Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Как "ПриватБанк" готовят к приватизации, раздавая дешевые квартиры и дома

Источник: vesti.ua

В ногу с новостями о введении лимитов на переводы с карты на карту и масштабных технических сбоях, "ПриватБанк" полным ходом готовится к приватизации.

Vesti.ua обратили внимание на крайне любопытный процесс, который сопровождает эти приготовления. Примерно с лета 2020 года, госбанк заметно ускорил темпы распродажи различных активов через электронные аукционы системы Prozorro.

Что будут делать с супергосбанком, почему огромным банковским учреждением рулят иностранцы и как распродажа активов плавно превращается в "барахолку", а также о том, кто на этом делает в баснословный профит, – в расследовании Vesti.ua.   

Приватизация прибыли и национализация удвоенных убытков

Общие планы приватизации "ПриватБанка" власть с подачи международных партнеров вынашивала как минимум с 2019 года, а в 2020-м Кабинет министров принял распоряжение об основных направлениях деятельности "Привата" на 2020-2024 годы. В августе текущего года правительство утвердило обновленную стратегию развития госбанка до 2024 года, в которой уже были приведены три конкретные варианта его приватизации:

  1.  Продажа финучреждения целиком "как есть".
  2.  Постепенная приватизация путем частичного размещения акций "Привата" на публичной бирже.
  3.  Разделение на две структуры: "хороший банк" с ликвидными активами, беспроблемными кредитными портфелями и т.д.; и "плохой банк", который будет заниматься непрофильными услугами, проблемными портфелями, судебными разбирательствами и всем многослойным и дурно пахнущим шлейфом истории с Коломойским-Боголюбовым, "особенностями" национализации банка и т.д.

Первый вариант крайне маловероятный, а остальные – это де-факто формат "приватизации прибыли и национализации убытков". И это учитывая тот факт, что операция "спасение "Привата" в 2016 году уже обошлась госбюджету (читай – налогоплательщикам) в 160 млрд грн. К слову, "хороший "Приват" означает не очень хорошие новости для рядового персонала финучреждения. Согласно правительственной стратегии в реформированную структуру "хорошего" банка не вписывается более 300 региональных отделений и свыше 6 тыс. сотрудников.

Скорее всего, приватизацию супергосбанка все-таки готовят под третий вариант. В пользу этого свидетельствует тот факт, что в утвержденной в конце августа наблюдательным советом "Приватбанка" обновленной структуре и составе правления банка появилась новая должность – заместителя председателя правления по вопросам реорганизации и проблемных активов. Новый замглавы будет непосредственно отвечать за координацию процесса разделения "Приватбанка" на "хороший" и "плохой" банк.

К слову, об исполнителях.

Команда неприлично высокооплачиваемых иностранцев 

Под обновленную стратегию КМУ обновилось и правление госбанка. Новым босом супергосбанка стал Герхард Бьош – австрийский банкир, экс-глава правления "Райффайзен Банка Аваль".

Впрочем, Бьош и новая команда утвердились на новом месте не без проблем. Профсоюзная организация "Привата" пыталась заблокировать отборочный конкурс. Но решение Хозяйственного суда Киева, а также поздравления от авторитетной группы поддержки в лице послов G7 пресекли все угрозы утверждения Бьоша и нового правления госбанка.

Попытка заблокировать конкурс стала отражением конфликта профсоюза "Привата" с главой наблюдательного совета госбанка Шэрон Иски – экс-международный советник управления технической помощью казначейства США и эксперт-консультант МВФ. Иски возглавляет набсовет "ПриватБанка" с лета 2019 года, выступая в роли главного неправительственного идеолога приватизации госбанка.

Помимо впечатляющего послужного списка, в 2020-м глава набсовета впечатляла рядовых украинцев размером своего оклада. Как рассказала СМИ сама Иски, уровень зарплаты был установлен по среднесуточной ставке, которая составляет 2 тыс. долл. в день на 10 дней в месяц и не предусматривает бонусов.

То есть суточное жалованье Шэрон Иски эквивалентно восьми минимальным месячным зарплатам рядовых украинцев.

Возможно, зарплаты набсовета "Привата" оправдывают финансовые показатели банка. 20 октября в пресс-службе "ПриватБанка" отчитались, что с начала года банк увеличивает операционную эффективность – бизнес-результат до вычета резервов вырос на 9 млрд гривен, по сравнению с прошлогодним, за счет развития бизнес-деятельности и контроля за расходами. За 9 месяцев 2021 года прибыль "Привата" составила 21,2 млрд гривен, при этом за весь 2020 год банк заработал 21,3 млрд гривен.

"Контроль за расходами" достигался явно за счет ограничения зарплат правления и набсовета. Ведь июле-сентябре этого года количество "приватовских" отделений сократилось на 53 единицы. А под "бизнес-деятельностью", судя по всему, в том числе, подразумевается ускоренная распродажа всевозможных активов банка – от квартир и имущественных комплексов нефтебаз до земельных участков и проходных КПП.

Как сэкономить деньги для филантропа

С октября 2020 года через аукционы на площадке Prozorro правление "ПриватБанка" реализовало более ста объектов различной коммерческой и жилой недвижимости (частные дома, квартиры, паркоместа и т.д.) 

Разберемся, насколько грамотно и успешно были реализованы весьма стоящие и привлекательные активы столь высокооплачиваемым правлением/набсоветом госбанка. Отметим, что на рынке недвижимости уже год наблюдается бум спроса, который серьезно подстегивает рост цен на квадратные метры жилплощади. В целом, конъюнктура на стороне "ПриватБанка". На первый взгляд, менеджмент финучреждения вполне себе своевременно решил приторговать недвижимостью на фоне ценовых пиков.

Но, какая бы не была подходящая и благоприятная ценовая конъюнктура, если продавать недвижимость, оценивая ее как проблемный актив, то при таком подходе "приватовский" менеджмент и в пустыне дефицит песка объявит.

Пример №1 – продажа на аукционе жилого дома общей площадью 288,3 кв. м с земельным участком 0,1397 га в селе Софиевская Борщаговка Киево-Святошинского района. Домовладение находится в достаточно приличном состоянии, о чем свидетельствует описание лота и прикрепленные к аукционной документации фотографии самого дома и внутреннего убранства. Согласно частным объявлениям на сайтах продаж недвижимость с такой квадратурой в Софиевской Борщаговке стартует с минимум 4-4,5 млн грн.


И при всех благоприятных условиях "ПриватБанк" оглашает продажу лота на "голландском аукционе", то есть в формате торгов на понижение цены. Как мы уже поясняли ранее, на официальном сайте "Prozorro. Продажи" указывается, что формат голландских аукционов лучше подходит для продажи проблемных банковских активов, в первую очередь тех, рыночную цену которых трудно определить – эту цену определяют участники. Действительно, как же "трудно" определить цену настолько "проблемного" загородного домовладения, которое расположено всего в 30 минутах езды от Киева.

В итоге при стартовой цене в 3,85 млн гривен дом и землю покупает единственный участник(!) аукциона всего за 3,08 млн гривен. Можно сказать, что только за счет формата аукциона Prozorro и "ПриватБанк" сэкономили новому собственнику 800 тыс. грн. А счастливым обладателем недвижимости стал Александр Тигов – бизнесмен, записной филантроп, любитель устанавливать памятники и экс-глава Киево-Святошинской ячейки блока "Солидарность" Петра Порошенко

Особенности квартирного вопроса семейства нацбанкиров

Пример №2 – распродажа квартир в Днепре. Благодаря записям об архивных аукционах в базе данных "Prozorro.Продажи" мы нашли информацию о продаже на торгах семи квартир в Днепровском жилом комплексе премиум-класса "Фестивальный". Для понимания локации. Апартаменты находятся практически в центре города – это первая линия от набережной с видом на воды Днепра, окруженная всей нужной социальной инфраструктурой, зелеными зонами, развлекательными, оздоровительными и прочими заведениями, находящимися буквально в шаговом доступе.

Квартиры, к слову, не для почитателей практической уютной тесноты, а подлинные хоромы масштабов личности Сергея Лещенко – хоромы под 200 кв. м, сразу с двумя парко-местами в придачу, или без места на подземном паркинге. Четыре лота жилплощади несколько поскромнее – одна квартира на 121,6 квадрата и парочка апартаментов под 100 кв. м. Самая скромная квартира в списке на 55 квадратов, но зато с местом на паркинге. 

И вновь три из семи квартир в комплексе элит-класса продали на "голландских аукционах" с одним участником, без всякой конкуренции. Хочется спросить – а какой смысл в аукционе, если ставка "на понижение", и нет ни одного конкурента? Слишком уж дорогостоящая пантомима получается, если учесть бессовестные размеры "скидки" на квартиры.

Остальные апартаменты были разыграны практически по стартовым ценам, которые почти не изменились в ходе "конкуренции" на торгах. Если сравнить цены с предложениями на рынке аналогичных по метражу квартир, даже в том же доме с итогового "выторга" "ПриватБанка" на аукционах, разница будет слишком явно бросаться в глаза.

Семь квартир общей площадью 922,7 кв. м по минимальным рыночным расценкам стоят более 51 млн грн. (с учетом минимальной стоимости 55,5 тыс. грн. за 1 кв. м). Эту же квадратуру с помощью "магии" Prozorro продали за 28,6 млн грн. (в среднем 31 тыс. грн. за 1 кв. м). То есть мудрое и высокооплачиваемое руководство "Привата" "влетело" почти еще на семь таких же квартир в люксовом ЖК на берегах Днепра. Ну, а пять парко-мест можно считать благотворительным пожертвованием "ПриватБанка" в пользу и без того удачливых аукционных бенефициаров.

В большинстве аукционов победили фирмы-прокладки и физлица-ноунеймы, которые через структуру юридических лиц завязаны на некоего Дмитрия Харченко. На самого же Харченко зарегистрировано около двух десятков компаний-пустышек и разных юрлиц. В дебрях этих схем, где задействованы десятки безликих "фунтов" компаний-пустышек, и даже отечественный Сигал, правда, не Стивен, а Владимир Сигал, через цепь юридических лиц отслеживается связь со Светланой Смолий – супругой экс-главы Национального банка Якова Смолия. 

Согласно исправлениям/дополнениям в декларации бывший шеф НБУ владеет внушительным количеством имущества, недвижимостью, корпоративными правами, вкладами в банках. Вот у кого состоялась персональная "пенсионная реформа", хотя это не повод, чтобы правоохранительные органы не провели проверку на предмет злоумышленного сговора с целью растраты государственного имущества "ПриватБанка" в процессе его отчуждения. И как это "отчуждение" могло очутиться в семейной "копилке" четы Смолий.

Самоограбление в кредит

В целом, дело ведь не только в нескольких квартирах в Днепре, загородных домах под Киевом и десятках миллионов убытков в виде недополученной прибыли от, мягко скажем, халатно организованного процесса отчуждения активов. Эта "халатность" является системной. Это алгоритм, по которому разбазаривают все имущество "Привата", которое правление банка ударными темпами сбрасывает совсем не случайным структурам и людям.

Руководят всем этим иностранцы с неоправданно баснословными окладами. Де-факто украинцы берут кредиты у МВФ, чтобы переплачивать втридорога международным экспертам за то, что те организовывают откровенное мародерство и обворовывание экономики и страны. И называется это все рыночными отношениями, европейским реформами и цивилизационным выбором. 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.