Грузия в 2020 году планирует начать выпуск модернизированных штурмовиков Су-25, получивших название "Дже-31 "Бора", на которых совершенно не будет российских деталей. Об этом заявил глава "Тбилавиастроителя" Нодар Беридзе, передает газета ВЗГЛЯД в Тбилиси.
По словам Беридзе, модернизированный штурмовик получит новую авионику и совершенно избавится от российских деталей. Осталась только "одна маленькая деталь" - найти двигатели для штурмовика. Как пишет издание, в настоящее время предприятие ведет переговоры с возможными поставщиками двигателей из Франции и Соединенных Штатов, но на какой стадии переговоры, не известно.
Согласно заявлению главы "Тбилавиастроителя", в Грузии уже определили рынок потенциальных покупателей самолета, - это страны Африки и Азии, а также арабского мира, способные выложить за один штурмовик 20-25 млн. долларов. При этом в Тбилиси не исключают, что модернизированный Су-25 заинтересует и Европу.
Необходимо отметить, что абсолютно такое же заявление Нодар Беридзе сделал в начале этого года, но видимо предприятие за прошедшее время так и не смогло найти двигатели к штурмовику.
"Тбилавиастроитель" создан на базе 31-го авиазавода и работает в Тбилиси со времен СССР. В начале 2000-х израильская компания "ELBIT Systems В" на базе Тбилисского авиазавода провела модернизацию штурмовика Су-25. Новую модель назвали Дже-31 "Бора" (Скорпион). По заявлению разработчиков, модернизированный штурмовик способен вести боевые действия в любое время суток.
Примечание Владимира Зыкова. Насколько я помню, они уже выпускали его, сколько-то штук удалось продать, кажись, Туркмении. И всё заглохло. Теперь пытаются возродить? А что все эти годы делали? А ещё злые языки писали, что в советские времена качество этих Су-25 было такое, что изрядную их долю не могли отремонтировать, и использовали как наземные мишени - расстреливать на полигонах. Не думаю, что израильтяне смогли существенно улучшить качество работы завода. Так что какая там Европа, губу закатали бы...
"Массовое освоение Су-25 в ВВС потребовало расширения их выпуска в Тбилиси, где не обходилось без проблем, проявления особенностей и традиций закавказского предприятия. На заводе, казалось, не действовали авиапромовские нормативы и приказы – само производство, достаточно мощное и оснащенное, носило сезонный характер, поскольку к осени многие рабочие удалялись заниматься своими виноградниками и виноделием, а в работе обычным делом были проявление характера и индивидуальности, печать которой носила и их продукция. Общим местом было отсутствие взаимозаменяемости агрегатов, хромавшее качество, отступления от технологии и самовольные «улучшения». Нарушались обводы крыла и оперения, «волнами» гуляла клепка, случалось, в полете слетали фонари, постоянным были другие дефекты, не раз заставлявшие военных прекращать приемку. Первый собранный в Тбилиси самолет из-за эксплуатационной непригодности пришлось отправить на «расстрел» на полигоне для огневых испытаний бронезащиты. В серии отдельные машины то и дело проявляли непредсказуемость поведения и характеристик, требуя индивидуальной доводки. Заводской летчик-испытатель В. Петросянц в живописных выражениях отзывался о местной культуре производства: «Запросто могут ручку управления задом наперед поставить, когда план гонят».
Ко времени формирования 378-го ошап в Баграме работала «грузинская деревня», как прозвали бригаду заводчан, сопровождавших эксплуатацию и выполнявших необходимые доработки. На заводе тогда стоял еще целый полк машин – полсотни Су-25, к которым летчики отказывались подходить, на взлете те стремились опрокинуться на спину. Оказалось, что при сборке крыла нарушалась технология и консоли собирались не в стапеле, а «на коленке», из-за чего возникала крутка крыла, расходившаяся на его половинах до 3 градусов. Механизация крыла могла самопроизвольно зависнуть, заклинившись при выпуске и уборке. Потребовались основательные усилия ОКБ, чтобы привести производственное исполнение в норму. В серии все же встречались сюрпризы, когда находившееся в отсеках оборудование монтировалось таким образом, что извлечь отдельные блоки можно было разве что при помощи зубила. «Индивидуальность» машин вызвала предложение об их персональном закреплении за летчиками, однако сам характер службы и летной работы затрудняли бы планирование и организацию полетов и исключали такой порядок, негибкий и неподходящий при постоянной ротации техники в эксплуатации, время от времени отходившей на регламентные работы и в ремонт."
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.