В прежние времена в Пайплайнистане (так называется вымышленная "страна трубопроводов") скорбные повествования были нормой. Геополитическую шахматную доску просто заполонили разрушенные мечты – от столкновения газопроводных проектов Иран-Пакистан-Индия и Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия в афгано-пакистанском регионе до умопомрачительной оперы "Набукко" в Европе.
Что примечательно, каждый раз, когда на сцене появлялся Китай, как правило, все завершалось успешно. Пекин профинансировал прокладку газопровода из Туркменистана в Синьцзян, завершенную в 2009 году, а кроме того, получит немалую выгоду от двух весьма впечатляющих сделок с "Сила Сибири" с Россией.
Ну а теперь – Украина. Революция достоинства, известная как "Майдан", была проектом администрации Обамы, в котором участвовала первоклассная команда актеров под предводительством президента Соединенных Штатов: Хиллари Клинтон, Джо Байден, Джон Маккейн и, разумеется, главный дистрибьютор сладкого печенья в Киеве – Виктория "F**k Евросоюз" Нуланд.
Помимо прочего, от Украины ожидалось, что она помешает углублению энергетических связей между Россией и Германией, а также с другими европейскими потребителями. Однако, все получилось не совсем так, как было задумано. "Северный поток" уже действовал. Для поставок газа в страны Южной Европы "Газпром" предназначал еще один проект газопровода – "Южный поток". Непрестанное давление со стороны администрации Обамы привело к его срыву. Однако, это сработало ненадолго, поскольку альтернативный вариант, "Турецкий поток", уже завершен, и с 2020 года по нему начал поступать газ.
Затем главной мишенью американских атак стал "Северный поток-2". На этот раз, несмотря на все усилия со стороны администрации Трампа, сорвать реализацию проекта не удалось. Сегодня уже никто не сомневается, что к концу 2020 года прокладка будет завершена, и газопровод вступит в эксплуатацию.
Посол Соединенных Штатов в Германии Ричард Греннель, которого президент Трамп назвал "суперзвездой", был разъярен. В точности придерживаясь написанного для него сценария, он стал угрожать европейским партнерам "Северного потока-2" – компаниям ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall – новыми жесткими санкциями.
Хуже того, он однажды заявил, что Германия "должна прекратить кормить чудовище, в то время как она даже не платит достаточного взноса в бюджет НАТО". Для тех, кто не понимает, "кормить чудовище" – не слишком тонкий намек на торговлю энергоносителями с Россией. Однако, на министра экономики и энергетики Германии Питера Альтмайера эти угрозы не произвели особого впечатления. Берлин не признает экс-территориальные санкции законными и легитимными. К тому же, Греннель и раньше не пользовался популярностью в Берлине. Дипломаты бросились открывать шампанское, когда узнали, что он возвращается домой, чтобы занять пост главы национальной разведки США.
"Адские" санкции администрации Трампа задержали завершение проекта "Северный поток-2" не более чем на год. Что действительно важно, так это то, что в этот период Киев должен был подписать соглашение о транзите газа с "Газпромом" на пять лет. Странно, что никто не говорит сегодня о том, что уже к 2025 году Украина лишится своего статуса транзитного государства, поскольку российский газ больше не будет идти в Европу через ее территорию.
В итоге можно заключить, что весь проект "Майдана" оказался фактически бесполезным для Вашингтона.
В Брюсселе ходит шутка о том, что у Европейского Союза никогда не было и не будет единой энергетической политики в отношении России. ЕС разработал газовую директиву, чтобы в принудительном порядке отделить собственника "Северного потока-2" от газа, поступающего по трубопроводу. Немецкие суды применили свое право "найн". Дело в том, что "Северный поток-2" является серьезным фактором энергетической безопасности для Германии. И этого достаточно, чтобы проигнорировать все, что бы ни выдумали в Брюсселе.
Мораль "сей басни" заключается в том, что теперь две ключевых ветки Пайплайнистана – "Турецкий поток" и "Северный поток-2" превратились в стальные пуповины, неразрывно связывающие Россию с двумя союзниками Америки по НАТО.
Теперь, как это свойственно обоюдовыгодным сценариям, и Китаю пора заняться укреплением своих отношений с Европой. На прошлой неделе канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Китая Ли Кэцян провели видеоконференцию, чтобы обсудить пандемию Covid-19 и германо-китайскую экономическую политику. Это произошло на следующий день после беседы между Меркель и Си Цзиньпином, в ходе которой они договорились о том, что намеченный на 14 сентября саммит Китай-Евросоюз в Лейпциге придется отложить.
Этот саммит должен стать кульминацией председательства Германии в ЕС, которое начнется с 1 июля. Именно тогда Германия сможет представить свою единую политику в отношении Китая, которая в теории будет объединять все 27 членов Евросоюза, включая 11 стран, которые уже имеют привилегированные отношения с Пекином и участвуют в инициативе "Один пояс, один путь".
В отличие от администрации Трампа, Меркель на самом деле предпочитает четкое, всеобъемлющее партнерство с Китаем, выходящее далеко за пределы совместного фотографирования на саммитах. Берлин гораздо более изощрен в геоэкономическом отношении, чем Париж с его довольно туманным подходом под девизом "взаимодействие и взыскательность".
Меркель и Си Цзиньпин полностью осознают неизбежность фрагментации мировой экономики после завершения мер изоляции, вызванных пандемией. И все же, в той степени, в которой Пекин вообще готов отказаться от своей прежней стратегии глобальной циркуляции, из которой извлекал немалую выгоду на протяжении последних двух десятилетий, он делает акцент на укрепление своих тесных торговых отношений с Европой.
Известный американский "диссидент" Рэй Макговерн недавно представил свою оценку текущего состояния американо-российских отношений. Суть проблемы кратко резюмировал чрезвычайно искусный российский дипломат, заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков: "Мы не считаем, что Соединенные Штаты в их нынешнем состоянии являются надежным партнером, поэтому у нас нет никакой уверенности, никакого доверия. Таким образом, наши собственные соображения и выводы все меньше связаны с тем, что делает и что заявляет Америка… Мы дорожим нашими тесными и дружескими отношениями с Китаем. Мы рассматриваем их как всеобъемлющее стратегическое партнерство в самых разных областях и намерены развивать это партнерство впредь.
Вот, собственно, и все. Российско-китайское всеобъемлющее стратегическое партнерство неуклонно развивается. В том числе и благодаря трубопроводам "Сила Сибири". Добавьте сюда два "потока", связывающих Россию с ключевыми союзниками США по НАТО. Санкции? Какие санкции?
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.