В феврале министр энергетики РФ Сергей Шматко признал, что растущие поставки сланцевого газа из США в Европу беспокоят Россию. Теперь видные газовые лоббисты, директора нефтегазовых институтов, топ-менеджеры компаний хотят понять, что все это означает - закат российского благополучия или очередной пузырь пустых ожиданий?
«Газпрому» осталось недолго?
Газоносные сланцы были известны давно. Собственно, в них по большей части и образуются нефть с газом. Но для этого природе требуются миллионы лет и подходящие условия. Если они возникают, «размазанные» в песке углеводороды просачиваются по «губке» пористых пород наверх, пока не упрутся в слой глины или другой плохо проницаемой породы. Она служит как бы «крышкой» естественного резервуара - месторождения. Там нефть или газ накапливаются, пока геологи их не разведают и не пробьют в «крышке» скважину.
Но готовых месторождений в мире сравнительно немного, а газоносные сланцы есть почти везде. И вот в США появились технологии, позволяющие добывать газ непосредственно из них. Одна из них – многоступенчатые гидроразрывы. До нужного пласта сланцев добираются по обычной скважине. Затем в его толще делают горизонтальный «тоннель». Туда закачивают воду с песком и закладывают цепочку зарядов взрывчатки. Когда они взрываются, по пласту во все стороны расходятся «ветки» трещин. По ним-то пропитывающий породу газ и стекается в скважину, выходя наружу. И таких скважин на одном сланцевом поле можно пробурить десятки тысяч!
Самое известное сланцевое поле - Barnett Shale в штате Техас. Сланцы залегают там на глубинах до 2 км на площади 13 тыс. кв. км, запасы газа оцениваются в 59 млрд м3. В 2006 г. месторождение дало 20 млрд м3, в конце 2008 г. число скважин выросло до 11,8 тыс. – по одной на каждые 64 кв. км. Всего в Техасе за 2007-2008 гг. добыли таким путем 43 млрд м3. газа. А в 2009 году поставки сланцевого газа обрушили цены на газ в США и уронили акции газодобывающих компаний.
В мире начался настоящий сланцевый бум. Западные СМИ соревнуются в оценках мировых запасов сланцевого газа, называя умопомрачительные цифры в сотни триллионов кубометров. В Германии создана госкомиссия по поиску сланцев, в Индонезии правительство объявило по поиску сланцев конкурс, в повестке одной из последних встреч президента США Барака Обамы с китайскими лидерами перспективы сланцевого газа и нефти были выделены отдельным пунктом. Американцы уже отказались от части импортного сжиженного газа, и он пошел в Европу, где спотовая цена на газ сразу упала. В итоге поставки по трубам от «Газпрома» оказались в ЕС самыми дорогими. Отказаться от них по условиям контрактов покупатели не могут, но они вынудили «Газпром» продавать им часть газа на спотовом рынке. В итоге на сегодня в балансе российской монополии спотовые продажи газа занимают 15%. что снижает прибыли компании. А тем временем. нефтегазовые компании из США предлагают Европе хоть завтра сделать геологические пробы и, если «сланец» пойдет, поставить добычу газа на поток.
В Москве, как всегда, проснулись поздно и схватились за голову. Это что же теперь, Европа начнет отказываться от поставок «Газпрома»? Строительство газопроводов «Южный» и «Северный поток» никогда себя не окупит и будет заморожено? Придется заморозить Штокман и Ковыкту? А если вслед за газом подешевеет нефть? Что тогда будет с бюджетом России, с ее влиянием на соседей, с суверенной демократией? Наконец, чем мы будем гордиться, ведь газ – это наше все…
Не все так просто
Всеобщая паника заставила экспертов сесть за расчеты, и вот что выяснилось. Мировые запасы сланцевого газа, не говоря уже о возможности их разумного извлечения, почти не изучены. Все цифры, которые сегодня приводятся в СМИ, за исключением данных по США, взяты буквально с потолка. Никто не знает, сколько на самом деле этого газа в Европе, сколько в Китае, сколько на Украине. «Серьезных исследований у нас не было, - говорит директор энергетических программ киевского Центра им. Разумкова Владимир Сапрыкин. – А без них никто не придет добывать».
Но даже если предположить, что мировые сланцы действительно содержат сотни триллионов кубометров газа, с этим газом не все так просто.
Во-первых, природный газ, добываемый по старинке, и сланцевый – две большие разницы. Удельная теплота сгорания сланцевого газа в три (!) раза ниже. То есть для обогрева квадратного метра жилья или заваривания литра чая «нового» газа понадобится втрое больше.
Во-вторых, добывать сланцевый газ – удовольствие не из дешевых. Если напор газа из обычной скважины может не меняться десятилетиями, то из «сланцевой» он хорошо идет первые год-полтора, потом в течение 10 лет дебит скважины падает. На некоторых скважинах операцию гидроразрыва пластов приходится повторять до 10 раз в год. А чаще – бурить новые скважины по $2,5-4 млн каждая. И всякий раз заливать туда до 4 тыс. тонн воды и до 200 тонн песка, строить трубопроводы и дороги, откачивать грязную воду.
По подсчетам эксперта Агентства нефтегазовой информации Александра Хуршудова, оператор проекта Barnett Shale сегодня компания Chesapeake Energy попала в ловушку: добыча все дороже, цены на газ упали, кредиты надо отдавать. Сегодня сланцевый газ обходится в среднем в $150 за тысячу кубометров. «До кризиса, когда цена импортного СПГ в США доходила до $500-600, это было нормально, но сегодня выгода под вопросом», - поясняет директор российского Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Третья проблема связана с экологией. Добывать сланцевый газ можно только там, где есть вода - рядом с реками и озерами. Но часть грязной воды остается в земле и после взрыва она по трещинам может попасть в водозабор. Из-за этого в ряде штатов США запретили добычу возле крупных городов, а густонаселенная и помешанная на чистоте Европа может и вовсе от нее отказаться. На Barnett Shale при строительстве скважин, дорог и трубопроводов уже повреждено не менее 550 кв. км земель, но это еще цветочки. Взрывы вспучивают землю и меняют ландшафт на огромных площадях, грозя оползнями.
Признаки глобальной аферы
Энергетический крах России был бы, конечно, ужасен, но случится это еще не скоро. Да, из-за «сланца» часть поставщиков сжиженного газа может уйти из США в Европу, цена СПГ там упадет, а с ней и цена на русский газ. И это уже происходит. Но это временные проблемы, полагает старший аналитик лондонского Центра глобальных энергетических исследований Джулиан Ли. В ЕС понимают: через 3-4 года сжиженный газ может уйти с рынка, а надежные поставки по трубам из России останутся.
Александр Хуршудов сравнивает добычу сланцевого газа со стрельбой из пушки по воробьям и с добычей золота из морской воды: все знают, что там его много, но никто не знает, как его с выгодой извлечь. По мнению Сергея Правосудова, сланцевый газ не заменит обычный еще долго, их просто будут добывать одновременно.
Нынешняя газовая лихорадка чем-то напоминает истерию вокруг «свиного гриппа»: есть ли он, так никто и не понял, но фармацевты неплохо заработали. Правосудов допускает, что похороны обычного газа в западных СМИ могут быть заказными. США активно пытаются разрушить монополию «Газпрома» в Европе, вынудить Москву отказаться от альтернативных газопроводов и открыть внутренний газовый рынок для американских компаний. Ведь только у них есть новейшие технологии добычи!
Виктор Ядуха