Время житейских историй. Нежданные долги.
Время житейских историй. Нежданные долги.
Не знаю, как вы, а я уже устала от идиотизма в политике, мировых заговоров, ожидания российской агрессии, переговоров Путина с Байденом и новой мутации коронавируса. Хочется чего-то жизненного. Того, что раньше журналисты писали в газетной рубрике “житейские истории”. А теперь это по-умному называется у пиарщиков сторителлинг. Первая ситуация – весьма поучительная для тех, кто, как и я, не очень скрупулезен в плане сбора платежных документов в эпоху коммунальной реформы…
Есть у меня подруга. А у нее двоюродная сестра. Вышла она замуж за хулигана. Вестсайдская история по-борщаговски. Кто родился и вырос в Киеве, поймет, остальные догадаются по контексту. По молодости парень сидел за злостное хулиганство. Спасибо, что не за вымогательство и участие в рэкетирском движении. Времена были лихие. Все, что надо, осознал и твердо встал на путь исправления.
Родился старший сын – вундеркинд. В 11 лет уже писал программы для компьютерных игр. Ради него отец тяжело работал. Занимался установкой балконов. Это та сфера, которая не имеет никакого отношения к охране труда. Классика жанра, когда монтажник без страховки стоит на ребре металлопластиковой конструкции на двадцать втором этаже с тяжелой дрелью в руке, прикрепляя козырек, а хозяева квартиры спрашивают: “А че так долго ставим?”.
В общем, реально экстремальная и тяжелая работа. Поэтому наш герой не дожил до 40 и внезапно умер. То ли тромб оторвался, то ли смертельно переутомился. Его вдова поняла, что беременна, через три недели после похорон. Родился второй мальчик, назвали в честь отца. Примерно в два года стало понятно, что ребенок – аутист.
В Украине ребенок-аутист – это большие деньги. Одна консультация специалиста стоит 1000 грн. Садик для особых детей – 10-15 тыс. грн. в месяц. Есть благотворительные программы, но в основном они формальные или банально для отмывания грантовых денег. В действительности за все нужно платить. Такой ребенок обходится невероятно дорого. А тут еще старший – гений, с ним что-то надо делать в плане развития. Компьютер как минимум хороший купить.
Через несколько лет мытарств нашли через какие-то фонды вариант в Восточной Европе – бесплатная реабилитация для младшего; а старший, благодаря своим талантам, сдав тесты и пройдя конкурс, может попасть в специальное учебное заведение для компьютерных уникумов. Тоже бесплатно. Однако бытовые расходы – жилье, питание, проезд, одежда, лекарства и все такое – легли грузом на семью. А это все в евро и дорого.
Пришлось сдать трехкомнатную хрущевку в не самом престижном районе Киева. У квартиры тоже проблемная история. В ней была прописана и соответственно участвовала приватизации мама покойного мужа. Потом маме купили отдельно однокомнатную квартиру. Но факт участия в приватизации не аннулировали. И, когда ее сын-работяга умер, мама потребовала раздела квартиры, в которой жили ее беременная невестка и внук.
Пока судились, родился второй ребенок. На момент принятия судебного решения диагноз ему еще не поставили. Квартира осталась вдове и ее детям, но адвокаты “съели” много денег. Пока шел суд, было непонятно, кому отойдет квартира, и за нее не платили.
Потом начались расходы на младшего. В общем, образовались долги за коммуналку. Какие-то из них погашались, какие-то нет. Также были спорные долги, когда насчитывались необъяснимые суммы, и хлопотно было их оспорить.
Адвокаты успокоили нашу героиню, что пройдет три года – срок исковой давности завершится, и проблема урегулируется сама, если до тех пор на нее не подадут в суд коммунальные службы. Они не подавали.
Но сейчас в Украине идет большая коммунальная псевдореформа под эгидой свободного рынка электроэнергии, газа и всего остального. Если я правильно понимаю ситуацию, дом, где жила вдова с двумя сыновьями, отдали на откуп частным поставщикам. Видимо, так решило местное ОСББ.
При переходе от одного поставщика коммунальных услуг к другому была проведена инвентаризация. И найдены старые долги, в том числе спорные, о которых давно забыли и в бывшем ЖЭКе (они обязаны были их списать), и сами должники. Многим долгам больше трех лет.
А теперь самое интересное. Живет наша героиня в Европе. Лечит младшего сына. Радуется успехам старшего. Пытается как-то подрабатывать, хотя это не так просто. И тут квартиранты – заробитчане из Бессарабии – сообщают удивительную вещь: в платежке за коммунальные услуги пришел долг в 17 тыс. грн. Потом второй на еще большую сумму.
Долги накатывались как снежный ком. И вдова не знала, откуда они берутся и что с ними делать. По некоторым претензиям она была четко уверена, что коммунальные услуги оплачивались. Но ее проблема в том, что доказать этого в полной мере, да еще издалека она не может. А приехать в Украину для нее проблема.
Основная мораль этой истории такова: если квитанции об оплате за коммунальные услуги отсутствуют по объективным и субъективным причинам, то в суде очень сложно доказать, что за тот период, когда коммунальщики требуют оплату, платежи реально были.
Похоже, на это и был расчет – выбрали семью со сложной историей, явно не богатую, без влиятельных покровителей, но умеющую найти благотворителей, которых разжалобила история больного мальчика и они помогли им устроиться в Европе. Найдут и спонсоров погасить счета по коммуналке!
Кстати, если мы уже заговорили о юридической стороне, то возникает вопрос: а как же срок исковой давности в три года? Многие претензии относятся к периоду пять-шесть лет назад. Оказывается, есть хитрость, о которой знают ушлые юристы новых “провайдеров услуг” и не подозревают юристы ЖЭКов.
Действительно, законом №2189 к коммунальным долгам применяют общий срок исковой давности, который составляет три года (ст. 257 ГКУ). Но по истечении срока давности поставщик услуги или его преемник может обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности по ч. 2 ст. 267 Гражданского кодекса.
Можно подать не иск к должнику, а заявление о выдаче судебного приказа (ст. 161 Гражданского процессуального кодекса). Дальше суд в течение трех дней выдаст такой документ по существу заявленных требований. Причем без судебного заседания и вызова должника для заслушивания его объяснений. И дальше можно судиться по существу.
Чем эта ситуация может быть поучительной для многих людей? Мы оплачиваем квартплату и коммунальные услуги, будучи уверенными, что кто-то где-то это четко фиксирует. Однако скрупулезными должны быть мы сами. Потому, что сейчас идет смена поставщиков коммунальных услуг. При передаче от старых к новым возникают нюансы.
Вам могут впаять многотысячные долги, которых нет в природе. Если у вас отсутствует квитанция, возможно, вам придется заплатить снова. А если в квартире происходила смена собственников, прописанных жильцов, кто-то умер, кто-то вступал в наследство, и платежные документы по этой причине тщательно не сохранялись, доказать, что сумма долгов значительно меньше, чем вам выставляют, или ее не существует в принципе, будет очень трудно.
При этом никакие аргументы, что у вас болен ребенок, погиб на войне муж, умирает от рака мать, не играют роли. Состраданию нет места. А у новых поставщиков, для которых это только бизнес и ничего социального, уже сложилось четкое понимание: чем проблемнее семья, тем больше шансов, что у нее нет платежных документов за много лет. А значит, с ней можно работать. Сначала напрямую, потом через коллекторов – специалистов по выбиванию долгов. Но это тема следующей истории из нашего цикла.
Галина Акимова
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.