Драконовские санкции ЕС вынудят белорусскую экономику замкнуться на российский рынок, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» доцент кафедры экономического развития РАНХиГС Павел Грибов.
Драконовские санкции ЕС вынудят белорусскую экономику замкнуться на российский рынок, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» доцент кафедры экономического развития РАНХиГС Павел Грибов.
Один из владельцев терминала Biriu kroviniu terminalas в порте Клайпеды специализируется на перевалке белорусских удобрений. Игорь Удовицкий заявил, что европейские санкции против Белоруссии приведут не только к переводу транзита с Литвы на Усть-Лугу, но и к слиянию «Беларуськалия» с ведущей российской компанией «Уралкалий».
Если такое произойдет, то консорциум займет 40% мирового рынка калийных удобрений.
Перевод поставок белорусских калийных удобрений в Ленинградскую область увеличит транспортное плечо и затраты на логистику – примерно на 20-30 долларов с тонны, но потери компенсирует рост стоимости продукции на спотовых рынках – на 150-200 долларов.
ЕС анонсировал жесткие секторальные санкции против Белоруссии, подразумевающие запрет на экспорт и транзит многих белорусских товаров. В списке присутствуют нефтепродукты и калийные удобрения – основа белорусского экспорта.
Опасения Удовицкого понятны – запрет ЕС на перевалку калийных удобрений из Белоруссии означает банкротство Клайпедского порта. Перевод белорусских нефтепродуктов на Усть-Лугу литовцы переживут, но потеря калия – это полная потеря рентабельности.
Клайпедский порт рискует обанкротиться wikipedia.org / Algirdas / CC BY-SA 3.0
Нефтепродукты и калийные удобрения – ходовой товар, белорусские компании в любом случае найдут потребителя на мировом или российском рынках, но в данной истории главным является введение европейских ограничений как таковых.
Жесткий вариант санкций ЕС против Белоруссии означает изоляцию страны и ее полную ориентацию на российский рынок. Если ранее на РФ уходило 50% белорусского внешнеторгового оборота, то теперь этот показатель дойдет до 85-90%.
Фактически Белоруссия и ее производители интегрируются в экономику РФ без соответствующих соглашений на высшем уровне.
«Не так давно – в горизонте пяти лет, ЕС постоянно приглашал Белоруссию в различные экономические ассоциации и союзы, вел активную политику по развитию торгово-экономических связей», - констатирует Грибов.
Евросоюз длительное время позиционировал Белоруссию как важного партнера, но после белорусских президентских выборов августа 2020 года переменил линию и встал на дорогу санкционных и изоляционных процессов.
Доцент кафедры экономического развития РАНХиГС Павел Грибов sde.ru / Пресс-служба ИДО МГИУ
«После посадки лайнера Ryanair в Минске произошли кардинальные изменения в европейской стратегии, но это демонстрирует не только политический контекст, но и реальную ценность Белоруссии для ЕС», - резюмирует Грибов.
Для Белоруссии это станет огромной проблемой – одни трудности «Белавиа» чего стоят. Белорусскому авиаперевозчику придется закрыться из-за отсутствия рынка, Минск не сможет пристроить свой 31 самолет на маршрутах РФ и ЕАЭС.
«В случае серьезных экономических проблем в Белоруссии единственным источником помощи является РФ и в отдаленной перспективе – Китай. Очевидно, что белорусские трудности косвенно ударят и по России», - заключает Грибов.
Полная изоляция Белоруссии со стороны ЕС сделает белорусскую экономику частью народного хозяйства РФ: это было и ранее, но в меньших масштабах. РФ и так постоянно косвенно и напрямую дотирует Белоруссию, а теперь Минск лишается главных источников валютных доходов – экспорта калийных удобрений и нефтепродуктов.
Дыры в белорусском бюджете продолжат расти, закрыть их можно будет только с помощью РФ, белорусские предприятия будут вынуждены создать концерны с российскими партнерами, и это будет скреплено двусторонними соглашениями.
Белорусская экономика находится в тяжелейшем положении
wikipedia.org / nbrb.by / Общественное достояние
«В Белоруссии появится много компаний, неспособных себя содержать, но необходимых национальной экономике. Это проблема с экспортом нефтепродуктов и калийных удобрений – их придется маскировать под российский экспорт. Прекратится сотрудничество компаний из Белоруссии с европейскими партнерами – существовала же такая структура, как МАЗ – MAN», - констатирует Грибов.
Совместные предприятия с европейцами не были особенно успешными, но они существовали в Белоруссии, а теперь им приходит конец.
«Белоруссия полностью замкнется на российский рынок. Можно вспомнить китайские компании, работающие в Белоруссии с прицелом на РФ, это автомобильный завод Geely и технопарк «Великий камень»», - резюмирует Грибов.
Есть большие сомнения в адекватности такой линии для ЕС – это закрывает для Брюсселя любую дорогу в Минск, но политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что европейцы от этой линии не откажутся и продолжат давить на режим Александра Лукашенко.
«Европейцы готовы идти дальше, но по очереди. Наши партнеры всегда действуют одинаково – принимают определенное решение и смотрят на реакцию, и на ее основании осуществляют дальнейшие действия», - констатирует Брутер.
Политолог Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер
youtube.com / VestiKavkaza
Процесс продолжится до того, пока европейцы не почувствуют, что усиление такой линии представляет для них опасность.
«Предела по давлению на Белоруссию нет – европейцы такого слова не знают. Они продолжат давление до того, пока Россия на все это адекватно не ответит, либо до смещения Лукашенко», - заключает Брутер.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.