Теперь объясним, почему никакие инвестняни, как и налоговые льготы не способствуют массированному притоку иностранного капитала в страну, которая выглядит для инвесторов проблемной.
Идеальная “няня”
Как мы уже писали в предыдущей статье, 19 марта президент Владимир Зеленский подписал указ о создании национального фонда инвестиций. И поручил Кабмину его реализовать. За месяц до этого он подписал закон «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине» №1116-IX, который Верховная Рада приняла 17 декабря 2020 года.
Это и есть так называемый закон об «инвестнянях». Согласно закону, предусмотрено создание специального правительственного уполномоченного учреждения, которое будет заниматься сопровождением инвестиционных проектов и помощью инвесторам от начала проекта и до конца его реализации.
Также определена возможность получения налоговых льгот, предоставления преимущественного права землепользования, закрепления гарантий инвестора путем заключения прямого договора с правительством Украины и т.д. Но при этом общий объем государственной поддержки не должен превышать 30% от суммы инвестиций в проект.
Рассчитывать на нянь могут проекты с инвестициями более 20 млн. евро и сроком реализации до пяти лет и созданием не менее 80 рабочих мест со средней зарплатой минимум на 15% больше прошлогодней средней зарплаты по аналогичному виду деятельности в регионе, где реализуется проект.
Приоритетными сферами инвестиционных проектов определены отрасли перерабатывающей промышленности, добычи полезных ископаемых, обращение с отходами, транспорта, складского хозяйства, почтовой и курьерской деятельности, логистики, образования, научной и научно-технической деятельности, здравоохранения, искусства, культуры, спорта, туризма и курортно-рекреационной сферы.
Инвестиционный проект должен предусматривать строительство, модернизацию, техническое или технологическое переоснащение объектов инвестирования в указанных сферах. Теперь расскажем, почему все это не сработает.
Неправильные льготы
Вряд ли многие помнят льготы для иностранных инвестиций при создании СП образца начала 90-х. А это еще один пример “нового – хорошо забытого старого”. Как и разговоры о национализации и реприватизации.
В 1993 году тогдашний премьер Леонид Кучма подписал Декрет “О режиме иностранного инвестирования”, предоставляющий льготы СП. Принятый за год до декрета закон «Об иностранных инвестициях в Украине» предусматривал снижение налоговых ставок до 70% от установленных ставок и, главное, государственные гарантии сохранения льготных условий существования СП до десяти лет со дня принятия закона.
Говорят, что достаточно было вложить $20 тыс. якобы иностранных инвестиций и “застраховаться” от налоговых платежей на 10 лет. Но “халява” закончилась досрочно. В 1996 году Верховная Рада приняла очередной закон об иностранных инвестициях и полностью упразднила какие-либо льготы для предприятий с иностранными инвестициями, за исключением гарантии сохранения права собственности на имущество.
Но, пользуясь правом на десятилетние гарантии, СП, созданные в тот период, начали обращаться в суды с просьбой подтвердить «честное слово» государства. Верховный суд, после изучения обстоятельств конфликтных дел, подтвердил это относительно АО «Буртекс», дочерним предприятием которого был крупнейший импортер нефтепродуктов ПИИ «Бизон».
В 2000 году сохранение льготного режима для предприятий с иностранными инвестициями в Украине привело, как тогда писали в пояснительных записках правительству, “к значительному росту невнесенных в государственный бюджет обязательных платежей, а масштабы этого явления приобрели угрожающий для экономической безопасности государства характер”.
Остановить процесс “отсуживания” налоговых льгот, которые были предоставлены украинским законодательством в 1992 году и отменены в 1996-м, удалось только через Конституционный суд, куда Кабинет министров направил обращение.
«Закон об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности…» является основанием для отказа как в предоставлении, так и при остановке ранее предоставленных льгот в сфере валютного и таможенного регулирования и взимания налогов, сборов предприятиями с иностранными инвестициями», – было сказано в решении Конституционного суда.
Кабмин вздохнул с облегчением. И с тех пор несколько лет подряд льготы иностранным инвесторам давали с оглядкой. Не удивительно, что под мантией иностранных инвесторов в основном скрывались отечественные, которые заводили в страну выведенные ранее деньги через оффшоры. А крупнейшими инвесторами в экономику Украины много лет подряд были Кипр, Нидерланды (оффшорная зона), Россия и Швейцария (тоже оффшор).
Мечты об инвестициях
Недавно прочитала новость, которая в полной мере отражает романтическую наивность нынешней власти. “Украина планирует привлечь в этом году $5 млрд. инвестиций”. Это сказала замминистра развития экономики Ирина Новикова на форуме “Украина 30”, посвященном бизнесу.
В Минэкономики считают, что такой объем инвестиций смогут привлечь благодаря концессии, поддержке крупных инвестпроектов и индустриальным паркам. Новикова отметила, что ранее было подписано договоров на $3,7 млрд. в морских портах, выполнение которых начнется в этом году: «Порт Черноморск, Черноморская паромная переправа, первый терминал и контейнерный терминал в порту, 7 железнодорожных станций, которые готовит Укрзализныця».
Также она вспомнила закон о господдержке инвестпроектов со значительными инвестициями, к которому Минэкономики начало готовить подзаконные нормативно-правовые акты.
К своему стыду не знаю, кто такая Ирина Новикова. На сайте Минэкономики написано, что до назначения замминистра она возглавляла Департамент инвестиций. Всего ей 36 лет, и с 27-ми лет она работает в Минэкономики. Это означает, что госпожа Новикова, которая намерена собрать $5 млрд. инвестиций в 2021 году, застала шумиху вокруг “инвестнянь”, но не помнит описанный выше опыт с льготами для СП.
Мы уже приводили цифры, согласно которым самый рекордный объем иностранных инвестиций был вложен в 2005-м ($7,8 млрд.), 2007-м ($9,8 млрд.) и 2008-м ($10,9 млрд.).
Дальше пошло снижение из-за мирового финансового кризиса, но в 2011 году ситуация немного выровнялась и Украина получила $7,2 млрд., в 2012-м – $8,4 млрд. Дальше снова обвалы: в 2013-м – $4,5 млрд., в 2014-м – $410 млн. (война еще никого не сделала инвестиционно привлекательным, – автор).
За счет западной финансовой поддержки и постмайданной эйфории в 2015-м мы собрали $2,9 млрд., в 2016 году – $3,2 млрд., в 2017 году – $2,2 млрд., в 2018-м – $2,3 млрд., в 2019-м – $3 млрд. А вот в 2020 году – минус $343 млн.
То есть прибавки нет, только убыток. Из трех кварталов прошлого года только во втором Украина получила позитивный инвестбаланс в размере $1,2 млрд., который был нивелирован оттоком средств в первом квартале $1,5 млрд. и в третьем $50 млн.
Понятно, что в прошлом году начался мировой кризис, пандемия и все такое. Украина шла в русле глобального падения. Но еще до начала планетарного карантина – в первом квартале 2020 года страна получила крупнейший минус инвестиций за весь год.
И это несмотря на заявление президента Владимира Зеленского, сделанное на юбилейном экономическом форуме в Давосе о том, что для крупных инвесторов в Украине появится опекун – инвестиционная няня.
Вместо резюме
Как отмечают эксперты, правительство пытается создать «лучшие условия для привлечения иностранных инвесторов», чтобы компенсировать обсуждаемую в мировых СМИ коррупцию, недоверие к судебной системе, монополизации рынков, общую политическую нестабильность и кадровую чехарду в исполнительной власти.
Это обычная тактика африканских и латиноамериканских стран, которые налоговыми льготами компенсируют риски ведения бизнеса в своей стране. История с “Мотор Сич”, а также разговоры о том, что на каждом заседании СНБО будут сюрпризы для собственников активов и обладателей всякого рода лицензий, с позиции пиара выглядит забавно. Но для желающих инвестировать однозначно перевешивают все приятности от налоговых послаблений и мифических инвестнянь. Так что о $5 млрд. нам лучше не мечтать. Чтобы потом не было обидно разочаровываться…
Галина Акимова