Никто не понимает, что происходит с отоплением. «Нефтегаз» отключает, президент включает. Кабмин сначала предоставил НАКу право отрубать теплосети на местах, теперь отменил. Но в «Нефтегазе» настаивают, что все равно будут это делать с 1 декабря 2018 года в соответствии с Кодексом ГТС.
В заложниках – жители целых городов: и те, кто платят, и кто не платит. Система коллективной ответственности. Отработано еще фашистами: расстрел 10 мирных жителей за одну вылазку партизан. Но за внешней неразберихой скрывается совершенно конкретная межолигархическая война. И вот о ней – подробнее...
Как круто, по-пацански гарант разрулил ситуацию со Смелой. Собрал великий хурал, стукнул кулаком по столу и... «Если кто-то в Смеле или даже в Киеве не может принять решение или боится сорвать пломбу, то я принимаю это решение: немедленно дайте людям газ и тепло под мою ответственность. Даю вам несколько часов – мне как президенту доложить, что тепло запущено!».
С тех пор в стране наметилось оживление и посыпались вопросы, что еще можно сорвать под ответственность первого лица. Но в целом ситуация понятнее не стала. Известно, что с 1 декабря вводятся новые тарифы на отопление и горячую воду (подорожание от 14 до 16,5%), а «Нефтегаз» в дополнение к ним пообещал отключать производителей тепла для нужд населения даже в зимний период.
Такое бесчеловечное право ему предоставили два свежих правовых акта: Кодекс газотранспортных систем (вступил в силу с 1.08.2018) и постановление Кабинета министров №867 «О возложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа» от 19 октября 2018 года. Депутаты, которые принимали Кодекс в 2015-ом, явно проекта не читали. А вот в Кабмине – они, конечно, с этим постановлением «молодцы».
Не отмолчались и в НКРЭКУ: этот орган, не подконтрольный, как любит повторять Владимир Гройсман, Кабмину, отклонил (цитирую) «требование операторов газораспределительной сети (ГРС) не отключать теплосети по поручению НАК «Нефтегаз Украины». Несмотря на то, что эти действия могут иметь признаки злоупотребления монопольным положением. А само нововведение может привести к техногенной катастрофе».
Катастрофа, так катастрофа, решили в «Нефтегазе» и, не дожидаясь 1 декабря, начал лишать украинцев зимнего тепла. Но не отключать, а не подключать. Это уже можно делать и сейчас. Опираясь на постановление №867 НАК «Нафтогаз» не дает номинаций (говоря простым языком, не выделяет объемы газа) теплоснабжающим предприятиям, у которых есть долги. Самые громкие скандалы, связанные с этим, были в Кривом Роге, Херсонской области, городах Смела, Северодонецк, Первомайск и Шепетовка.
По состоянию на 6 ноября более 150 предприятий не имели номинаций на ноябрь. После «блицкрига» гаранта по Смеле осталось вроде бы 22. Из общего количества 1146 субъектов хозяйствования.
Долги предприятий теплокоммунэнерго по состоянию на текущий момент составляют 8,8 млрд. грн. Чтобы получить газ, предприятия должны подписать с «Нефтегазом» договор реструктуризации долга. Если они отказываются, мотивируя, например, незавершенным судебным процессом, то НАК «нагибает» городские власти, требуя принять долг теплопоставщика на себя. Так было и в Смеле.
Пока творилась вся вышеописанная байда, Кабмин бегал между умными и красивыми, не понимая, какую сторону ему выбрать. Владимир Гройсман то наезжал на мэров, обещая их увольнять за неготовность к зиме. То грозил карами небесными Андрею Коболеву и Ко, за то, что «Нефтегаз» сделал всех заложниками – население, мэров, депутатов, ТКЭ, ТЭЦ и т.д.
В итоге было рождено постановление Кабинета министров от 14.11.2018 г. №942, где требования к расчетам за предыдущий период для получения права на поставки газа было уменьшено с 90% до 78%, а для теплоснабжающих предприятий, находящихся под управлением ФГИ, – до 60%.
При этом Кабинет министров обещал ввести запрет на отключение от газа теплоснабжающих предприятиям во время отопительного сезона. А НАК обещал на него наплевать. И так они крутили друг другу дули, пока не вмешался президент и не наорал на всех.
За этим «аццким трэшем» внимательно наблюдают несколько заинтересованных лиц. Опальный олигарх Дмитрий Фирташ из Вены, иностранные советники в наблюдательном совете «Нефтегаза», а так же обитатели Банковой. Все они участники схемы по переделу внутреннего рынка поставок газа в обстановке полного управленческого хаоса. Ну, хаос то понятно. Мы в нем живет. А что же за схема?
Поясняю. Как уже писали «Версии», Запад решил прибрать к рукам нашу ГТС и контролировать поставки российского газа в Европу, для чего настоял на расчленении «Нефтегаза».
Собственно ГТС уже переданы в ПАО «Магистральные газопроводы Украины», который фактически не подконтролен НАКу. Руководят МГУ одобренные иностранными кредиторами и лично главой набсовета компании Вольтером Больцем топ-менеджеры.
Коболеву и его дружкам остается возделывать ниву внутреннего газотрейдерства и взять на себя продажу голубого топлива украинцам. Для этого 25 сентября 2018 года было создано три коммерческие структуры: ООО «Газопоставляющая компания «Нефтегаз Украины» (для поставки газа населению); ООО «Газопоставляющая компания «Нефтегаз Тепло» (поставки для теплокоммунэнерго); ООО «Газопоставляющая компания «Нефтегаз Трейдинг» (поставки коммерческим клиентам).
Но тут возникла проблема. На пути к потребителю новосозданные «нефтегазовские» трейдеры столкнулись с яростным сопротивлением облгазов, горгазов, сбытовых компаний и владельцев (арендаторов) распределительных сетей. Оказалось, что три четверти таких предприятий принадлежат олигарху Фирташу. И он вовсе не собирается уступать рынок дочерним компаниям «Нефтегаза», всеми силами блокируя переход к ним потребителей. В том числе, как я подозреваю, накапливая, где можно, долги, а, где нельзя, вступая в длительные судебные тяжбы.
Но и «Нефтегаз» сдаваться не собирается. По сути, его цель – через ропот народа, напуганного холодомором и бардаком с отключениями, заставить конкурирующих игроков рынка уйти, и посадить на поставку газа населению свои структуры. Банковая в этом НАК поддерживает.
Но подчиненные Андрея Коболева не хотят брать на себя долги прежних поставщиков (только облгазы должны более 27 млрд. грн). В свою очередь вытесняемые с рынка структуры идут в суд и доказывают, что они не виноваты – население им не платит. В итоге в «Нефтегазе» запустили систему подписания договоров о поставках газа только вместе с графиком реструктуризации долгов. А там где поставщик не согласен, долги, как сказано выше, вешаются на местную власть.
P.S. Ежу понятно, что борьба не завершится до весны и будет продолжать весь отопительный период. Ближайшего обострения ждем уже в декабре, когда НАК пойдет в атаку, чтобы выдрать у конкурентов списки потребителей. Если понадобится додавить несговорчивого гада, он сможет использовать свое право отключать поставщика за старые долги. Даже в морозы. Даже если население исправно платит. Президент в таком случае снова пропиарится обещанием рвать пломбы. Веселая зима начинается. Поздравляю нас, панове-«цеєвропейці», с этим «видатним здобутком!»
***
Примечание Владимира Зыкова. ...и подробности из другого источника:
Основная причина бедствия заключается в том, что Нафтогаз отказался подавать топливо задолжавшим ему организациям. 14 ноября премьер Гройсман разразился драматической речью по поводу безответственности местных властей: «Я 24 часа в сутки вынужден заниматься вопросом поставок тепла, разблокировать его волевым решением и личным вмешательством – в Кривом Роге, Павлограде, Херсоне. Сколько я уже говорю: неужели так трудно подготовить с апреля систему теплокоммунэнерго? Уже и полномочия дали, закачали 17 млрд. кубов газа, приняли закон о реструктуризации долгов, решение о начале сезона еще в октябре. Но дотянули до последнего… Зачем такие люди избираются в мэры, если не могут делать элементарных вещей».
Впрочем, как раз в Херсоне, упомянутом Гройсманом, находящееся в управлении городской «общины» предприятие «Херсонтеплокоммунэнерго» вошло в отопительный сезон нормально. Проблемы возникли с Херсонской ТЭЦ, подведомственной министерству энергетики, фонду Госимущества и областной администрации, т. е. структурам, находящимся в ведении того же Гройсмана. Однако для Украины проблема носит всеобщий характер.
Нафтогазу (НАК) потребители газа недоплатили уже около 20 млрд. гривен. И долги растут на полмиллиарда гривен ежемесячно. Как поясняет соучредитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, газовые долги формируются стандартно: «Государство задерживает деньги на субсидии (предоставляемые малообеспеченным гражданам на оплату коммунальных услуг), теплокоммунэнерго перечисляют средства за газ с задержками, а Нафтогаз тут же включает счетчик и насчитывает штрафы и пеню. Каждый день сумма растет, в итоге штрафы нередко превышают само тело долга. Выбраться из такой "газовой удавки" уже непросто».
Деньги, которые получают теплокоммунэнерго, аккумулируются на специальных распределительных счетах, откуда Нафтогаз имеет право списывать средства на закупку газа в приоритетном порядке. «То есть, как только деньги там появляются, НАК тут же забирает свою часть. А уже то, что останется, идет на зарплаты, ремонты и пр. А нередко списывают всё. Но денег все равно не хватает. И 95% предприятий – хронические должники Нафтогаза. Причина в том, что НАК идет на хитрость: списывает средства не на закупку газа, а на уплату пени и штрафов, то есть предприятие платит только проценты, а сам долг растет и на него снова начисляются проценты. Таким образом, задолженность искусственно раздувается: скажем, если вы были должны за газ за 2 месяца, то через какое-то время окажется, что должны уже за четыре», – говорит руководитель аналитического отдела Ассоциации городов Украины Ярослав Рябошук.
И города, попавшие в «топ» украинских новостей, были выбраны как объект показательной порки по критериям, вовсе не экономическим. На это со свойственной ей глумливостью откровенно намекнула близкая к Порошенко вице-спикер Рады Ирина Геращенко. Она обнаружила как минимум двух «агентов внешнего влияния» – мэров Смелы и Кривого Рога. Во втором из этих городов мэром является Юрий Вилкул – отец Александра Вилкула, который собирается баллотироваться в президенты. А городской голова Смелы (районный центр в Черкасской области) Алексей Цыбко тоже «неблагонадёжен»: он в своё время прорывал границу украинскую вместе с Михо Саакашвили.
Ирина Геращенко так и говорит: «Сначала жители Смелы выбирают мэром человека, который, вместо того чтобы заниматься канализацией, отоплением, инфраструктурой города, прорывает украинскую границу, унижает пограничников. А потом обвиняют в отсутствии тепла в домах не местные власти, а «барыг» и президента». Мол, за тёплые батареи отвечает местная власть: «Удивительно, что этого не знают кандидаты и кандидатки в президенты, которые также прорывали украинскую границу и унижали наших пограничников… Помните об этом на выборах. Будьте ответственными гражданами. Не выбирайте… пророссийских гадов».
Это прямая инструкция мэрам: не хотите проблем – не портите отношения с центральной властью. Однако есть в этой истории и экономический аспект. Некоторое время назад было произведено перераспределение собираемых налогов в пользу местных бюджетов с тем, чтобы переложить на плечи местных властей и местные бюджеты финансирование системы среднего специального образования и медицины. Однако сколько ни перекладывай из кармана в карман, общая сумма от этого не изменится. Государственный бюджет Украины давно чувствует себя «не очень хорошо». Правительство уже осуществляет миллиардные заимствования на внешних рынках на короткий срок (до года) под чудовищные по меркам финансового рынка проценты – свыше 10% годовых. Гройсман признал неизбежность дефолта в случае неполучения новых кредитов МВФ.
Поэтому правительство привычно затягивает пояса простых граждан (повышение коммунальных тарифов, урезание социальных программ), поэтому начали «трясти» местные бюджеты по понятной схеме – теплопоставляющие организации искусственно (через пени и штрафы) вгоняются в долги, покрывать которые предлагается органам местного самоуправления за счёт собственных средств, урезая расходы на прочие нужды.
А то, что платежи поступают Нафтогазу, а не прямо в госбюджет, значения не имеет – «независимый» Нафтогаз получает из бюджета дотации, размер которых только в первом полугодии 2018 года составил 50 млрд. гривен (при общем размере госбюджета в 900 млрд.). Пресловутая «газовая независимость» Украины, когда покупают всё тот же российский газ (куда денешься?), но через европейских посредников, обходится недёшево.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.