Поляки встревожены возможным оттоком украинских заробитчан в ФРГ
Поляки встревожены возможным оттоком украинских заробитчан в ФРГ
Германия собирается привлечь на свой рынок труда украинцев, правда, речь пока идёт только о высококвалифицированных специалистах. В Польше очень переживали по этому поводу, но теперь вздохнули с облегчением – пока Германия не претендует на тех заробитчан, которые занимаются сбором урожая на плантациях Польши. Но повода расслабляться у польских предпринимателей нет,
Издание напоминает, что именно украинские работники помогли Польше восполнить дефицит рабочих рук. Бум начался в 2014 году, а в 2017 году, как показало исследование «Граждане Украины, работающие в Польше», проведённое по заказу экономического департамента Национального банка, в Польше официально работало уже 900 000 украинцев. За три квартала 2017 года украинцы перевели на родину более 8,6 миллиардов злотых (порядка 2 млрд евро – Ред.). В 2018 году в Польше находилось уже больше миллиона иммигрантов с Украины. Более того, 84% из них заявляют, что готовы посоветовать своим знакомым или родственникам работать в Польше.
Когда были объявлены детали утверждённого немецким правительством проекта, в Польше многие вздохнули с облегчением – Германия предусмотрела много барьеров, так что украинцы из Польши не уедут. Однако такие прогнозы могут оказаться излишне оптимистическими, предупреждает автор статьи Лукаш Зборальский (Łukasz Zboralski).
«Немецкий закон, конечно, откроет двери не для всех желающих работать в Германии украинцев, но некоторые послабления появятся. Проект предполагает, что в Германию смогут приехать не только те граждане Украины, которые уже нашли себе место труда, но и те, кто ещё только ищет работодателя. На поиски работы отводится срок до полугода. Конечно, есть условия: нужно будет знать язык и располагать средствами, достаточными, чтобы обеспечить себя на этот период.
Ранее в Германию могли приехать люди, получившие высшее образование, а сейчас там смогут работать также украинцы с профессиональным образованием (при условии, что они владеют немецким). Как мы видим, Берлин ориентируется на конкретных специалистов», – отмечает Do Rzeczy.
У Польши есть ещё время подготовиться – немецкий закон может вступить в силу не ранее 1 января 2020 года. Другой вопрос – нужно ли Польше волноваться, размышляет автор. Ведь сегодня поляки уверены в том, что украинцы, работающие у них, в Германию не уедут. Аргументируют они это тем, что Польша находится ближе к Украине, чем Германия, а украинцам проще найти общий язык с теми, кто говорит на польском, чем с теми, кто пользуется немецким.
Однако достаточно вспомнить, как сами поляки находили себе работу и устраивались не только в Германии, но и в других странах, хотя многие плохо владели иностранными языками. А эмигранты, которые в последнее десятилетие отправились искать счастья в Великобританию, слишком быстро выучили английский, напоминает издание.
Аргумент же о географической близости Польши и Украины опровергается данными опроса компании «Ворк сервис»: всего 9% украинцев выбрали пункт «близость к дому» как один из существенных аргументов в пользу приезда в Польшу. «Самое важное для тех, кто уезжает на заработки – это деньги. 76% респондентов говорят, что приехали в нашу страну, потому что здесь можно больше заработать. Еще 21% упоминают более благоприятные социальные условия, а 37% – более высокий уровень жизни, чем у них на родине».
Если украинцы едут за границу в первую очередь для того, чтобы больше заработать, и получают у нас в 3-5 раз больше, чем на Украине, то не захочется ли им получать в три раза больше, чем в Польше, предполагает Лукаш Зборальский.
Решительно отвергают вариант переезда в Германию всего 6% заробитчан, 22% говорят, что они «скорее всего, не уедут», а 60% готовы паковать чемоданы.
Do Rzeczy предлагает полякам не закрывать глаза на реальность: с 2014 года, когда начался украинский миграционный бум, многое изменилось. Тогда украинцы в основном работали на полях у польских аграриев. Но уже в 2016 году доля сельскохозяйственных работников-украинцев составляла всего 26,5%. Выходцы из Украины всё чаще работают в самых разных отраслях – от строительной и мебельной до автомобильной, и всё чаще – на крупных предприятиях.
Не этих ли образованных и получивших подготовку на польских заводах и фабриках работников хотят привлечь немецкие работодатели, которым уже сейчас не хватает миллиона рабочих рук?
«По самым осторожным подсчётам, уехать из Польши работать в Германию может каждый пятый украинец. Всё указывает на то, что среди них окажутся в основном самые образованные люди, профессионалы в своих областях. Это очередная плохая новость для нашей экономики, которая стремится стать «инновационной», но страдает от утечки польских квалифицированных кадров. Дополнительная проблема состоит в том, что даже украинцы не смогли заполнить все вакантные места».
Уже сегодня польские фирмы ищут себе работников в далёких странах, например, в Индии. Ассоциация «Польский транспорт и логистика» даже обратилась к заместителю министра инфраструктуры Мареку Ходакевичу (Marek Chodkiewicz) с просьбой заключить двусторонний договор о взаимном признании водительских прав между Польшей и странами Юго-Восточной Азии. Таким образом транспортники надеются получить возможность быстрее принимать новых работников, потому что украинцев стало недостаточно.
«Пока мы не может конкурировать с Германией по размеру заработной платы, у нас, однако, есть другие инструменты. Приезд украинцев не представляет для нас опасности в культурном плане, поэтому можно, например, выдавать им разрешения на длительное пребывание, чего они давно ожидают. Также можно предпринять разные шаги, которые позволят компаниям больше платить польским работникам. Сами работодатели, в свою очередь, должны осознать, что повышение зарплат персонала выгодно им самим», констатирует Do Rzeczy.
Соб. корр. ФСК
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.