Несколько дней назад проскочила новость, что крупный капитал в лице Boeing окончательно поглотил очередного мелкого конкурента - бразильский Embraer. Тем самым название Embraer будет удалено из названия совместного предприятия. Я сразу вспомнил, как частенько летал на этом небольшом самолетике по маршруту Воронеж-Москва. Заходишь как в автобус, 42 кресла с двумя рядами по бокам.
Странно, как эта новость тогда наложилась на информационный вал против SSJ-100 из-за катастрофы в Шереметьево, когда все почему-то начали говорить, что это совершенно негодный самолет, хотя очень может быть, что авария случилась из-за действий экипажа. 5 июня будет предварительный ответ МАК, вот и узнаем.
В связи с последними публикациями в СМИ по вопросам расследования катастрофы самолета Суперджет-100 авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии» пресс-служба Межгосударственного авиационного комитета (МАК) сообщает:
1. Информация и позиция МАК всегда публикуется на официальном сайте организации. Высказывания отдельных сотрудников не являются ни информацией, ни позицией МАК.
2. Учитывая острую реакцию со стороны авиакомпании «Аэрофлот» в МАК будет проведено служебное расследование в отношении опубликованных материалов.
3. МАК обращается к СМИ с просьбой направить аудио-, видео- подтверждения опубликованных высказываний В.Д. Кофмана. При этом МАК отмечает, что В.Д. Кофман не входит в состав технической комиссии и не имеет отношения к данному расследованию.
4. Расследование проводит техническая комиссия, созданная в соответствии с имеющимися процедурами МАК. В состав комиссии включены представители «Аэрофлота», «Гражданских самолётов Сухого», Росавиации. Комиссия действует как независимая на основании международных и российских правил и документов в области расследований.
5. По информации от Председателя комиссии в настоящее время ведётся работа по анализу расшифровок и другой информации и над предварительным отчетом о катастрофе, который будет содержать описание событий и выполненные комиссией действия к установленному правилами 30-дневному сроку.
6. В этой связи ни МАК, ни другие лица в настоящий момент не могут обладать достоверной информацией об установлении технической комиссией причин катастрофы самолета Суперджет-100 авиакомпании «Аэрофлот - Российские авиалинии»
Но вот вам немного истории того, как развивалось и угасало производство этой категории самолетов.
2002 год. Embraer выходит на рынок ближнемагистральных реактивных самолётов с семейством E-Jet. Этот сегмент рынка на тот момент почти полностью принадлежал канадской Bombardier (серия CRJ). Производились ещё странные 4-х моторные BAe-146, летали старые Fokker-100 и Як-40/42 — но их время уже прошло. Русские проектировали свой RRJ, украинцы — Ан-148, китайцы — ARJ21, японцы начали разработку MRJ. Но когда они ещё будут (и будут ли)… В общем, выход получился вовремя, удачный и прибыльный.
2009 год. Embraer отвоевал почти половину рынка у Bombardier (объём данного сегмента составлял 150-200 машин в год). И останавливаться на достигнутом не собирался. Но у русских полетел SSJ, который оказался и лучше, и дешевле. Украинцы начали в Воронеже серийное производство Ан-148 — он получился сильно похуже, но тоже крайне дешев. Китайцы начали испытывать ARJ21 — и он тоже обещал быть экстремально дешёвым (то, что спроектированное украинцами крыло разрушается, станет известно только в 2010 году). Да и Bombardier вовсю разрабатывает мега-убийцу конкурентов — супер-современный CS-100. В общем, тучи сгущаются… Да, японцы продолжают разработку MRJ.
2014 год. Рост доли рынка Embraer остановился. Да, Bombardier продолжает терять рынок; их CS-100 хоть и полетел, но есть проблемы с производством; да и стоимость его оказалась очень уж большой. Да, Украина сделала евро-выбор, который не подразумевает сохранение в стране промышленности — и убила этим Ан-148/158. Да, у китайцев развалился их ARJ21, и новый они неизвестно когда сделают… Но вот SSJ выпускается по 30 штук в год. И покупатели вопросы задают: «А что это у вас самолёт такой дорогой? — Вот у SSJ, например…» Да, чуть не забыл — японцы продолжают разработку MRJ.
2018 год. Вроде всё замечательно. Главный конкурент (Bombardier) сдох. Они со своим CS-300 залезли на поляну Boeing, получили 300% пошлины на своем основном рынке сбыта и продали авиационный бизнес Airbus (серия CS) и Viking Air (серия Q); ну а серию CRJ вообще прикрыли. Airbus-у поддерживать серию CS довольно сложно и дорого (другие технологии, поставщики, логистика… да всё, в общем) — поэтому, скорее всего, она продолжит существование в пассивном режиме. SSJ также не сумел сильно нарастить объёмы производства; к тому же Embraer начал производство модернизированных моделей (-E2), которые по характеристикам подтянулись к SSJ. Китайцы начали наконец выпуск ARJ21, но с темпом около 5 машин в год — интерес к нему упал даже на родном рынке. Ан-148 закономерно сдох. Но, но, но… то ли рынок сжался, то ли разработка E2-модификаций съела слишком много денег, то ли бразильский майдан сыграл (а может и всё вместе), но финансовое состояние фирмы резко ухудшилось. И, да — японцы по-прежнему продолжили разработку MRJ.
2019 год. Boeing поглощает Embraer. Да, производство E-Jet (пока?) сохраняется, но Boeing оно невыгодно (также как и в паре Airbus-Bombardier — разные технологии, поставщики, логистика…). О разработке, естественно можно забыть. В тоже время SSJ, получив контракт на 100 машин от Аэрофлота, плюет на все пертурбации рынка и готовится заходить на новые рынки сбыта. Из конкурентов у него остались японцы, которые отчитались о потраченных 2,5 млрд, и запросили ещё 4 млрд на продолжение разработки MRJ…
Итого. За последний год из бизнеса вышли (как минимум — остановили развитие) ВСЕ (!!!) конкуренты SSJ-100. Ну, кроме японцев, продолжающих разработку MRJ.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.