Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Что значит налоговая амнистия для каждого украинца

Источник: vesti.ua

Чем предлагаемая реформа от президента обернется для каждого из нас.

Президент начинает еще одну реформу в части налоговой амнистии. Ее проведение в сентябре прошлого года анонсировал в интервью "Вестям" глава финкомитета парламента Даниил Гетманцев. По задумке, все граждане Украины, — а это касается и обычных налогоплательщиков, и "заробитчан", и ФОПов, — должны показать имущество и накопления, уточнить их происхождение, а с сумм, которые не были в свое время обложены налогом, уплатить от 2,5% до 9%.

Эксперты, с которыми идею обсудили "Вести", считают ее в целом неплохой, но дьявол, как известно, кроется в деталях. А в пакете законопроектов, поданных в парламент, наши собеседники нашли немало недоработок. Мы разбираем, что будет означать амнистия капиталов для каждой из социальных групп.

В чем суть идеи

Изначально в предвыборной программе президента значилась "нулевая декларация" для бизнеса: "Каждый бизнесмен за 5% сможет задекларировать и легализовать свои доходы. Полученные средства пойдут на уменьшение тарифной нагрузки для малоимущих", — вот цитата из официального документа.

На прошлой неделе президент передал в Раду сразу четыре законопроекта о налоговой амнистии. Согласно им, с 1 июля 2021 до 1 июля 2022 года предложено провести однократное добровольное декларирование активов физлиц. "Амнистия" — в освобождении от уголовной и административной ответственности за неуплату налогов/сборов.

Подать декларацию может каждый, кто имеет доходы, с которых не были уплачены налоги и сборы, — категории этих граждан мы и разбираем ниже (включая тех, кто декларировать ничего не сможет).

Что можно будет подать в декларации:

  • валютные ценности (на счетах в банках — подать наличные доллары или евро нельзя);
  • квартиры, дома, в т. ч. недострои, землю (не декларируются квартиры до 120 кв. м, а также дома до 240 кв. м, коммерческая недвижимость до 60 кв. м, к примеру сарай/гараж, и земельные участки по бесплатной приватизации до 2 га);
  • автомобили, яхты, катера и самолеты (не нужно будет декларировать одну машину на человека, а вот бус с 10 и более посадочными местами, объемом двигателя более 3 л и стоимостью более 2,25 млн грн придется показать);
  • ценные бумаги;
  • доли (паи) в имуществе юрлиц в Украине и за границей.

Ответ на вопрос "что и как платить?" также есть в законопроектах. Ставка налога для тех активов (недвижимости или финансов), что находится в Украине, — 5%. Для активов, что размещены за границей (например, в офшорных юрисдикциях), — 9%.

Есть еще одна ставка, которая будет выгодной для владельцев "серых" денег: всего 2,5% придется заплатить, если средства пойдут на покупку ОВГЗ на срок больше года — т. е. за счет средств будет профинансирован госбюджет и граждане дадут государству в долг. "Лишняя" недвижимость или транспорт, согласно проекту, будут оценены, а платить нужно будет процент с оценочной суммы.

Если лаконично, смысл таков: тот, кто годами не платил налоги, может внести сумму единожды, и его имущество "обеляется" раз и навсегда, и у БЭБ — новосоздаваемой структуры, Бюро экономической безопасности — больше не будет к человеку никаких вопросов. Но это в идеале. А теперь разберемся с частностями.

Самозанятые, ФОПы и "конверты"

Перечень имущества (квартира, дом, машина), которое не требует налогового "подтверждения", описывает активы средней украинской семьи. Но с середины "нулевых" имущественное положение у многих существенно улучшилось, а города-миллионники пережили строительный бум. Многие имеют две, три и более квартир с метражом, который не вписывается в прокрустово ложе законопроекта.

"И вряд ли вы, начиная с 1991-го, скрупулезно собирали все платежки перед тем, как купить себе квартиру, — поясняет "Вестям" глава Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. — По сути, у абсолютного большинства граждан нет документов, которые бы подтвердили происхождение того или иного имущества".

В этой ситуации удар может прийтись по тем, кто откладывал сбережения, получая часть дохода "в серую" (пресловутые конверты с доплатами, что позволяют их работодателям уходить от уплаты части НДФЛ), часть ФОПов, "аутсорсеров" и, в принципе, самозанятое население. А речь, ни много ни мало, о 4 млн украинцев: из заявлений Налоговой следует, что экономически активное население составляет 17 млн человек, а среди них зарегистрировано плательщиками ЕСВ и других налогов всего 13 млн.

"Речь о единоразовом "налоге" на население, которое выпало с "радаров" налоговой системы. Нужно отметить: структура нашей экономики очень "коррупционная", и раз так, то сам фильтр легализации нужно было бы брать очень высокий, скажем, от $500 тыс., чтобы процесс задел именно коррупционную верхушку, — поясняет "Вестям" финансовый аналитик Алексей Кущ. — По сути, происходящее — не "легализация", а налог на самозанятых и аутсорсеров".

Заробитчане и кооператоры

Еще одним потенциальным "донором", очевидно, станут трудовые мигранты, зарабатывающие за рубежом. "Вряд ли заробитчанин после приезда из-за границы первым же делом бежал в финуправление или в Налоговую, писал декларацию и платил налоги. Он собирал копеечку, чтобы купить себе авто, недвижимость или садовый участок, т. е. решить проблемы, с которыми государство помочь ему не могло", — поясняет Пендзин.

Ситуация тут такая же, как с первой категорией, за исключением того, что зарплаты трудовых мигрантов, выплаченные им в Польше или Испании, уже были обложены налогом по местному законодательству. Примут ли их документы об уплате налогов (предположим, что они работали легально и имеют подтверждение) — вопрос. Да и вряд ли те, кто трудился на сборе клубники в Польше или ухаживал за пожилыми немцами, смогут предъявить подобные документы.

Экономисты называют и еще один нюанс: в законопроекте не урегулирован вопрос того имущества и денежных средств, что были получены до 1991 года. По сути, жилье, полученное от государства или купленное за счет предпринимательства (ведь были разрешены кооперативы, более того, они в СССР подлежали налоговым льготам), может быть обложено налогом повторно.

Переселенцы

Особая категория — люди, выехавшие из Крыма, Донецкой и Луганской областей. Они де-юре владеют недвижимостью и/или транспортом, однако де-факто совершить какие-либо действия со своим имуществом не могут.

"Чтобы это имущество задекларировать, нужно доказать его стоимость. Чтобы это сделать, надо провести оценку, определить налоговые обязательства, но как сделать это, никто не поясняет, — говорит Пендзин "Вестям". — Если поехать и взять справки у администраций непризнанных "республик" — нарвешься на обвинения в коллаборационизме, кстати, в Раде уже лежит свежий проект закона по этому поводу".

А ведь переселенцы также владеют большим объемом имущества — Луганская и особенно Донецкая области до 2014 года были в числе экономических флагманов, и именно там во многом формировались состояния украинских "нуворишей".

Чиновники и военные

"Государевы люди" выведены из-под действия закона, т. к. по антикоррупционному законодательству они и так подают декларации с 1 января 2005 года. Военные, служащие по контракту объединены с ними в одну категорию, поскольку также являются декларантами.

Эксперты, опрошенные "Вестями", называют условия для них дискриминационными, ведь они не смогут "отбелить" свое имущество (государство сняло с себя обязательство по непривлечению их к уголовной ответственности за данные, поданные в декларациях). Впрочем, как и их родственники, причем под термином "близкие лица" понимаются как родители, братья и сестры, так и двоюродная родня, "племянник, племянница, родной дядя/тетя, (пра)дед, (пра)бабушка, внук, внучка, невестка, тесть, теща, свекр, свекровь...".

"Давайте посчитаем: сегодня у нас 1,5 млн госслужащих. Мы грубо считали, что с 2005 года через это горнило в той или иной степени прошло порядка 10 млн человек. Если берем членов их семей по "широкому кругу", то ущемление в правах касается примерно 20 млн человек. Половина населения страны! — говорит глава Экономического дискуссионного клуба. — Для каждого из них декларация всё равно что явка с повинной. Нельзя подавать ее заочно. Нельзя дарить близким людям ценные подарки, если те внесены в декларацию (т. е. задекларировав авто, родители не смогут подарить его детям на свадьбу)".

Вип-чиновники и политики

Они вынесены в отдельную категорию, поскольку, во-первых, законопроект задумывался именно для отбеливания их собственности (особенно тех активов, что были выведены за рубеж), и, во-вторых, именно они нуждаются в легализации. Пример: помощник одного из топовых политиков с Западной Украины на днях жаловался журналисту "Вестей" на нехватку наличных сумм, из которых можно было бы заплатить зарплаты обслуживающему персоналу: большая часть его активов находится на счетах в банках Запада и подлежит усиленному финмониторингу как средства "PEP" (термин расшифровывается как "publicly exposed person" — "публичное лицо", англ.).

"Эта идея интересна как раз коррумпированным элитам, которые хотели бы "почистить перья", ведь финмониторинг в банках становится все жестче, и заводить деньги в украинские банки становится все проблематичнее: а основные покупки и траты — особняки и их содержание (коммунальные платежи), элитный автотранспорт и его обслуживание, драгоценности, шубы, зарплаты обслуге — все совершается по безналу, — говорит "Вестям" Алексей Кущ. — Им нужны легальные деньги, а их заводить все сложнее".

И "вишенка на торте": действующие (а также бывшие) политики, которые показали в своих декларациях миллионные суммы, — напомним, что экс-комбат батальона "Айдар" Сергей Мельничук внес в декларацию 1 триллион гривен наличностью, — под легализацию средств не попадают.

"Считается, что они уже легализовались путем заполнения е-декларации. Где, кстати, никто с них никаких налогов не брал, в итоге те, кто вписывали себе по $30–40 млн "кешем", никакие налоги платить не будут", — подчеркивает Кущ.

Бизнесмены

А вот бизнесу, который, по идее Зеленского, должен будет заводить средства в Украину, чтобы "легализовать" свои средства, идея может и не прийтись по душе. По словам Алексея Куща, не выполнено изначальное условие, которое позволило бы бизнесу спокойно работать в стране, — не снижена совокупная фискальная нагрузка.

"А если меня не устраивает налоговое давление в стране, то какой смысл мне что-либо "отбеливать", если я завтра все равно буду уходить "в тень"? Мне проще будет через механизмы международной оптимизации создавать компании, через которые в Украину заводить инвестиции, кредиты нерезидента и финансировать свой бизнес через них", — пояснил экономический аналитик "Вестям".

Есть и еще одна особенность. Данные деклараций нельзя будет использовать в судах в качестве доказательств по другим делам, и в этом — суть доверия декларанта к государству. Однако есть такое понятие, как "оперативная информация следствия": то, что нельзя прямо обнародовать в суде, можно использовать для получения косвенной информации: условно, для следователей данные — прямая наводка, "куда нужно копать". Наученный десятилетиями опыта бизнес может не захотеть открывать капиталы и по этой причине.

Будет ли доверие?

Разумеется, идея не заработает полноценно без системы наказаний — как за ошибки или подачу недостоверных данных в декларации, так и за наличие "неочищенных" активов. Те, кто не заплатил налоги по амнистии, должны пожалеть об этом позже — в этом и должен заключаться смысл амнистии капиталов.

"Поэтому следующий шаг — это всеобщее декларирование доходов, чтобы можно было сличать декларации и искать существенное улучшение материального статуса, не подкрепленное доходами, — говорит Кущ. — А это значит, если за год амнистии программист, работающий как ФОП, не "очистит" те $50 тыс. сбережений, то потом, купив на них квартиру, он заплатит уже не 5% по амнистии, а 19,5% (18% подоходного налога + 1,5% военного сбора. — Авт.)".

Сработает ли амнистия? Вопрос пока открыт. В интервью "Вестям" сам Даниил Гетманцев говорил: в этом процессе самое важное — психологический аспект. "Если в амнистию не будут верить, она будет неуспешной, — отмечал глава финкомитета. — Амнистия — дело добровольное, данному процессу и тому, что дальше не будет последствий, ответственности за раскрытую информацию, люди должны действительно поверить".

В качестве примера Гетманцев привел амнистию капитала в Казахстане в 2007 году: президент Нурсултан Назарбаев взял на себя личную ответственность за этот процесс, и декларации, поданные налогоплательщиками, были привселюдно сожжены после уплаты налогов. А год спустя по этой модели пошел Кыргызстан, однако там процесс провалился — деклараций почти никто не подал. "Люди не поверили власти. Поэтому так важно, чтобы закон об амнистии внес президент, важно, чтобы ему поверили, и он взял на себя личную ответственность".


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.