Торговые войны и санкции являются экономическим оружием против конкурирующих стран, но, подобно реальной войне, часто приводят к непредвиденному, а иногда и сокрушительному ответному удару.
Торговые войны и санкции являются экономическим оружием против конкурирующих стран, но, подобно реальной войне, часто приводят к непредвиденному, а иногда и сокрушительному ответному удару.
Ярким примером являются рестрикции, введенные против РФ за аннексию Крыма. Они были направлены на то, чтобы заблокировать доступ России к западному финансированию и вызвать страшный финансовый и экономический кризис, который вынудит Москву отказаться от Крыма.
Эти санкции действительно заставили Россию вступить в недолгую рецессию. Но для Запада последствия были намного более прискорбными: РФ сблизилась с КНР, и Москва увидела в Пекине отличную альтернативу западному финансированию российской промышленности.
Одновременно западные компании были вынуждены отказаться от российских проектов. Самым известным примером стала ExxonMobil, вынужденная отказаться от совместного предприятия с "Роснефтью" в Арктике, куда корпорация уже инвестировала 3,2 млрд долларов. Партнеры успешно пробурили нефтяные скважины, содержащие 750 млн баррелей нефти.
"Exxon признала убытки в размере 200 млн долларов в результате отказа от сделки с "Роснефтью", но реальные потери корпорации во много раз выше. Разведка и разработка гигантских морских месторождений в России должна была обеспечить долгосрочный рост Exxon, у которой в последние годы наблюдалось сокращение разведанных запасов", – отмечает агентство Reuters. И все это потеряно.
А теперь США начали торговую войну с Китаем, которая, как нетрудно догадаться, сделала Россию и КНР еще ближе. До сих пор остается загадкой, почему никто в Вашингтоне не предвидел последствий экономической войны, которая привела к союзу между двумя его самыми могущественными соперниками.
США действуют так, словно они слепые. Ведь еще за годы до введения санкций и начала торговой войны, Китай, крупнейший в мире импортер энергоносителей, согласился финансировать нефте- и газопроводы на несколько миллиардов долларов из соседней России. Теперь РФ стала крупнейшим поставщиком энергоносителей в Китай.
И в довершение всего США совершили огромную глупость в Персидском заливе, отказавшись от ядерной сделки с Ираном и введя санкции в отношении экспорта иранской нефти. Французский энергетический гигант Total, который в последние годы был ведущей международной нефтяной компанией в этой стране, был вынужден из-за этого уйти, так же как Exxon из российской Арктики, бросив на произвол судьбы миллиарды долларов инвестиций.
Китай и Россия, разумеется, сразу бросились помогать Ирану, и CNPC заменила Total в 25-летней сделке, стоимость которая оценивается примерно в 400 млрд долларов. КНР предоставляет столь необходимые финансы и технологии стране, которая была и может снова стать одним из ведущих мировых производителей энергоресурсов.
Китай также рассчитывает вложить 280 млрд долларов на развитие газовой, нефтяной и нефтехимической промышленности Ирана, и еще 120 млрд долларов в улучшение иранского транспорта и индустрии, что делает Тегеран ключевым партнером Пекина.
В результате Китай получил право покупать иранскую нефть и нефтепродукты, газ и продукты нефтехимии с гарантированным 12-процентным дисконтом плюс дополнительная скидка в 6-8% в качестве компенсации рисков. Кроме того, финансирование будет осуществляться с использованием местной валюты, что позволит избежать затрат на конвертацию в доллары или евро. Это даст КНР еще 10% выгоды.
Китай, игнорируя санкции, увеличил объем закупок нефти у Ирана, одновременно став основным торговым и финансовым партнером Исламской Республики. Причем, похоже, что Иран движется к военному союзу с КНР, говорится в аналитическом материале ресурса
И если Запад обеспокоен агрессивными действиями Пекина в Южно-Китайском море, что же тогда делать с вероятным военным присутствием Китая рядом с Ормузским проливом, через который ежедневно транспортируется около 30% мировой нефти? Если это считается выигрышной политикой Запада, то закономерно поинтересоваться, как же выглядит провал?
Запад уже постепенно осознает, куда его ведет губительная политика Вашингтона. Вероятно, именно поэтому президент Франции Эммануэль Макрон пытался убедить Дональда Трампа достичь мирного урегулирования с Ираном.
Вашингтон уже предпринял некоторые действия, чтобы сгладить последствия своей близорукой политики. Как сообщает Bloomberg, после встречи G7 Трамп публично заявлял, что готов встретиться с президентом Ирана Хасаном Рухани. А на встрече со своим кабинетом американский президент объявил, что готов ослабить санкции против Ирана как способ начать переговоры между двумя странами.
И когда советник по национальной безопасности Джон Болтон встал в оппозицию намерениям Трампа, через день он был отправлен в отставку. Сразу вслед за этим последовало падение цен на нефть и золото. Одновременно администрация Трампа собирается возобновить в октябре торговые переговоры с Китаем.
И хотя эти действия могут помочь ослабить глобальную напряженность, может оказаться слишком поздно, чтобы компенсировать серьезный ущерб, вызванный экономической войной под руководством США. После того, как Китай прочно закрепился в Иране, он вряд захочет лишиться своей новой стратегической позиции на Ближнем Востоке. Так что Вашингтон фактически проиграл по всем направлениям.
Источник:
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.