Мало кто обратил внимание на подписанный еще в 2018 году меморандум между РФ и Пакистаном о сотрудничестве в сфере реализации проекта морского трубопровода для поставок газа из Ирана в Пакистан и Индию. Ему предшествовал меморандум от 2017 года с Ираном. Сейчас речь идет о подписании аналогичного документа с Индией.
Россия может получить от реализации этого проекта двойную, а то и тройную выгоду и тем самым крупно насолить США.
Первое: «Газпром» будет строить газопровод и использовать российские трубы. Это выгодно многим российским компаниям.
Второе: согласно проекту Пакистан будет покупать 15-30 млн м3/сутки газа у России по этому новому магистральному газопроводу (МГП). Дело в том, что «Газпром» договорился с Ираном об участия в разработке 4 месторождений. Добытый газ в Иране Россия будет продавать Пакистану и Индии.
Третье и самое болезненное для США: Россия уводит конкурирующий иранский газ подальше от Европы в далекую Индию. Мало того, что «Газпром» расчищает себе место для увеличения поставок в Европу, так еще и вклинивается в рынок Пакистана и Индии, на который американцы тоже рассчитывали.
А теперь, если к вышеизложенному добавить сообщения о том, что «Газпром» начал размораживать инфраструктуру «Южного потока», то картина вырисовывается для Вашингтона весьма грустной.
Изначально проект МГП IPI обсуждался еще с 1995 г, когда был выбран сухопутный маршрут. По сухопутному варианту протяженность МГП IPI должна была составить 2775 км от газового месторождения Южный Парс в Персидском заливе через г. Хуздар (Пакистан), с газопроводом-отводом к г. Карачи и продолжением до г. Мултана и затем в Индию. Но реализовать проект тогда не удалось в связи с введением США экономических санкций против Ирана и ужесточением в 2012-13гг. санкционной войны между Ираном и США, Англией и ЕС в связи с иранской ядерной программой.
К проекту вернулись в 2017г. после принятия совместного и всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе и снятия санкций с Ирана.
Причем речь уже шла о морском газопроводе через порт Гвадар в Пакистан, а может быть и в Индию. В этом же году был подписан и Меморандум о взаимопонимании в отношении этого проекта между профильными ведомствами России и Ирана.
В ноябре 2017г. были подписаны документы между Минэнерго России и Миннефти Ирана:
- о российской поддержке поставок газа из Ирана в Индию
- между Газпромом и NIOC (Национальная Иранская Нефтяная Компания) о подготовке технико-экономического обоснования проекта МГП IPI.
- об участии Газпрома в разработке 4 месторождений на территории Ирана: Farzad-A, Farzad-B, North Pars и Kish. Газпром рассматривает эти месторождения как ресурсную базу проекта МГП IPI и СПГ-завода в Иране (Iran LNG). Предварительная стоимость морского участка газопровода оценивается примерно в $5,7млрд.
Своё заявление об отрицательном отношении Белого Дома к проекту IPI представительница правительства США сделала практически сразу после заявления министра энергетики РФ А.Новака о ведении Россией работы с Индией над подписанием меморандума о взаимопонимании по реализации строительства этого проекта.
Примерная пропускная мощность МГП IPI должна составить 55 млрд.куб/год, из которых 21,5 млрд.куб/год будет отбирать Пакистан и 33,5 млрд.куб/год Индия.
По оценке индийской стороны, ее потребности в импорте газа уже составляют 25-30 млрд.куб/год, притом, что рост необходимого импорта к 2030г. планируется в 6 раз. Сейчас Индия потребляет ежегодно порядка 52 млрд.куб/год, из которых 33 млрд.куб добывает сама. И всё это на фоне подписанного в 2012г. компанией Gazprom Marketing & Trading Singapore с индийской GAIL договора купли-продажи СПГ предполагающего поставки 2,5 млн/т СПГ в год в течение 20 лет с возможностью продления договора.
Своим участием в освоении иранских газовых месторождений, как ресурсной базы для IPI, и одновременным участием в строительстве этого МГП Россия сразу достигает нескольких серьёзных геополитических целей:
- убирает для себя из зоны риска туркменский проект TAPI (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, извините, но у меня пока не хватает фантазии в предположении не только возможности окончания строительства этого проекта, но тем более в его реализации к 2022г.)
- убирает риск потенциального проникновения иранского газа на европейский рынок
- партнёрски даёт возможность Ирану зарабатывать на импорте своего газа на стремительно растущие рынки Пакистана и Индии (на которых места хватит и России, и Ирану)
- создаёт серьёзную энергетико-экономическую платформу взаимодействия между Пакистаном и Индией (не отличающихся пока "дружественными" межгосударственными отношениями) и привлекая государства-партнёры проекта IPI к ещё более тесному сотрудничеству сразу в нескольких геополитических и экономических проектах: ШОС, ЕВРАЗЭС, Большая Евразия и Север-Юг (который в рамках африканской стратегии России рассматривается как один из мощных логистических путей передвижения товаров и сырья из юго-восточной Африки в Россию и наоборот). Более того, на фоне встречи, надеюсь триумвирата, RIC (Россия-Индия-Китай) в Осаке и развороту на север в сторону проекта Большая Евразия не только Ирана, Индии, но и Пакистана, политические риски, которые сильно подрывали спокойствие и экономическое развитие на нашем самом крупном континенте имеют серьёзный шанс и возможность стабильно нивелироваться.
Рис.1 (заголовок): первоначальный, сухопутный проект МГП IPI
Рис.2: рассматриваемый сейчас проект МГП IPI, включая его морскую часть
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.