Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Конкретная история о том, как китайцы американский бизнес съели II

Источник: https://aftershock.news/

Начало здесь

Начиная с 2005-го года, мы с Полом стали довольно часто встречаться, он приезжал на переговоры с потенциальными клиентами, опять же ежегодная февральская выставка упаковки в Москве, там их компания постоянно бронировала/выкупала стенд, ну и меня привлекали постоянно. Общение было прерывистым, но постоянным и бурным.

В частности, я полюбопытствовал, сколько стоит снять стенд/закуток 4 х 4 метра на выставке – оказалось 17 000 долларов на три-четыре дня. Ну и Пол рассказывал мне разные истории про себя и про свою компанию (делать же на выставках особо нечего, сиди себе, да жди любопытствующих посетителей, что, в случае специфики оборудования, случалось редко: 1-2 в день).

Сам он устроился работать в ЛИТТЕЛЛ в 17 лет, сначала был подмастерьем у слесаря, затем – слесарем, затем закончил без отрыва от производства какой-то технический универ, стал инженером, затем уже, поскольку был боек на язык, был продвинут руководством на должность маркетингового директора, директора по продажам, стал мотаться по всему мiру.

В 70-х гг, когда был нефтяной кризис, арабы пошли против США, отказались им нефть продавать, его компания чуть не разорилась, банки тогда давали кредиты под 20% – совершенно неподъёмные для производственников, их маржа была 5-10% прибыли и очень долгий производственный процесс (от заказа до полного изготовления линии), во время которого часто требовались кредиты на «поддержание штанов», предоплата от заказчиков не покрывала всех затрат, а получить бОльшую предоплату было трудно.

Но это было недолго, что-то там Рейган порешал, ставки по кредитам резко снизились, всё вернулось в норму. Поэтому, когда я Полу рассказывал в свою очередь про нашу перестройку 90-х гг и про наши ставки кредитные тогда, он только посмеивался, говорил, да, банкстеры – те ещё суки, всё очень и очень знакомо.

Компания расцвела, увеличила оборот в 80-х гг. Примерно раз в пять. Я Пола спросил, а как так получилось. И он мне ответил удивительно, без всякого привлечения к азам экономикс и прочей дребедени. Он сказал, что страны мiра развиваются по одной и той же модели: когда страна существует 10 или более лет без видимых потрясений (внутренних), без войн и катастроф, то само собой выясняется, что экономическая активность людей приводит к РОСТУ ими потребления пищи – от более примитивной к более разнообразной. Разумеется, этот рост касается не только пищи, а также одежды, употребления разнообразной машинерии, строительства и т. д. Но ПЕРВЫЕ изменения происходят в пище.

Я говорю, и какие же? А он – люди, ты не поверишь, но это так, начинают больше употреблять консервных продуктов. Постепенно и незаметно. Вот, казалось бы, да!? Но это так, проверено мной лично и неоднократно. Ведь консервы легче перевозить из одной точки в другую. Легче употреблять: открыл и съел. И это касается самого широкого спектра пищи, не только мясо и рыба, но и всякие солёности, сладости, фрукты, овощи, каши там. Причём, отличие от другой упаковки в том, что консервы в жестяной банке хранятся очень долго.

Я говорю, блин, в СССР у нас было столько этих консервов, что на них никто и не смотрел… Пол сказал, да, вы себя сами обеспечивали, а могли и весь мiр консервой своей завалить, кстати. Мы в США все локти искусали, проверяя масштабы выпуска консервов в СССР – мы едва вас догоняли по количеству, брали лишь красивой упаковкой и разнообразием. Но у вас ничего не вышло. А вот в 90-е гг вы спустили всю свою консервную промышленность, особенно ту её часть, которая производит жесть и банку.

Я говорю, а почему ты сам и твоя компания появились в России лишь в начале 00-х? Он говорит, а по той же логике процессов. Мы заметили, что с приходом Путина пошла некая стабилизация промышленности, это было нетрудно заметить. А там, где намечается такой тренд – там жди в очень скором времени РОСТ потребления населением консервов. А для этого нужно, чтобы бизнесы подготовились к этому, наладили выпуск жести и банки. Ну и мы тут как тут, как говорится, пожалуйста, скоростная резка листов жести, режь, да клепай затем банки эти, заполняй их продуктами, да продавай.

Я говорю, ну банки же ещё наполнять чем-то надо… Пол смеялся, говорит, не волнуйся, коммерсы чётко видят повышение спроса на некоторые категории товара, не дураки же. А не увидеть повышение спроса на консервы разнообразные может лишь полный кретин. Я говорю, а на сколько повышается спрос обычно? Пол говорит, в течение 10 лет спокойного существования и развития государства – примерно в 5-10 раз от низкой базы. Затем всё приходит в норму и рост идёт лишь с увеличением численности населения.

Ну я потребовал привести примеры. Пол сказал, вот Турция, к примеру. Когда они там утрясли у себя многие вопросы, с 60-х гг начали развиваться более или менее в стабильном режиме, это и означало, что в 70-х гг у них будет резкий взрывной рост металлургической и консервной промышленности. Так и произошло, мы, ЛИТТЕЛЛ, говорит, продали в Турцию в 70-х гг порядка 10 линий. Затем там ситуация устаканилась с консервами, развитие пошло медленно, лишь по мере роста населения.

То же самое с Египтом, Мексикой, Вьетнамом, кстати, добавил он, и с Таиландом. Да и вообще по всему мiру. Сейчас вот мы с интересом смотрим на Африку (напоминаю, это 2005-6-7 гг). ЮАР уже в теме, на подходе Нигерия, Кения, Эфиопия, кто там ещё-то?

Я говорю, а Китай? Пол отвечает со вздохом – с Китаем есть очень сильные проблемы. В конце 90-х гг мы им продали ОДНУ линию, самую низкопроизводительную. Было ощущение, что они взяли её на пробу. После этого пять лет ничего, хотя Китай развивался усиленными темпами и должен был обеспечить рост потребления консервов. А затем Китай купил ещё одну линию, самую скоростную, затем ещё одну, затем ещё пару. Т. е. всё вернулось на круги своя, в соответствии с циклами, но до нас дошли слухи, что грёбаные китайцы разобрали две линии: первую, которую купили ещё в 90-х гг, и одну из самых скоростных – и полностью её СКОПИРОВАЛИ, изготовив две свои, полноценных таких, один в один, как наша.

Я говорю, а откуда вестишки-то? Пол вздохнул, да мiр производителей оборудования для производства консервов тесен, нас всего-то по мiру компаний 10-20, ну с вариациями, есть которые специализируются на резке жести на ленты, чтобы затем пивные и прочие пробки из них делать, есть, которые режут жесть потолще: для банок под краски, допустим, есть которые только по алюминию мастрячат что-то. К тому же все производители такого оборудования собрались всего лишь в трёх местах: США, Германия и Италия. Всё. Больше в мiре никого нет. И мы мирно так сосуществовали всё это время: никто не лез в чужие ниши.

Но всё изменилось с Китаем, который не только у нас купил оборудование и скопировал его, но также и всех производителей немного другого, схожего оборудования, по всему спектру: у немцев, у итальянцев. И у всех они всё скопировали. Всё до последнего болтика. Полный писец – буквально за несколько лет. Они скоро начнут выпускать автомобили, жесть для которых будет резаться сначала на этих итальянских, немецких машинах, наших тоже, а затем они перейдут на свои.

На очередной выставке в Москве в 2007-м году, в феврале, мы с Полом обнаружили стенд соседей-китайцев, которые рекламировали свою линию высокоскоростной резки жести и алюминия. Их фильм, который крутился на стенде, был полностью скопирован у литтелловцев, линия была точно такой же, они даже краску промышленную оставили (зелёное или синее с жёлтым). Пол схватился за голову, говорит мне, ну ты видишь, что эти уроды сделали? Ты видишь? Я пошёл узнал у них цену – ровно в два раза дешевле американской. Просто нет слов.

Да, мы умудрились до 2007-го года продать ещё две линии в Россию (и одну на Украину), по планам (потенциальные покупатели подъезжали, писали, мы с ними вели беседы) могли продать ещё пару в течение нескольких лет. Но Пол уже точно оценивал текущее состояние, говорит мне, китайцы всех нас в течение 5-10 лет вытеснят напрочь с таким ценовым демпингом.

В 2008-м году один товарищ из Магнитогорска съел мне весь мозг в течение нескольких месяцев, постоянно названивая и прося новых и новых материалов по ЛИТТЕЛЛУ, в декабре он пообещал, что купит линию уже в январе. Но он купил её у китайцев.

Ситуация повторилась в 2009-м году с минчанами. Мне и Полу они в очередной раз вынесли весь мозг, но в 2010-м году они линию купили у китайцев.

В 2011-м году произошла последняя продажа линии ЛИТТЕЛЛа на территории России, все остальные, что происходили затем и сейчас – это у китайцев уже. Они, конечно, немного опоздали, рост производства и потребления консервов в России рос сильно в 00-х, сейчас он стабилизировался, поэтому ЛИТТЕЛЛ успел-таки немного. Но…

В 2009-м же году ЛИТТЕЛЛ не продал ни одной линии по всему мiру, был на грани разорения, держался лишь на запчастях к старым своим линиям. Банкиры уже ходили по территории завода, крысились, описывали имущество. Но случилось чудо – пришли заказы сразу из Мексики, Чили и Аргентины, в Южной Америке пошла движуха после 10 лет более или менее спокойной тамошней жизни. Но это было кратковременно.

В 2010-2011 гг ЛИТЕЛЛ продал по линии в Россию, Турцию, Данию, Польшу, Палестину, Саудовскую Аравию и Индию, но после этого пошёл медленный кирдык – везде продажи китайцев поднимались, продажи литтелловцев падали.

Последнюю линию ЛИТТЕЛЛ продал на Украину в 2014-м году (по СНГ), Казахстан так ни одной и не купил (купили две китайских), Узбекистан – тоже (купил одну китайскую).

Ну а самую последнюю линию в 2018-м году ЛИТТЕЛЛ продал в США. После этого все продажи остановились. В 2019-м году компания скукожилась до размеров одного офиса, где сидят три сотрудника на запчастях, завод распродан, сайт ещё действует, и по нему ничего не видно, но сотрудников больше нет, все уволены.

Ситуация с этими линиями такая: по всему мiру ныне работают порядка 350 линий компании ЛИТТЕЛЛ (они очень долгоиграющие и способны достаточно легко конвертироваться в более современные, поскольку основной процесс у них один и тот же). В Турции работают 15 линий, в Таиланде – 7, в Египте – 12, в Европе – более 30, в США – более 100, в Мексике – 14, в Китае – то ли семь, то ли восемь. Но они уже выпускают свои копии.

Продажи китайцев копии линии ЛИТТЕЛЛА таковы: за период с 2005 по 2020 гг они продали порядка 50 линий по всему мiру. Бизнес американцев съеден китайцами подчистую.

Сам Пол, мой товарищ, ушёл на пенсию в январе этого года. Весь персонал, так уж случилось, разбежался, хотя более половины плавно ушли на пенсию в последние годы. Документация на производство пока цела, если и люди, которые в теме, они ещё живы, есть всё пока, но, увы, уже нет самого производства.

Вот их вебсайт: littell.com


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.