Наводившая ужас на автолюбителей цена А-95 в 40 грн. за литр уже не так страшна, как... признак цены в 50 грн. за литр и дизтоплива 40 грн. С такими ценами не только войну вести затратно, но и урожай может стать убыточным.
Наводившая ужас на автолюбителей цена А-95 в 40 грн. за литр уже не так страшна, как... признак цены в 50 грн. за литр и дизтоплива 40 грн. С такими ценами не только войну вести затратно, но и урожай может стать убыточным.
Акции протеста не помогают. Своих НПЗ у нас почти нет. Идея Минрегиона импортировать белорусский бензин по Днепру хороша, если только белорусы после новых договоренностей с Путиным дадут нам топливо. А вот русские точно не дадут. Из-за томоса. Что остается? Эксперты прогнозируют масштабную «тень».
Мы много раз писали о том, что происходит на рынке нефтепродуктов и почему наш бензин уже дороже, чем в некоторых странах Европы или в Турции. Но в последние дни тема вновь стала мегаактуальной. Накануне всенародных празднований по грядущему томосу в Киеве прошла не столь многолюдная, но злобная акция, организованная “бляхарями” из “АвтоЕвроСилы”: участники митинга заблокировали Кабмин с требованием снизить стоимость горючего до уровня весны этого года.
Из Кабмина вышел специально обученный человек и прочитал митингующим лекцию о росте мировых цен на нефть. Те в ответ потребовали уменьшения размера акциза и привязки его не к евро, а к украинской валюте. Не договорившись, стороны разошлись. Стоимость литра бензина А-95 тем временем на крутых заправках Socar, OKKO и WOG достигла 35,5 грн. за литр.
В Кабмине наметилась легкая паника. Минагропром подсчитал себестоимость урожая в случае роста цен на дизель с нынешних почти 30 грн. за литр до прогнозируемых 40-ка, а в Минобороны прикинули, сколько им надо дополнительно попросить бюджетных денег, чтобы заправить все танки и БТР. Стало грустно.
И только Минрегион предложил новаторское решение – пустить по Днепру нефтяные баржи и возить ими бензин из Беларуси. Говорят, значительно дешевле, чем по железной дороге. Идея любопытная, но, увы, сезонная. Новогоднюю баржу-танкер с белорусским бензином никто пока не обещает.
К тому же с белорусским импортом ГСМ могут быть проблемы после недавнего решения правительства России запретить поставки переработанных нефтепродуктов в Беларусь с ноября 2018-го до конца 2019 года.
Вместо готового бензина Беларусь получит дополнительные объемы российской нефти для переработки на своих НПЗ (традиционный объем 18 млн. тонн беспошлинной нефти в год), а также очередной транш в $200 млн. кредита Евразийского фонда стабилизации и развития из общей суммы в $2 млрд. Обо всем этом Александр Лукашенко и Владимир Путин договорились 12 октября в Могилеве.
Сколько беспошлинных нефтепродуктов теряет Беларусь? Подсчитать несложно. По данным агентства Argus, в январе-августе 2018 года из РФ было завезено 2,38 млн. тонн нефтепродуктов, в том числе 860 тыс. тонн мазута, 589 тыс. тонн вакуумного газойля и проч. Этот объем использовался для реэкспорта либо им замещали на внутреннем рынке собственное топливо, произведенное из российской нефти.
Образовавшийся минус в два с лишним миллиона тонн нефтепродуктов – это как раз тот объем, который Украина импортировала из Беларуси за первые полгода 2018-го. Всего Украина в январе-августе 2018 года импортировала 4,85 млн. тонн нефтепродуктов (бензины, дизтопливо, мазут, реактивное топливо и пр.). Соответственно, доля белорусов превышает 40,5%. Остальное – это импорт из РФ (36,71%), Литвы (9,6%) и других стран (13,22%).
Причем, учитывая, что своей нефти в Литве нет и сырье, скорее всего, российское, поставленное напрямую или через Беларусь, поставки с Мажейкяйского НПЗ можно смело плюсовать то ли к доле России, то ли Беларуси.
Что же касается “других стран”, то закупки бензина в Иране и Алжире – это пока мизер. Оттуда в основном идет сырая нефть на единственный нефтеперерабатывающий завод Украины – Кременчугский НПЗ. Самый большой объем сырой нефти завозится из Азербайджана. Но в январе-сентябре 2018 года импорт нефти и нефтяного сырья сократился на 25%, до 569 тыс. тонн. С отечественным бензином как-то не складывается.
Где же нам взять “черное золото”? В Польше? Полоцкий НПЗ не может “накормить” всех желающих. Его приоритет – внутренний рынок и Прибалтика. В Азербайджане? Удивительно, но эта нефтеносная страна, так же, как и мы, не имеет нормальных НПЗ. Они торгуют в основном сырой нефтью. Бакинский НПЗ имени Гейдара Алиева стоит на ремонте до 2021 года. Хотят увеличить его мощности с 6 млн. тонн в год до 8 млн. тонн и наладить производство АИ-95. Может, после этого нам что-то и перепадет. Но пока – глухо.
Какие еще варианты? Приходилось слышать, что среди импортеров нефтепродуктов фигурирует Голландия. Еще одна “великая нефтяная держава”. Какая нефть превратилась в “голландский бензин”, сказать точно не могу, но пахнет оффшорной схемой на российской нефти.
Между прочим, “Белорусская нефтяная компания” значительную часть своего товара отгружает как раз в Роттердам. А наполовину голландский Shell для своих заправок закупает топливо в странах Прибалтики, Польше и Беларуси. Из чего оно там производится? Уж не из сырья ли с сахалинских месторождений? Я уж не говорю, что “швейцарская” Glusco – это (стыдно признаться) все та же “Роснефть”. В общем, круг замкнулся. Мы снова оказались в заложниках у России. На этот раз – в нефтяных.
Кстати, кто-нибудь обратил внимание, что на втором месте после белорусов импорт нефтепродуктов из РФ (36,71%)? Как сформировалась эта цифра, уже не секрет, благодаря многочисленным публикациям в СМИ. Если верить им, то с 2016 года единственным поставщиком дизтоплива на Украину является... агрессор. Он бодро “шурует” ДТ по трубопроводу «ПрикарпатЗападТранс» от имени как бы швейцарской Proton Energy.
С прошлого года к «Роснефти» под швейцарским прикрытием добавился “Газпром” в лице “Газпром нефтехим Салават”, который продает ДТ через “Торговый дом «Сокар Украина”. Так что могу огорчить тех, кто думает, будто на азербайджанских АЗС Socar продается бензин из Баку. Во-первых, в Баку нет бензина, во-вторых, ДТ точно от “Газпрома”.
Аналитики отмечают, что в последние месяцы объем поставок нефтепродуктов из Беларуси снижался, а из РФ увеличивался. И дорос до упомянутой выше цифры в 36,71%. На российском дизеле ездят локомотивы «Укрзализныци», сельхозтехника в полях. Общественный транспорт и грузовые перевозки – это тоже ДТ.
Единственная сфера, где, как заявлено официальными лицами, не используется российское ДТ, это Вооруженные силы. Хотя кто его знает... Армейские поставщики такие муторные ребята... Могут по бумажкам продавать белорусский дизель, а на самом деле... В общем, вы понимаете. Хотя, судя по массовым жалобам армейцев, что “с этим топливом мы не то что до Луганска с Донецком, а до ремонтной мастерской не доползем”, ДТ и вправду “посторонний”.
Ну, а теперь, когда вся картина перед глазами, представим, что Россия решила наказать нас за томос. И перекрыла поставки ДТ. Все и сразу. Скажете, слишком дорогое наказание для нее в условиях санкций? Да, недешевое. Но при нынешних мировых ценах на нефть потерянные пару миллиардов ее не остановят. Агрессор он и в Африке агрессор.
Вопрос в другом: как мы будем выкручиваться? Понятно, что на российском ДТ свет клином не сошелся. Как и на белорусских нефтепродуктах. Можно закупить в других странах и даже на других континентах. Просто везти дорого. Логистика становится настолько (пардон, за каламбур) нелогичной, что удержать цену в украинской рознице на нынешней отметке не получится никак.
Где выход? Выхода нет. Есть факт, перед которым поставлен украинский автомобилист: придется платить больше. И богатые заплатят. Средний класс будет реже ездить. Бедные? Бедные начнут искать выход. Особенно в провинции, где автомобиль в прямом смысле слова не роскошь, а средство передвижения.
Самый известный эксперт украинского нефтерынка, директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн опубликовал в прошлую субботу в “Зеркале недели” статью под многозначительным заголовком
Ее смысл сводится к тому, что неплатежеспособный потребитель толкает нефтяной бизнес в подполье. Страна в считанные месяцы оказалась заполнена подпольными мини-НПЗ и контрабандными АЗС. Чтобы удержать низкие цены, нелегальная сбытовая сеть объединяется, защищается и разрастается. Избыточные поставки почти безналогового авиационного керосина через Николаев – одна из схем. У нас столько самолетов нет, чтобы залить в них возросший объем импортированного керосина.
Одну схему накроют – появится другая. Наш народ сообразительный. Особенно беднейшая его часть. Не зря же пословица гласит, что голь на выдумки хитра. Как-то да будем ездить. Бодяжить, убивать двигатели, рисковать, но ездить. На подпольном или дорогом бензине, но зато с томосом.
Из комментариев:
В США довольно неплохой бензин. Качественный, пахнет хорошо. Дружеский такой для Украины бензин. Самое то.
Ага. Но тоже нет-нет да пахнет Ямало-Ненецким)
Да наплевать на этот бензин! Нужно возвращаться к истокам!! Экономично, практично и экологично!!!
А ведь хороши, зверюги!
Переходим на газогенераторы. Из массы рассмотренных вариантов наиболее перспективным показался следующий:
Современный дизайн, компактность, экологичность. И что самое важное роль АЗС выполняет любая лесопосадка. Последнее диссонирует с принципом экологичности? Да ладно, Карпаты рубим, а тут какие-то лесопосадки.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.