Фишка в том, что, чем выше класс пшеницы, тем меньше ее урожайность.
Фишка в том, что, чем выше класс пшеницы, тем меньше ее урожайность.
То, о чем писали «Версии», но отрицала власть, стало очевидным: с пшеницей в этом году все плохо. Низкая урожайность и еще более низкое качество ставят под сомнение прошлогодний уровень экспорта – 39,4 млн. тонн зерновых на $6,4 млрд. Может, нас спасут кукуруза и подсолнечник? Или мы возродим животноводство за счет подешевевших кормов? Но пока все идет к тому, что низкокачественную пшеницу скормят не скоту, а народу. Не случайно для нее придуман специальный 6-й класс зерна при стандартной классификации от 1-го до 5-го класса.
Долго пыталась разгадать загадку, почему на лучших черноземах мира Украина выращивает самую посредственную пшеницу из вообще возможной в таких природных условиях. Прочитала недавно в одной аналитической статье, что во времена пресловутого советского застоя высококачественной пшеницей 1-го и 2-го классов было занято почти 90% посевных площадей, а сейчас едва ли 15%.
Большим достижением у нынешних аграриев считается вырастить “троечку”, которая на практике нередко оказывается “четверочкой” (4-м классом). А в основном лучше всего у нас удается 5-й класс пшеницы, которая по мировым стандартам уже является фуражной.
Как сказал уже не раз процитированный нами в предыдущих статьях замминистра АПК Максим Мартынюк: "Природно-климатические условия Украины позволяют выращивать продовольственную пшеницу, а если не удалось, то получается фуражная".
Но нет предела совершенству. Когда агробароны увидели, что качество посевов у них настолько никудышнее, что не дотягивает даже до 5-го класса, они подсуетились, и в Украине (фанфары!) родился 6-й класс пшеницы. Как раньше говорили, “третий сорт не брак”.
Именно такой пшеницей в значительных объемах может наградить нас матушка-природа в нынешнем году. Аномально жаркая весна и первая декада лета, а затем нескончаемые дожди не повредили посевы подсолнуха, кукурузы и сои, но ухудшили качество и количество зерна, в основном ярового.
Мы начали писать об этом еще месяц назад. Но Минагропрод до последнего времени придерживался оптимистичной версии и успокаивал, что урожай ржи и пшеницы будет не таким плохим, как кажется. И вот из южных (в основном) регионов пошли сводки о первых итогах уборочной кампании.
Оказалось, что урожайность озимой пшеницы в среднем 33,4 ц/га, а яровой – 23 ц/га. По яровой, однако, полная жуть – уровень прошлогоднего сбора в Красноярском крае и Кемеровской области России. Но нельзя же сравнивать погодные условия там и в Одесской, Запорожской и Николаевской областях.
У нас в прошлом году намолоты доходили в среднем до 50 ц/га, правда, в западных областях. А на юге были 34-39 ц/га для яровой. Чтобы не быть голословной, я позаимствовала табличку на agroportal.ua, где сравнивалась урожайность в Украине и России в прошлом году на середину августа.
Соответственно, такого урожая, как в 2017 году (больше 61 млн. тонн) и тем более в 2016-м (почти 66 млн. тонн), нам ждать не приходится. А выиграть не количеством, так качеством и подавно.
Специалисты намекают, что уже возникли проблемы с экспортными контрактами. Велика вероятность отказа покупателей в странах Ближнего Востока и Юго-Западной Азии от низкокачественного зерна.
Известна высокая требовательность Египта к процентному содержанию протеина (проще говоря, белка) в зерне. В прошлом году он поднял планку до 11,5% и тем самым отрубил часть поставок. Наверняка будут капризничать Китай, Турция, Испания и Польша. Индия, как и Африка, сожрет все. Но больше все же ее интересует не пшеница, а наше подсолнечное масло.
Как бы там ни было, но, благодаря непогоде, грянул гром, в прямом и переносном смысле слова, и проблема угрожающе низкого качества пшеницы, наконец, обратила на себя внимание профильных органов власти.
Что они стали делать? По привычке оправдываться. Мол, работаем над улучшением государственной политики в области сертификации семян, собираемся европеизировать стандарты качества и гармонизировать их с нормативами ЕС.
Это уже как мертвому припарки. Задолго до евроинтеграции, еще в середине 2000-х, когда аграрный сектор стал работать на экспорт, возник вопрос, почему ни Академия аграрных наук, ни семь десятков семенных заводов, ни 270 линий по производству семян не могут обеспечить село качественным посевным материалом. И ответить на него не мог никто.
Я тоже долго искала ответ. И даже предположила, что проблема в деградации научной селекции, которая после развала СССР не получала достаточных ресурсов, и за годы, пока мы жили в формате “українське село вмирає” (а это с ранних 90-х до первой половины 2000-х), просто утратила способность, выводить качественное зерно.
Но эту, казалось бы, логичную версию опроверг знающий источник, много лет проработавший в системе ныне формально ликвидированной Госсельхозинспекции. По его словам, с отечественным семеноводством действительно есть проблемы. Но они легко решаются за счет импорта семенного материала. Подсолнух и кукуруза у нас потому качественные, что до 60% семян – это импорт.
Что же касается пшеницы, то при наличии платежеспособного спроса со стороны агрохолдингов полное обеспечение украинских аграриев качественным семенным материалом отечественного происхождения возможно за пару лет. Но спроса-то нет!
Фишка в том, что, чем выше класс пшеницы, тем меньше ее урожайность. Поэтому агрохолдинги из жадности стремятся выращивать все меньше. Пока удавалось сбывать в тот же Египет 4-й класс, и посевы 3-го уменьшались. Сейчас им надо повышать класс, но вместо этого они углубляются все дальше – в Индию с Африкой, чтобы сбывать низкосортное зерно.
Кстати, мне сказали, что аналогичная проблема возникла и в России, но там с жадностью агрохолдингов борются “административными диктаторскими методами”. А у нас широкое поле для демократии, на котором (пардон за фигуру речи) вместо первоклассной пшеницы колосится махровая коррупция.
Можно много рассказывать о “сортовых подлогах”, о торговле справками и фиктивной сертификации. Это большой бизнес, уходить из которого никто не хочет. Если зерно низкого качества не удастся сбыть за границу, его можно продать внутри страны. Да еще и по завышенным ценам. Потому что государственное регулирование цен на муку и хлебобулочные изделия c 1 июля прошлого года отменено.
Так что не удивляйтесь, если хлеб вскоре подорожает. И станет хуже по качеству. Следовательно, не весь 6-й класс пшеницы скормлен скоту, кое-что мы у него “отъели”. И не надо говорить, что пшеница у нас плохая. Она просто устала. Как пресловутый Шулявский мост в Киеве. А нашим агробаронам для своих людей ничего не жалко. Даже фуража.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.