Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Россия может предъявить Баку счет на 500 миллиардов долларов

Источник: Око планеты

Азербайджан по прейскуранту

Азербайджанская ССР всегда была в числе «витринных» в СССР. И не только благодаря крупным запасам углеводородов и быстрому развитию отраслей по добыче и комплексной переработке в этой республике энергетического сырья.

Советское руководство предпочло обеспечивать максимально высокий уровень жизни в Закавказье (и Прибалтике) ввиду реальной уже в конце 60-х опасности национализма и сепаратизма, чему были привержены многие деятели среднего и высшего звеньев местной партгосноменклатуры – тогда еще тайно.

В Азербайджанской ССР в 70-х была популярна песенка: «Зовут меня Мирза, работать мне нельзя. Пускай работает Иван и выполняет план».

Примечание Владимира Зыкова. Помню я эту песенку. Вероятно, она была известна не только в Азербайджане и Казахстане, но и в других южных республиках. Продолжу чуток: "А я на камне посижу И на Ивана погляжу". Пелась она на мотив одноимённой песенки популярного тогда югославского певца Джордже Марьяновича:

https://youtu.be/QzQFql8c99Q

Это не преувеличение: в производственных отраслях доля трудоспособного русского населения стабильно превышала 70 процентов. Зато зарплатные, социальные и прочие условия были с начала 60-х на столь же высоком уровне, как в Грузии, Армении, республиках Прибалтики.

Примечание Владимира Зыкова. Даже если и не в производственных областях. Нередко было так, что два сотрудника на одинаковых должностях получали разные зарплаты и разный объём работ. Русский? Делай всю работу за меньшую зарплату. "Национальным кадрам" - наоборот. Ну а мечты о сепаратизме начальство подогревало среди простых людей такими соображениями, писал об этом в посте "Почему развалился СССР?":

Над союзными республиками КПСС вообще жестоко пошутила, образно говоря. Над всеми республиками, но над Прибалтикой - в особенности: она же была "витриной СССР", всё лучшее - туда. За счёт России, понятное дело. А в результате аборигены сравнивали свою жизнь с российской и были уверены, что если эту огромную и нищую Россию сбросить с шеи, то они заживут ещё лучше, как в Германии. Вот и сбросили.

За советское время в Азербайджане за счет союзного бюджета было создано свыше 30 тысяч новых производственных объектов. Число медицинских учреждений и курортов возросло более чем в 50 раз. Жилая площадь, где почти не было хрущоб, увеличилась в сравнении с серединой 20-х тысячекратно. Плюс многочисленные льготы по отчислениям прибыли в союзный бюджет.

Примечательны данные официальной статистики. В 1990-м в расчете по паритету покупательской способности ВВП на душу населения республики был почти вполовину выше, чем в РСФСР. До 75 процентов этого показателя обеспечивали центральные инвестиции, прямые и косвенные дотации. Хотя доля республики в совокупном ВВП СССР едва достигала 2,5 процента, а РСФСР – превышала 60 процентов.

Уровень совокупного потребления товаров и услуг в 1990-м в РСФСР составил 11 800 долларов на душу населения, а в Азербайджане – 16 700 (по тогдашним ценам в пересчете на валютный курс 1990 года). Хотя это, следует отметить, было как минимум на треть ниже, чем у лидеров – Прибалтики, Грузии, Армении. Притом что общая доля Закавказья и Прибалтики (исключая Калининградский эксклав) в советском ВВП не достигала даже 10 процентов.

Стратегические диспропорции в межрегиональном распределении союзного ВВП, резко усилившиеся с начала 60-х, не могли не привести к коллапсу советскую, особенно российскую экономику.

Плюс к тому, территория Советского Азербайджана в середине 20-х приросла почти на треть за счет включения в его состав Нахичеванского и Нагорно-Карабахского регионов. Они в целом обеспечивали около 20 процентов республиканского ВВП, а по ряду видов продукции легкой и пищевой промышленности – до трети (в товарном измерении). Причем экономика и соцсфера этих регионов финансировались более чем на 65 процентов опять же союзным бюджетом.

Примечание Владимира Зыкова. Помнится, Ленин считал национальный вопрос одним из самых сложных. Видимо, не знал, что с ним делать. И в итоге СССР наломал дров, тасуя зачем-то границы республик, что аукается кровью до сих пор, и не только в Карабахе.

В целом капвложения центра в Азербайджан и дотации республике оцениваются за весь советский период более чем в 500 миллиардов долларов в перерасчете на текущие валютный курс и цены. Достаточно сказать, что и сейчас добыча, перекачка, переработка нефти и газа минимум на 60 процентов оснащены российским (и украинским) оборудованием периода СССР. То же можно сказать о созданных тогда производствах нефтегазопромыслового и гидрооборудования, алюминиевой, приборостроительной, судоремонтной, железорудной, химической, хлопковой отраслей.

Министр газовой промышленности СССР в 1972–1981 годах Сабит Оруджев, ранее один из руководителей добычи и переработки углеводородов в Азербайджанской ССР, отмечал: «В индустриализации нашей нефтегазовой отрасли решающее значение имели братские экономические связи с РСФСР и другими республиками. Оттуда поставлялось уникальное, притом разнообразное оборудование, специализированные средства для перевозки и перекачки топлива. Это и многое другое обеспечило быстрое развитие нефтегазовой индустрии Советского Азербайджана». Кстати, все крупные нефтегазовые месторождения там были разведаны во времена СССР.

Характерно, что правительственные делегации многих афро-азиатских, латиноамериканских, скандинавских стран, а также Югославии, посещавшие СССР с середины 50-х, направлялись на экскурсии именно в Азербайджан и другие республики Закавказья. Впоследствии участники этих поездок в разное время, но единодушно отмечали: Москва создала высочайший уровень социально-экономического развития в регионе с отменным снабжением как отечественными, так и импортными товарами. Предметная пропаганда советской административно-экономической системы работала на национальные окраины по максимуму.

Социально-экономическое благоденствие Азербайджана имело и весомую политическую подпорку: его первые секретари всегда входили в политбюро, нередко влияя на решение вопросов по всему Закавказью.

Между тем коррупционная составляющая в республике была не меньшей, чем в Грузии или Армении. В период поездок автора к родственникам в Нагорный Карабах, Евлах и Баку в середине 70-х – начале 80-х часто приходилось слышать о вполне легальных расценках на партбилеты, серый экспорт, должности, дипломы, поступление в вузы, трудоустройство, награды, диссертации и т. п. Врезался в память рассказ маминой двоюродной сестры Ануш Мнацакановой о трудоустройстве ее сына в 1973-м: «Мне начальник в конце разговора сказал: «А вы знаете, что это место продается?». Тетя ответила по местным «правилам»: «Я знаю, что это место покупается». И ее сына вскоре трудоустроили.

Но центральные власти лишь иногда вмешивались в эту ситуацию. Считалось, что реальная борьба со взяточничеством ускорит центробежные тренды на нацокраинах. Зато многие тамошние чиновники уже в начале 60-х не скрывали, что коррупционное взаимодействие с союзными структурами отлажено, сбои исключены.

Примечание Владимира Зыкова. В принципе, было одно правило: первый секретарь ЦК компартии в республике - всегда представитель коренной национальности, но второй секретарь - всегда русский. К сожалению, это не всегда помогало.

После распада СССР и обострения конфликта с Арменией вкупе с потерей почти 20 процентов территории экономика и социальная сфера в Азербайджане оказались в глубоком кризисе. Но растущие доходы, особенно с конца 90-х, от экспорта нефти, а с начала 2010-х и природного газа постепенно помогли выправить социально-экономическую ситуацию в стране, развивать несырьевой сектор. Это в свою очередь позволило существенно укрепить манат, ныне обладающий высокой платежно-покупательной способностью.

Но примерно треть производственных мощностей советского периода простаивает поныне. Мировые цены на нефть все чаще «вибрируют», что предопределяет фактическую безработицу минимум 11–13 процентов от трудоспособного населения. С учетом ППС усредненный доход на душу населения в Азербайджане к 2018 году не превышал 75 процентов среднероссийского, в то время как к 1990-му он был, повторим, почти на 40 процентов больше, чем в РСФСР.

Алексей Балиев, политолог

Опубликовано в выпуске № 22 (785) за 11 июня 2019 года

Источник: vpk-news


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.