Дело в том, что без цен на газ нельзя сформировать бюджет, без бюджета МВФ не дает кредит, а без кредита невозможно свести бюджет.
Не знаю, с чего начать. Какая тема главнее — газ, бюджет или МВФ? Начнем все-таки с тарифов. Как отметил на своей странице в Facebook исполнительный директор Международного Фонда Блейзера Олег Устенко, «абсолютно невероятное для украинской государственной машины управления случилось: Кабинет министров после пятничного обеда собрался (несмотря на то, что обычный день для сбора среда) и выдавил из себя решение об увеличении тарифов на газ». С 1 ноября кубометр будет стоить 8550 грн., вместо нынешних 6900 грн.
Теперь все это дело нужно внести в бюджет, принятый в первом чтении. Прикол в том, что бюджет голосовали днем еще со старой ценой на газ. Потому что на момент голосования действовало постановление Кабмина №187 о продлении спецобязательства по продаже газа населению по 6900 грн. кубометр до 18 октября.
Через час внепланово собрался Кабмин, отменил это постановление и утвердил повышение тарифа. А еще через три часа отозвался МВФ и заявил о возобновлении программы поддержки Украины и готовности подписать новую 14-месячную программу Stand-by на суму $3,9 млрд. Но, как сказано в информационном сообщении, деньги будут выделены только после окончательного принятия бюджета с уже новой стоимостью газа в нем.
Дословно цитата звучит так: «Винесення цього питання (нового Меморандума, – автор ) на Раду виконавчих директорів очікується пізніше цього року після ухвалення парламентом поданого урядом бюджету-2019 (із урахуванням рекомендацій фахівців МВФ) та збільшення тарифів на газ та теплову енергію для населення – у відповідності до змін на ринку та з продовженням захисту домогосподарств з невисокими доходами».
Кстати, о «захисте домогосподарств». Поскольку цена на газ выросла, резко увеличатся и расходы на коммунальные услуги. Сайт Strana.ua уже подсчитал, что если по старым тарифам за отопление среднестатистической двушки нужно было платить более 1,5 тыс. грн. в месяц, то после повышений около 1,9 тыс. грн. Горячая вода подорожает с нынешних 74,5 грн./куб до 89,5 грн.
Всего за тепло, газ и горячую воду придется переплачивать около 1 тыс. грн в месяц. Скромно замечу, что это первое повышение цены на газ. Где-то в обозримом будущем должно быть и второе. Примерно, еще на 25%.
Понятно, что значительная часть населения такое повышение не потянет. Даже при росте минимальной зарплаты к концу 2019 года с 3723 до 4172 грн, что автоматически должно потянуть за собой и увеличение средних заработных плат по стране. Так что к нынешним получателям субсидий добавятся новые, плюс — должен вырасти и размер компенсации. Заложены ли расходы на это в бюджет?
По сути, нет. В принятом в первом чтении варианте бюджета на субсидии планируется потратить всего 55 млрд. грн. При том, что даже в этом году расходы до конца года составят 71 млрд. грн. Из них до начала отопительного сезона уже потрачено 56 млрд. грн. Очевидно, что после подорожания газа на 23,5%, цифру не мешало бы дотянуть до 70 млрд. грн. И то с перспективой «добавки» в будущем.
То, что государственная смета ко второму чтению будет переписываться и перекраиваться радикально, не вызывает сомнений. Поэтому МВФ и не дает денег до окончания бюджетного процесса, а лишь анонсирует возобновления программы в новом формате. Каком именно – будет известно после опубликования нового Меморандума. Подозреваю, что он будет переполнен неприятными сюрпризами в ассортименте. Но чего не сделаешь ради вожделенного транша, ожидание которого явно затянулось.
Напомню, что после подписания последнего по счету Меморандума о сотрудничестве Украины и МВФ нам был перечислен 1-й транш размером в $5 млрд., а в августе 2015-го пришли еще $1,7 млрд. На этом щедрости закончились: в 2016-м и 2017-м Украина получила всего по одному траншу за год, каждый по $1 млрд. Весь нынешний 2018-й мы ждали пятый транш, периодически мечтали о двойном – $1,9 млрд., но в итоге не получили пока ничего.
А не получили потому, что «мотали нервы» Фонду по поводу создания Антикоррупционного суда. То не хотели принимать закон в принципе. То пытались обдурить и проголосовали не в том формате, как было оговорено с самого начала. В конце концов, сдались и сделали все, как требовал МВФ. Но к тому времени наступило лето. С начала ожидания транша прошло полгода.
Пока шла канитель с Антикоррупционным судом, премьер Владимир Гройсман попутно пиарился на неповышении стоимости газа для населения. И так увлекся этим процессом, что превратил цену в фетиш. А когда, в конце концов, ее пришлось поднять, да еще и в начале отопительного сезона, удар по имиджу правительства оказался намного сильнее, если бы повышение не откладывали с весны.
В результате всех этих игр (и с газом, и с судом) мы фактически потеряли четырехлетнюю программу расширенного кредитования от МВФ с общим объемом кредитования $17,5 млрд.: ее заменили на упомянутый выше полуторагодичный Stand-by с «запасом» всего $3,9 млрд. Почувствуйте разницу, как говорится.
Первыми о смене формата сотрудничества с МВФ сообщили «Украинские новости». И трактовали это как способ «перекредитовать» Украину в год двойных выборов, президентских и парламентских.
Но есть мнение, что нас просто спустили на более низкий «левел игры», который был до 2015 года. Мы уже писали, что программа EFF создана для содействия странам, которые объявили о намерении проводить фундаментальные экономические реформы. В отличие от Stand-by, средства траншей не нужно жестко консервировать в валютных резервах, а позволяется использовать для поддержания курса. Другими словами, продавать на межбанке, когда падает гривна. Чем НБУ активно пользуется в последнее время.
Да и разница в объемах кредитования очень ощутила. Если по первому «стэндбайному» Меморандуму, подписанному 30 апреля 2014 года, нам за один год дали в общей сложности $4,3 млрд. двумя траншами: 7 мая 2014 года – $3 млрд. и 4 сентября – $1,3 млрд., то сейчас за полтора года обещают меньше. А дадут ли что-то в принципе или найдут повод придраться, например, к проекту бюджета во втором чтении – пока не известно.
Поэтому правительство находится в неоднозначном положении: оно не знает заносить ли ему в проект бюджета обещанное МВФ денежное содержание, которое, по всем признакам висит на волоске, или не заносить? Отчего доходная часть бюджета становится, как говорят в народе: «вилами по воде писаной». А реальны лишь новые цены в платежках за коммунальные услуги.