В каждом более-менее крупном белорусском городе есть отдельная вселенная — частный сектор, в котором живут обеспеченные люди и которому в ближайшей перспективе не грозит снос. Злые языки величают такие кварталы «долиной нищих», «местной Рублевкой», пристанищем для сирот — чего не скажешь, когда лично тебе не светит переселиться в хоромы.
Самые запоминающиеся и колоритные дома, безусловно, строят в Минске и вблизи столицы. Но и областные центры стараются не отставать. Вместе с одним из основателей архитектурного бюро Zrobym Architects Алексеем Кораблевым мы оценили (с эстетической точки зрения) самые выдающиеся постройки частного сектора Витебска.
По словам Алексея, в целом ситуация на архитектурном фронте становится веселее: однотипные коробки с маленькими окнами и скучной кровлей уходят в прошлое, а их место занимают дома, соответствующие духу времени.
— Люди, которые занимаются строительством в настоящий момент, уже начали отходить от стандартных проектов. Им хочется воплотить в жизнь что-то индивидуальное, интересное, ведь наконец пришло понимание, что типовое решение не всегда соответствует запросам конкретной семьи. Также заказчики стали больше внимания уделять экстерьеру, осознав, что он важен настолько же, насколько и интерьер.
В Беларуси сейчас в основном строят небольшие дома, причем наше понимание слова «небольшой» кардинально отличается от российского. Для соседей маленький дом — это меньше 200 квадратных метров, для белорусов это уже большой коттедж. В целом наши люди стараются ограничиться функциональными 80—150 «квадратами». А к стройке все больше подходят с умом: так как процесс возведения дома очень затратный (чуть ли не дело всей жизни), просчитывать начинают все и смело отказываются от излишеств.
Большая площадь — большие счета?
Массивный бежевый особняк, спрятанный за неприступным серым забором, издалека бросается в глаза — очевидно, что денег в него вложено немало, при этом хозяин готов расстаться со своим детищем и выставил его на продажу.
— Скорее всего, этот дом был построен еще в девяностые — тогда были модны коттеджи в замковом стиле по 500 «квадратов» и больше. Очень показательно, что дом продается: обслуживать и отапливать такие площади весьма проблематично. К тому же может меняться состав семьи: дети вырастают, разъезжаются, и хоромы становятся никому не нужными.
Как правило, первый дом, который строит человек, — это всегда желание сделать побольше, получше, побогаче. А потом вдруг оказывается, что это не востребовано. Да, у хозяев есть деньги: участок ухоженный, все деревья аккуратно подстрижены. Но при этом, на мой взгляд, это не статусный дом: когда-то у собственника были средства, и он вложился в стройку, но сейчас, видимо, финансовая ситуация изменилась.
С архитектурной точки зрения дом не представляет никакой ценности. Не факт, что за этот проект вообще платили — может, нашли что-то подходящее у знакомого архитектора и адаптировали. Мне даже кажется, что он достраивался поэтапно — новые объемы появлялись со временем, «захватывая» все больше земли. Что касается кровли, то это явная отсылка к Средневековью — пики, флюгеры… Видимо, человеку нравится этот исторический период или просто кровельщики сказали: «У вас есть дымоход, можем его украсить, а еще сделать „заборчик“», — и хозяин согласился. Какой-то последовательной линии в архитектуре не прослеживается: намешано много всего — даже Средневековье до конца не дожато.
Дом как из сказки
— Сруб — это неубиваемая классика. Это примерно то же самое, как мужчине надеть костюм: всегда смотрится органично. А тут еще и сруб-кругляк — каноничнее некуда. Авангарда здесь нет, строгое соблюдение традиций. Хорошо, что дом построен из дерева: экологично, комфортно. Отторжения здание не вызывает, все достаточно гармонично. Единственное, забор совсем не вписывается, но это уже, похоже, белорусская национальная черта — строить глухие и высокие заборы, за которыми ни тебя не видят, ни ты никого не видишь.
Дом достаточно сложной формы. Почему он был построен именно так, сказать затрудняюсь: работа в несколько этапов, реконструкция, архитектурная задумка?.. Тем, кто планирует возводить дом из сруба, стоит учесть, что к такой постройке надо относиться философски: к примеру, со временем может появиться щель в стене, и от этого никто не застрахован. К тому же срубы — это холодные дома (если стена не двойная), а значит, на отопление придется тратить больше, чем если бы стены были возведены из того же керамзитобетона. Поэтому такие дома в основном возводят в качестве дач, для сезонного проживания в теплое время года.
«Белый куб»
Бело-черный дом с большими окнами — еще одно приметное здание частного сектора Витебска.
— Начиная стройку, люди очень беспокоятся о том, чтобы закупить все материалы, предусмотреть своевременную поставку и так далее. Но при этом многие забывают, что «нематериальное» — проект здания — куда важнее, чем закупленные день в день блоки. В доме вам предстоит жить годами, смотреть на него — тоже, поэтому не стоит игнорировать эту сторону вопроса и думать: «Я все сам могу».
Что касается архитектуры, то в этом доме нет ничего примечательного: объем первого этажа повторили на втором и накрыли скатной крышей. Идей, по сути, никаких — самое простое и очевидное решение. В то же время в зачет данному зданию идет то, что оно без башенок и не разноцветное. Белый цвет скрадывает объем (в любом другом цвете дом смотрелся бы еще более громоздким), темно-серая металлочерепица — небольшой плюс в карму. Также окна значительно больше, чем в первом доме, — это хорошо.
«Шляпа Наполеона»
— Думаю, что в этом доме очень высокие потолки, — рассуждает Алексей Кораблев. — Почему хозяин решил так сделать? Может, крутой рельеф или узкий участок, и поэтому собственник «пошел в высоту». Непонятно, почему забыли про дымоход, а потом вывели на фасад заметную металлическую трубу, портящую вид.
Здание смотрится непропорционально. Крыша большая, темная и давит на дом. Мансардная крыша (вроде как) имеет такую высоту, что запросто можно было организовать полноценный этаж. Видно, что смонтирована ливневка, но я уверен, что она не работает на все сто: из-за уклона вода будет падать на нее с такой скоростью, что водостоки не справятся. Самое обидное, что кровля действительно дорогая, и сделать ее можно было по-другому. Зато за продавцов кровельных материалов можно порадоваться: они явно хорошо заработали.
«Махровые девяностые»
Этот дом, который когда-то выглядел как дворец, хозяин тоже торопится продать. Более того, ставит перед собой амбициозную задачу обмена на жилье в Москве или Санкт-Петербурге. Может, есть желающие?..
— Похожий дом я видел под Дзержинском, мне рассказали его историю, — вспоминает один из основателей архитектурной студии Zrobym Architects. — В девяностые человек «поднялся», продавая на «Ждановичах» петарды. Почувствовав деньги, буквально за полгода построил себе дворец. Вероятно, тут такая же история. Дом как нельзя лучше подходит для продавца петард: замковый стиль с украшательствами. Но, увы, это не барокко или что-то в этом духе. Стиля тут вообще нет: как рисовалось, так и строилось. Видимо, архитектор следовал строгим указаниям заказчика. Забор из силиката тоже говорит сам за себя.
Опять же, заметьте: дом построили из красивого кирпича, выкладывали элементы, а теперь утепляют и оштукатуривают. То есть дворец оказался холодным, и сейчас вся красота, за которую ратовал хозяин, будет погребена. Да и кирпичи уже начали осыпаться. Мне кажется, что этот дом — отягчающее обстоятельство для участка (если он расположен в хорошем месте). Снеси — и цена земли вырастет.
Дворянские корни
— Это, пожалуй, самый большой дом из увиденных. В нем, наверное, около 700 «квадратов». Судя по состоянию травы на участке, активно стройкой сейчас не занимаются. Если его продают, я пойму почему.
Здание очень напоминает дворянское поместье. Если бы я такое увидел где-нибудь в лесу, то сказал бы, что это радзивилловское поместье: явно строилось в этом ключе. Кстати, пример не самый страшный — объемы, пропорции смотрятся более-менее органично. Режут глаз разве что белые пластиковые окна и штукатурка.
Очевидно, что строительство такого дома-усадьбы уже вытянуло огромное количество денег из кошельков хозяев. Не меньше уйдет на то, чтобы довести его до ума. Глядя на все это, возникает вопрос: зачем в 2018-м строить поместье? Может, проще и дешевле было бы купить усадьбу XVIII века и, восстановив, жить в ней…
Современные штрихи
Этот дом сильно отличается от всего, что строится в Витебске. Прямо «пришелец» среди дворцов и однотипных «коробок».
— Здесь явно обращались за помощью к архитектору. Это необычный дом со сложной крышей и подчеркнутой симметрией. Насколько хорошо он получился, затрудняюсь сказать: он явно лучше всего остального, но проект на любителя, я бы себе такой не строил.
Странно, почему окна совсем небольшие. В современном жилье хочется больше света, единения с природой. Может, этот момент компенсируется размерами окон во дворе? Если проект рисовал молодой архитектор, то у него явно есть задатки для того, чтобы стать хорошим специалистом. Не исключено, что сказалось влияние заказчика. Мне кажется, что изначально проект был более смелым и интересным.
Итальянский дом
— В этом случае все испортила крыша. Человек явно сэкономил, и получилось то, что получилось. А ведь на отделку стен камнем ушло много денег, это действительно дорого. Более того, в итоге стены выглядят неплохо, достаточно аккуратно. Но крыша страшно «дешевит».
Если бы на кровлю вместо композита уложили настоящую черепицу натурального цвета, вид был бы совсем другой — дом напоминал бы итальянский особняк. Было бы гораздо симпатичнее и гармоничнее. Ну и ужасный забор — вечная тема.
Куда же без башенки?
— Глядя на этот дом, даже не знаю, что сказать. Башня, конечно, зря. Убери ее — и будет обычный дом без претензии. А так… Наверное, о ней очень сильно просил заказчик: видимо, хотел порадовать ребенка. Архитектор держался-сопротивлялся и в какой-то момент сдался. Получилась классика девяностых.
Дом культуры
— Стиль довольно интересный — какой-то деконструктивизм 1998 года. Здание напоминает не жилой дом, а дом культуры или администрацию, исполком. Может, построили, чтобы проект не пропадал (если бизнес не пошел и общественное здание не удалось возвести).
В любом случае красить стены в разные цвета не стоило, однотонным он бы смотрелся намного лучше. И дорогущий забор точно не отсюда — его стоило бы перенести в «итальянский» дом. Да, надо бы двум хозяевам поменяться заборами.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.