Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Покажет кабель: у Минска есть заманчивое предложение для Польши по БелАЭС

© Photo : Vk / РУП "Белорусская АЭС"

Участие Белоруссии в газовых проектах Польши может потребоваться ради совершенно утилитарной цели – построить вставку постоянного тока и начать экспорт "атомной" электроэнергии в Польшу

Борис Марцинкевич

С первых месяцев 2020 года риторика президента Белоруссии Александра Лукашенко по отношению к России начала становиться все более резкой. Все мы неоднократно читали про претензии руководителя союзной республики относительно цен российской нефти, поставляемой в Белоруссию. А совсем недавно с подачи господина Лукашенко возникли разногласия и по ценообразованию на поставки российского природного газа.

Подавляющее большинство комментаторов многочисленных заявлений Лукашенко в центр внимания помещают некие политические разногласия между ним и Владимиром Путиным: президент России настаивает на дальнейшей интеграции союзного государства, президент Белоруссии отказался подписывать соответствующую "дорожную карту", и вот теперь вокруг именно этого вопроса сверкают молнии и гром гремит. Казалось бы – все логично, все именно так и обстоит.

БелАЭС – палка о двух концах

Но есть и совсем другая логика, описывать которую долго не требуется, вполне достаточно нескольких тезисов. Бытие определяет сознание, то есть экономика определяет политику. Основа, базис любой экономики – энергетика. В самое ближайшее время базой энергетики Белоруссии станет Белорусская АЭС.

БелАЭС строится на средства межгосударственного кредита в размере десяти миллиардов долларов, условия займа не так давно были изменены: 3,1 процента годовых, начало возврата – 2023 год. Процент весьма щадящий, но в абсолютных цифрах для экономики Белоруссии он станет весьма существенной нагрузкой – только процентов нужно будет ежегодно возвращать 31 миллион долларов, без учета "тела" кредита.

За все годы строительства БелАЭС ни сама Белоруссия, ни Союзное государство по не очень понятным причинам не пошли на создание на территории Белоруссии ни одного энергоемкого экспортно ориентированного предприятия. В результате в настоящее время перед Белоруссией выросла проблема – как отдавать кредит?

Но и третий закон Ньютона никто не отменял: сила действия все так же равна силе противодействия. А что России делать, если Белоруссия не потянет возврат кредита? Забрать БелАЭС в собственность за долги? И что дальше? Атомные энергоблоки генерируют электроэнергию, пачки долларов из активной зоны реактора не вылетают. Поднять тарифы на электроэнергию, вызвав тем самым социальную напряженность в Белоруссии? "Изобрести" производственный проект, продукцию которого экспортировать из Белоруссии в Россию или в Европу?

Прелестно, но это потребует новых инвестиций, что отодвинет сроки возврата кредита в еще более прекрасное далеко. Остается признать очевидное: проблема кредита под БелАЭС стоит не только перед Белоруссией, но и перед Россией. Если этот факт сделать основой для дальнейшего анализа, то поведение господина Лукашенко выглядит совершенно иначе: он должен решить этот вопрос, а единственный способ решения в сложившейся обстановке – наладить экспорт электроэнергии в соседние с Белоруссией страны.

Боливар украинской породы

Почему и как складываются отношения Белоруссии с Литвой, Латвией и стоящей за ней (в географическом плане) Эстонией, Sputnik Литва уже рассказывал, причем максимально подробно. Кто там еще в соседях у Белоруссии? Украина? Молодое и невероятно "европейское" государство – очень своеобразный экономический партнер.

С одной стороны, Украина вполне успешно разваливает собственную энергетическую отрасль, и политически нейтральный господин Лукашенко, который даже не преминул встретиться с талантливым артистом Владимиром Зеленским, который вот уже год исполняет роль президента Украины, вполне способен обеспечить эту страну "атомной" электроэнергией. Но тезисы, изложенные в начале статьи, действуют в любой стране: разваливая свою энергетику, Украина развалит и свою экономику. Разумеется, это ее суверенный выбор, который никто не смеет оспаривать, но это означает, что рассматривать Украину как стабильный рынок сбыта электроэнергии Белоруссия не может.

Какой-то объем электроэнергии в ближайшие несколько лет Белоруссия поставлять этой своей соседке сможет, но наиболее вероятное развитие событий – снижение этих объемов год за годом. То, что Белоруссия будет пользоваться возможностью экспортировать электроэнергию на Украину, – сомнений нет, нет ничего случайного в визите Зеленского в Минск и в том, что Белоруссия хранит молчание по поводу признания полнейшей легитимности возвращения Крыма в Россию. Извините за циничность, но почему бы не воспользоваться Боливаром, пока он копыта не откинул?

"Белое пятно" на энергетической карте Польши

Остается проанализировать, как складываются отношения Белоруссии и Польши. На всякий случай напомню масштабы: население Белоруссии – 9,4 миллиона человек, ВВП 2019 года – 60,45 миллиарда долларов; население Польши – 37,97 миллиона человек, ВВП 2019 года – 605 миллиардов долларов. Снова несколько цинично: Белоруссии есть, кому продавать электроэнергию в Польше, у Польши есть деньги, чтобы рассчитаться. Остается ответить на "простой" вопрос: а Польше оно надо?

Попробуем ответить, но начнем не с политики, а как положено – с состояния энергетической системы Польши. Общеизвестный факт – в Польше 80 процентов электроэнергии вырабатывается на угольных электростанциях. Второй общеизвестный факт: Евросоюз, в состав которого Польша входит, только что не с пеной у рта требует декарбонизации энергетики, то есть закрытия всех угольных электростанций. Два этих факта на территории Польши ведут суровый бой.

В силу внутренних причин Польша никогда не пойдет на закрытие действующих угольных электростанций – это будет означать массовое закрытие угольных шахт и разрезов на ее территории и самоубийство любого правительства, которое рискнет это сделать. Ну а Еврокомиссия никогда не пойдет на то, чтобы позволить Польше строить новые угольные электростанции, а заодно постарается обложить действующие как можно более высокими штрафами за выбросы углекислого газа. Это было вступление, а теперь вашему вниманию – карта энергетической системы Польши.

GEOLAND Карта польской энергетики

"Узелки" на линиях электропередачи разной мощности (и цвета) – это электростанции. Граница с Белоруссией – это северо-восток Польши, где мы наблюдаем всего три "узелка". Более того, "узелок" в Остроленке существует только на этой карте, там Польша намеревалась строить новую электростанцию – угольную. План отпал – Евросоюз пообещал такие кары небесные, что гордые потомки шляхты решили не связываться. Уберем мысленно с карты "узелок" в Остроленке – и мы увидим результат: энергодефицитный регион Польши, причем немалого размера. Энергетики в Польше такие же, как и в любой другой стране, им эти "безузелковые" пространства – нож в сердце.

Польские электрики польским сантехникам – не братья

И нашлись среди польских энергетиков люди настолько отчаянные, что отправились в правительство с еще одной картой Польши, на которой очень хорошо видно, что в Остроленке можно построить не угольную, а газовую электростанцию.

© CC BY-SA 3.0 / DS28Основные газопроводы из России в Европу

До источника газа – меньше ста километров по прямой, источник этот называется магистральный газопровод "Ямал – Европа", из которого всего и потребуется-то по одному миллиарду кубометров в год извлекать. История не сохранила имя энергетика, который рискнул заговорить об этом проекте с правительством Польши, но мы все равно будем помнить его молодым и красивым – вряд ли он выжил после того, как заявил, что нужно увеличить поставки газа из России на миллиард кубометров.

Итог переговоров был очевиден до его начала: для нынешнего руководства Польши лучше вообще никакой электростанции, чем электростанция на российском газе. Никто не заметил, но как раз в этот момент за окном кабинета, где шли переговоры, появился лукаво улыбающийся Лукашенко с куском электрокабеля в руках. Удивительно еще и то, что изоляция кабеля была ярко-зеленой, то есть такого же цвета, как электроэнергия, которую будет производить БелАЭС – без малейшего "углеродного следа". Нет, незримо наблюдавший за переговорами Лукашенко не размахивал руками и ничего не сказал: показал кабель и растворился, как порядочному призраку и положено.

Давайте отдадим должное Александру Григорьевичу: он достаточно терпелив, чтобы не обращать внимания на всевозможные предвыборные заявления пана Дуды. И Литву с предложением "бойкотировать" БелАЭС Польша уже поддержала, и с Трампом про мифические американские АЭС разговоры разговаривал – так это с кем не бывает, один прибалтийский политик даже формулу вывел: "Разве можно было не обещать".

Кабелем по трубе?..

Президентские выборы в Польше закончатся, кто-то да станет их победителем, и вот этому кому-то все равно придется решать проблему отсутствия "узелка" в Остроленке. Напомню, как звучал текст от Лукашенко, который очень недоволен ценой российского газа: "У нас полно поставщиков, мы и подешевле найти можем". Теоретически – может, для этого "всего-навсего" нужно превратить "Ямал–Европу" в интерконнектор. Сущий пустяк – десяток компрессорных станций, обвязки на входах-выходах газовой магистрали из Белоруссии в Польшу и из Польши в Германию, не более пары миллиардов долларов.

На всякий случай заранее прошу – давайте не удивляться тому, что даже если переговоры об этом между Минском и Варшавой начнутся, их участники по очереди будут вскакивать из-за стола и что-то громогласное про "независимость от России" провозглашать. Тут ведь как на Олимпиаде: главное не результат, а участие – все будут слышать и видеть, как Польша и Белоруссия борьбой борются против "коварной России", а то, что денег на такой проект нет ни у одной, ни у второй, так это другое.

Участие Белоруссии может потребоваться ради совершенно утилитарной цели – построить ВПТ, вставку постоянного тока, и начать экспорт "атомной" электроэнергии в Польшу. Так отчего бы не поговорить? На ВПТ и поставки безуглеродной электроэнергии финансы и Еврокомиссия найти может. В отличие от Литвы Еврокомиссию вердикт МАГАТЭ по БелАЭС совершенно устраивает – раз профессионалы атомной отрасли заявили, что БелАЭС полностью соответствует постфукусимским требованиям по безопасности, значит, так оно и есть. А строить ВПТ за чужие деньги – это не интерконнектором за свои заниматься, это, как говорили в Одессе, две большие разницы. Мало того, после появления ВПТ правительство Польши может вообще забыть про "узелок" в Остроленке, польские энергетики и без него вспомнят, что умеют довольно улыбаться.

Вывод из всей этой истории, которая растянулась на четыре статьи, в общем-то, очень простой: спокойствие, только спокойствие, как завещал великий Карлсон. Наблюдаем за выборами в Белоруссии и в Польше, следим за анонсированным визитом Александра Лукашенко в Ригу в ближайшее время. И, конечно же, не забываем про "феномен кредита под БелАЭС" – мне кажется, он того стоит.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.