Не успел Киев привыкнуть к горячей воде, как вчера, в разгар феноменально теплого бабьего лета, врубили отопление. Но эта роскошь (в прямом смысле слова, учитывая новые цены) теперь доступна не всем. Целому ряду граждан придется зимовать с перекрытым отоплением и даже с обрезанными газовыми трубами в доме.
По новому закону о ЖКХ к обычным коммунальным платежам добавляется абонплата, а также расходы на содержание труб, проводов и прочей инфраструктуры в доме. Несогласных поставщики просто отрезают от благ цивилизации.
Ровно год назад, осенью 2017-го, в статье “Как нам “обуть” коммунального раба?” мы рассказывали о нововведениях, содержащихся в принятом парламентом законе О жилищно-коммунальных услугах" (авторства Алены Бабак из “Самопомочи”).
В частности, о введении ежемесячной абонплаты за коммунальные услуги в дополнение к оплате по счетчикам. Допустим, вы лежите в больнице и не пользуетесь водой, электричеством и газом дома. Но абонплату все равно платить обязаны. Иначе возникает долг, который позволяет поставщику отрезать неплательщика, а то и целые дома.
Кроме абонплаты, мы обратили внимание на крайне опасную норму о том, что ответственность поставщика услуги будет заканчиваться на входе в дом. А все расходы по содержанию внутридомовой инфраструктуры ложатся на плечи жильцов.
Другими словами, если труба с горячей водой лопнет в подвале или между перекрытиями, сбрасываться на ремонт жильцы дома теперь должны сами. По закону у них не может возникать к поставщику даже вопроса, почему на трубе возникла трещина. Ваша труба – вам ее и “нянчить”.
Соответственно дом должен нанимать специального человека – тепловика или электрика, который будет следить за состоянием труб и проводов. А поставщик просто умывает руки и берет деньги за прокачку ресурса плюс обязательную абонплату. На практике это означает, что к заоблачным суммам в платежках, особенно в отопительный сезон, добавляются новые пункты: содержание распределительных сетей, плановый и внеплановый ремонт и т.д. Это помимо появившейся платы за вывоз мусора и ожидаемой скоро абонплаты за лифт.
Чтобы узаконить снятие ответственности за внутридомовую инфраструктуру, поставщики заставляют жильцов (в лице ОСМД, домоуправлений и переформатированных ЖЭКов) подписывать акты так называемого “разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон”.
Причем такие требования выставляются не только к многоэтажкам в городах, но и к частным домам в селах. Более того, на селян нередко вешают ответственность за трубы вне пределов частного домовладения. Другими словами, не во дворе, а на улице.
Понятно, что народ не хочет подписывать подобные соглашения. И оказывается в аналогичном положении с должниками: людям просто отключают подачу коммунальных услуг. Причем, если до принятия закона о ЖКХ такие действия поставщиков были на грани самоуправства, то сейчас им дали “зеленый свет”. Чем они активно пользуются. Особенно зверствуют газовики.
Как сообщает ресурс UBR.ua, за последние несколько недель по всей стране прокатилась волна отключений жилых многоэтажек от газа. “Отключают дома, как правило, неожиданно и оперативно. Если объявление об отключении газа и появляется, то максимум за день до приезда представителей облгазов. Работники, прикрываясь ремонтными работами, отрезают здание «от трубы». При этом в объединениях многоквартирных домов отмечают, что «специалисты» могут и вовсе появиться накануне отключения, закрутить ночью вентили и сделать распил на газовой трубе, создав тем самым рукотворную аварию”, – описывает происходящее издание.
Ну, что ж, уважаемые сограждане, могу вас “поздравить” – наконец вы попали в... коммунальное рабство. Как и предсказывали в прошлом году “Версии”. И это только начало. Насколько я понимаю, облгазы уже получают абонплату от потребителей, просто это еще не отражено во всех платежках. Скоро мы увидим это отдельной строкой. Как и упомянутую выше оплату содержания внутридомой инфраструктуры. Тех, кто думает, будто “абонплата и есть инфраструктура”, спешу разочаровать: эта два разных дополнительных платежа.
С несогласными разговор будет коротким по сценарию, отрабатываемому сейчас облгазами. Нет сомнений, что, если массовое обрезание домов пройдет для них безнаказанно, стопами газовиков пойдут поставщики воды и электроэнергии.
Таким образом, в Украине могут появиться дома-призраки с отключенными коммунальными услугами – как в Африке и Латинской Америке. Понятно, что платежеспособная публика будет стараться из таких домов “валить”. А сами они – потихоньку разрушаться и, пардон, прованиваться. Это в случае, если канализацию тоже обрежут.
Сейчас подобная апокалиптическая картина выглядит преувеличенной и утрированной. Но не могу не напомнить, что еще год назад, когда “Версии” писали о подводных камнях нового закона о ЖКХ, никто толком не верил в перспективу массового отключения домов от газа. А уже сейчас об этом говорят как о состоявшейся реальности, с которой надо бороться.
Как бороться? Теоретически можно в судах. Суды – это долго, затратно и коррупционно. Проигравшая сторона платит за все. В том числе немаленькие судебные издержки. Если вдруг предположить, что жильцы проиграют монополистам, придется не только лезть в кабалу, но и заплатить “контрибуцию”.
Можно, конечно, изменить закон. И наверняка в предвыборный период найдутся депутаты, которые с удовольствием оседлают благодарную в плане популизма тему. Более того, на месте правительства я бы давно озаботилась написанием и подачей в парламент такого законопроекта. Не дожидаясь социального взрыва, который неминуемо будет. При нынешнем положении дел.
Более того, хорошо помню, как во время прошлогодней дискуссии о целесообразности введения абонентской платы премьер-министр Владимир Гройсман выступал резко против. Он даже писал на своей странице в Facebook, что это увеличит платежи для тех, кто живет в многоквартирных домах, и требовал пересмотреть данное решение Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
Что же изменилось теперь? Видимо, с Гройсманом и его командой была проведена глубокая воспитательная работа. Кабмин теперь публично не возражает против абонплаты. Он дипломатично молчит. Если неугомонные журналисты начинают доставать чиновников, звучит шаблонный ответ: мол, НКРЭКУ не подчиняется правительству. Не можем на нее никак повлиять.
В свою очередь Нацкомиссия держит наготове замечательную презентацию о том, как абонплата будет стимулировать потребителей экономить энергоносители, тарифы станут прозрачными, а энергетические монополисты смогут поддерживать состояние газотранспортной и прочих систем в работоспособном состоянии. И все это “великолепие”, замечу, за счет “маленького украинца”, у которого уже и так вывернули все карманы “за проезд” до станции “Україна – це Європа”.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.