Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Инвестняня для «НЕнационализации»–1

Источник: "Версии"

19 марта президент Владимир Зеленский подписал указ о создании национального фонда инвестиций. И поручил Кабмину его реализовать. В это же время премьер Денис Шмыгаль выступал перед немецкими инвесторами, предлагая им вкладывать деньги в Украину. 

«В помощь» ему районный суд Киева арестовал 100% акций «Мотор Сичи» в контексте «НЕнационализации». Как тогда называется то, что мы сейчас затеяли? И что по этому поводу думают инвестняни?

Опыт «Криворожстали»

Все новое – хорошо забытое старое. Когда секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что на заседании 11 марта, речь шла не о национализации запорожского предприятия «Мотор Сич», а о его возвращении в собственность украинского народа в соответствии с действующим законодательством, у меня возникло острое чувство дежа вю.

Данилов сказал, что «слово «национализация» никак не было использовано ни на заседании СНБО, ни в решениях, которые принимались СНБО, ни на брифинге, на котором я выступал”. Где-то я уже слышала подобную риторику.  

Точно! Вспомнила! В 2008 году тогдашний президент Виктор Ющенко запретил премьеру Юлии Тимошенко употреблять слово «национализация». Нашлась и цитата. “Президент Віктор Ющенко обіцяє не допустити в Україні націоналізацію, яку оголосила прем’єр Юлія Тимошенко.

– Я почув такі репліки… Доки я буду президентом, я не допущу їх реалізації… Мене дуже турбує репліка про націоналізацію. Шановні, я просив би, не вживайте це слово. У вас на те немає закону й ніяких підстав… Три роки назад ми збиралися обговорювати в політичному колі денаціоналізацію 3,5 тисяч підприємств… Ми півтора роки платили за ту необачну репліку, яка кимось була сказана…”.

Те “3,5 года назад”, о которых говорил Виктор Ющенко, совпадают по времени с реприватизацией «Криворожстали», которая перешла в частные руки в 2004 году, потом была национализирована и продана еще раз металлургическому холдингу Mittal Steel Germany GmbH. С тех пор самое крупное предприятие горно-металлургического комплекса Украины  называется «ArcelorMittal Кривой Рог».

Для справки. Первый приватизационный конкурс по “Криворожстали” проходил за несколько месяцев до окончания президентских полномочий Леонида Кучмы. ФГИ ввел дополнительные условия – только для национального инвестора. В результате победу одержал консорциум «Инвестиционно-металлургический союз», созданный компаниями System Capital Management Рината Ахметова и «Интерпайп» Виктора Пинчука. Консорциум предложил за 93% акций «Криворожстали» 4,26 млрд. грн. (около $800 млн.) при стартовой цене 3,8 млрд. грн. (около $760 млн.). Потом эти деньги им вернули.

После прихода к власти Виктора Ющенко решением Верховного суда Украины приватизацию «Криворожстали» признали незаконной. Предприятие вернули в государственную собственность. В октябре 2005 года был проведен повторный конкурс, который выиграл концерн Mittal Steel Germany GmbH, заплативший за 93% акций рекордную в истории украинской приватизации сумму в $4,8 млрд. Юлия Тимошенко на момент торгов находилась во временной отставке, но присутствовала в комнате для почетных гостей.

Рейдерский передел

В отличие, от повторной продажи «Криворожстали», уже давно забыты заявления “оранжевой власти” о необходимости массовой реприватизации 3000 предприятий. Тем более что сразу после прихода к власти первого правительства Юлии Тимошенко страну захлестнула волна несанкционированной смены собственников. Другими словами, массового рейдерства.

Начался первый большой передел первичного рынка собственности, сформированного в 90-е гг. Так называемая ваучерная приватизация, стартовавшая в конце 90-х, аренда с выкупом и превращение советских директоров в мажоритарных акционеров возглавляемых ими предприятий привели к захвату наиболее ликвидных активов теми, кто был близок к фабрикам, заводам, пароходам, имел выходы на административный ресурс и правоохранительные органы. Остальных отодвинули от корыта на недосягаемое расстояние.

Спустя почти десятилетие “обделенные” собрали силы, переформировались, коррумпировали новых политиков с майдана, посадили своих людей в министерские кресла и силовые ведомства и решили взять реванш. Помню, что одновременно с началом рейдерства, в котором ведущую роль играли продажные судьи и ушлые юристы, появились публикации о том, что это восстановление справедливости. Или как минимум процесс из серии “грабь награбленное”.

Хотя перед досрочными парламентскими выборами 2007 года с рейдерством начали показательно бороться практически все госорганы, меры воздействия на рейдеров оказались неэффективными. Вспоминается указ Виктора Ющенко от 12 февраля 2007 года «О мерах по усилению защиты прав собственности» №103/2007, которым так гордились на Банковой.

Как писали в тогдашней прессе, “президент поручил Кабинету министров при участии Верховного суда и Генеральной прокуратуры проанализировать факты рейдерства и по результатам анализа внести на рассмотрение парламента законопроект об установлении уголовной ответственности за рейдерство”. Каков результат? Никакого!

Банковский бум

Несмотря на отсутствие действенных законодательных механизмов по обузданию рейдерства в Украине, у нас был высокий прирост иностранных инвестиций. Если смотреть цифры, то прямые иностранные инвестиции составили https://index.minfin.com.ua/economy/fdi/ в 2002 году $693 млн., в 20013-м – $1,4 млрд., в 2004-м – $1,7 млрд., а в 2005-м – $7,8 млрд. Обратите внимание на этот скачок!

Опять-таки немало в 2006-м – $5,6 млрд., повторение рекорда в 2007-м – $9,8 млрд. и в предкризисном 2008-м – целых $10,9 млрд. Логичное падение в результате мирового финансового коллапса в 2009-м – $4,8 млрд. и улучшенный результат в 2010-м – $6,5 млрд.

Такие внушительные иностранные вливания обеспечивал “банковский бум”, который захлестнул Украину с 2005 года. Отечественные финансовые учреждения раскупались международными конгломератами как горячие пирожки. Это было связано с общей тенденцией на мировом рынке, а также высокими ставками по кредитам в Украине.

Первопроходцем скупки украинских банков стала шведская финансовая группа SEB. В начале 2005 года она купила у Станислава Аржевитина 94% небольшого банка «Ажио» за $27,5 млн. Уже в августе 2005 года австрийская группа Raiffeisen Int приобрела 93% банка «Аваль» за $1 млрд.

В том же 2005-м харьковские бизнесмены Эрнест Галиев и Александр Ярославский продали 51% своего “УкрСиббанка” французской группе BNP Paribas за $347 млн. А Виктор Тополов в 2006 году свой “Индекс-банк” французской группе Credit Agricole S.A. за $260 млн.

В 2007 году Леонид Юрушев продал 60% банка «Форум» за $600 млн. немецкому Commerzbank. Австрийский Volksbank International AG купил 98% львовского банка «Электрон» за 57 млн. евро. А «Сбербанк России» – «НРБ-Украина» Александра Лебедева за  $150 млн.

Перед самым началом финансового кризиса 2008 года Сергею Тигипко удалось продать свои «ТАС-Коммерцбанк» и «ТАС-Инвестбанк» шведскому Swedbank за $485 млн. Экс-мэру Киева Леониду Черновецкому свой “Правэкс-банк” итальянской группе Intesa Sanpaolo за $750 млн. Но все рекорды побил Виктор Пинчук: 95% “Укрсоцбанка” он  продал итальянской группе UniCredit за рекордные $2,07 млрд.

В 2010-2012 годах западные банки начали уходить туда, откуда пришли – к себе в Европу. Частично это было связано со сменой власти в Украине, но в большей степени с последствиями мирового финансового кризиса. За два года из 20 крупных иностранных банков в Украине сохранила свои представительства только половина.

После кризиса 2008 года Юлия Тимошенко обещала забрать в государственную собственность и национализировать коммерческие банки, оказавшиеся в сложном финансовом положении.

Были национализированы “Укргазбанк”, банк «Киев» и “Родовидбанк”. В самый крупный из проблемных банков – “Надра” НБУ в феврале 2009 года ввел временную администрацию и продлевал срок ее работы до 2011 г., пока у финучреждения не появился новый инвестор – компания Centragas Holding AG Дмитрия Фирташа. Но это отдельная тема.

С тех пор и до недавнего времени удачного опыта национализации у нас не было. Да, мы пытались национализировать нефтепродукты “Нефтегаза”, провести спецконфискацию имущества представителей “злочинной влады”, и даже национализировали “Приватбанк”. Но к инвестициям, тем более иностранным, это не имеет никакого отношения.

Продолжение следует.

Галина Акимова


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.