имеют. Поэтому и возникла идея разрешить совмещать.
На данный момент ФГИУ управляет 180 госпредприятиями, имущество которых арестовано. Арест имущества делает их приватизацию как единых имущественных комплексов невозможной, между тем по 121 предприятию уже принято решение о приватизации.
"Общая расчетная стартовая стоимость для первого аукциона… составляет более 1 млрд 200 млн грн.", – отмечается в сопроводительных документах к законопроекту.
Авторы проекта ожидают, что привлеченные таким образом инвестиции будут способствовать увеличению количества рабочих мест и снижению социальной напряженности на территориях, где эти предприятия являются градообразующими.
Особое внимание в законопроекте уделено залоговому имуществу и земельным участкам. В частности, как следует из сравнительной таблицы предлагаемых изменений, будет разрешена продажа имущества, заложенного в ипотеку. Причем на это не требуется согласия ипотекодержателя.
Отдельно оговорено, что объектами госуправления является не только имущество таких предприятий, но и имущественные права, а также – внимание! – земельные участки. Что же до сотрудников предприятий, формулировку о праве первоочередного или льготного выкупа акций из действующего законодательства предлагается изъять.
Вместо этого вводится правило: арест имущества предприятия не мешает его приватизации. И эта позиция во многом перекликается с продлением моратория на банкротство угледобывающих предприятий. Кроме того, судебным исполнителям запрещено ограничивать право распоряжаться арестованным имуществом таких объектов, если они готовятся к приватизации.
И о пуле. Если пул в виде сразу нескольких предприятий одним лотом не был куплен, объекты распродаются "поштучно".
Законопроект подан 6 января 2022 года. Накануне, 5 января, министр энергетики Герман Галущенко заявил, что Россия блокирует поставки 600 тонн казахского угля в Украину, законтрактованного "Центрэнерго". В то же день он встречался с поверенной США в делах Украины Кристиной Квин, которая заверила, что США не оставят энергетику нашей страны без поддержки.
Действительно, 10 января 2022 года в порт "Южный" прибыло 75 тыс. 500 тонн угля из Соединенных Штатов, но не для "Центрэнерго", а для ДТЭК Рината Ахметова. В ближайшие дни ожидается еще одна такая партия топлива.
Несмотря на поставки, вопрос угля стоит остро. Вероятно, именно американский уголь позволил Минэнерго констатировать рост запасов на украинских ТЭЦ с 4 по 10 января на 18% (до 594 тыс. тонн, плановый показатель – чуть более 972 тыс. тонн). Однако стоимость контрактов неизвестна. Ранее Галущенко предполагал, что с октября 2021 по апрель 2022 года в Украине будет сожжено 15 млн 300 тыс. тонн угля, из которых примерно 9 млн тонн – уголь украинской добычи. То есть львиная доля твердого топлива для украинских ТЭС должна быть выдана на-гора украинскими шахтами.
Между тем, по официальным сводкам, украинские госшахты за 2021 год добыли более 5 млн тонн угля, угледобывающие предприятия всех форм собственности на территории нашей страны – более 29 млн тонн угля. Формально топлива более чем достаточно. Однако госшахты недовыполнили план в 2021 году более чем на 1 млн тонн. Правда, и им государство задолжало около 1 млрд грн.
Похоже, на фоне энергокризиса, когда страны ЕС одна за другой заявляют о намерении развивать угледобычу (10 января – Чехия), украинские депутаты усмотрели шанс взять за госшахты максимальную цену. В таком случае, этот законопроект – логическое продолжение моратория на банкротство госшахт.
Получится ли? На сайте Минэнерго последнее предложение для инвесторов по госшахтам датировалось 24 июня 2015 (!) года. В 2020 году источник ведомства неофициально сообщал о готовящейся приватизации госшахт с разбивкой их на кластеры в зависимости от доходности. В феврале 2021 года ФГИУ планировало завершить приватизацию "Центрэнерго" до января 2022 года. В ноябре 2021 года правительство решило объединить госшахты и "Центрэнерго", задекларировав все ту же привлекательность для потенциальных капиталовкладчиков. Но таковые не находились.
Этот законопроект – явная заявка на приватизацию хотя бы чего-то в "довесок" к "Центрэнерго", потому что, если в угольной отрасли и можно продать какие-то объекты госсобственности, то, вероятно, вместе с "Центрэнерго", предположил в комментарии Vesti.ua сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
"Я бы приветствовал этот законопроект. Потому что в том виде, в каком углепром функционирует сейчас, он нежизнеспособен. По крайней мере, логика существует – они пытаются упростить и сделать принудительным объекты госуглепрома для потенциального покупателя, потому что добыча угля в этом году была увеличена за счет передачи в госсобственность шахт "ДТЭК". По предприятиям накапливаются долги, которые гасятся или не гасятся за счет госбюджета, все это накапливается годами, – бюджет не может позволить себе таких расходов, денег просто нет. По идее, все это должно прекратиться после приватизации", – полагает эксперт.
Шансы быть принятым у документа есть, потому что новации особо никому не угрожают. Но решит ли он все проблемы – в этом Дмитрий Марунич усомнился: "Очень много факторов, которые не могут быть этим законопроектом решены (например, угроза российского вторжения). Да и сможет ли эта команда довести до ума? Ситуация в экономике такова, что привлечь серьезных инвесторов будет сложно, а скинуть какому-то, условно говоря, Шефиру – вспыхнет скандал, оппозиция пристально за этим следит. Крупный иностранный инвестор, который мог бы, – он не придет".
Почему не придет? Как рассказал эксперт, он слышал от проверенных источников о заинтересованности купить "Центрэнерго" как вертикально-интегрированную компанию (ВИК). В таком случае, подтянуть к "ЦЭ" госшахты – это продажа привлекательного объекта с "нагрузкой". Которая может оказаться и не грузом, а прибыльным делом, с учетом дальнейшей либерализации рынка электроэнергии.
Если, конечно, какой-то иностранный инвестор действительно сможет приватизировать госшахты вместе с "ЦЭ", в чем сомневается и народный депутат (фракция "Батькивщина"), член комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и ЖКХ Михаил Волынец. По его мнению, не исключено, что через законопроект будет реализована схема по присвоению госшахт украинскими бизнесменами, вхожими во властные круги. Правда, версию о Шефире он опроверг, заметив что "сейчас (по углю) другие смотрящие".
Парламентарий обращает внимание: условия приватизации госшахт менялись от общих (закон о приватизации) до особых (закон об особенностях приватизации объектов угольной отрасли), которые, по его мнению, писались под семью Януковича, есть также закон о совместной хоздеятельности, закон об аренде и о концепции.
"Но никто не удосуживался приватизировать (шахты), чтобы не нести персональную ответственность. Предприятия грабили, а зарплату шахтерам гасили из бюджета, от забастовки до забастовки, – отметил Волынец. – Этот проект писали во ФГИУ на заказ, и там предусматривается как приватизация, так и уничтожение шахт, которые не привлекут инвесторов… Это делается, скорее всего, под определенных лиц. Добьют отрасль! Есть Концепция (принятая еще при премьере Гройсмане), предполагавшая создание Национальной акционерной компании, и было недавнее решение объединить шахты, а остальное сбросить как хлам. Но побоялись: впереди зима, уничтожать шахтерские города – только сепаратизм расширять".
Народный депутат Михаил Волынец называл двух людей, которым мог быть интересен угольный бизнес.
Виталий Кропачев – предприниматель, выходец из Донецкой области (г. Торез). В 2011 году на Кропачева покушались, он связывал эту попытку с деловым конфликтом с сыном Виктора Януковича – Александром. При Петре Порошенко Кропачева, как следует из открытых источников, называли неофициальным куратором угольной отрасли. Михаил Волынец офф-рекордс рассказывает, что Кропачев не был вхож в окружение действующего президента, однако сейчас он контактирует с отдельными людьми в правительстве.
Максим Ефимов – бизнесмен и политик, активно продвигающийся в угольной отрасли, особенно с 2019 года, когда стал совладельцем и владельцем нескольких шахт. Действующий народный депутат Украины (группа "Довира"), член парламентского комитета по вопросам энергетики и ЖКХ. В 2019 году стал совладельцем шахты "1-3 Новогродовская".
Если схема будет реализована, Михаил Волынец не исключает – к следующему отопительному сезону мы можем подойти без угля, с замороженным шахтерскими городами.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.