Народ не зря скупает доллары. Мы
Народ не зря скупает доллары. Мы
Нацбанк «срыгнул ответку», мол, ничего не знаем. Но тут в Лондонский арбитраж «зашел» новый иск. Кстати, никто не видел Гонтареву? Куда она спряталась?
Итак, все по порядку. Как говорится в отчетных данных Национального банка Украины, в октябре впервые за три года зафиксирован факт превышения покупки валюты над продажей. В частности, население страны за месяц продало почти $710,6 млн., а купило на $2,4 млн. больше – $712 млн. Мелочь, но тенденция. Особенно учитывая, что у большей части народа свободных денег нет вообще. И еще в сентябре ситуация была кардинально другой: население продало валюты на $41 млн. больше, чем купило.
На первый взгляд, видимых предпосылок для паники нет. Восьмого ноября в системе электронных торгов OpenMarket состоялся успешный аукцион по продаже активов "Приватбанка", на котором были проданы (внимание!) два парковочных места в ЖК "DUET" (город Днепр) по 740 тыс. грн. Одновременно сообщалось, что на сегодняшний день в системе выставлено 56 объектов в Киеве и Днепре (квартиры, офисы, парковочные места). И торги по этому имуществу состоятся в конце месяца.
Знаете, я все жду, когда НБУ начнет продавать то, что он называет “непрофильным имуществом “Приватбанка”, в частности, горнолыжный курорт "Буковель", здание телеканала "1+1", самолеты авиакомпании МАУ и т.д. Просто хочу посмотреть, как им это удастся. Потому что продать два парковочных места в Днепре это, согласитесь, несолидно. Даже на мелкую победу не тянет.
Тем временем бывшие владельцы “Приватбанка”, как мы и предсказывали, пошли в осеннее наступление. Экс-совладелец "Приватбанка" Геннадий Боголюбов, до национализации владевший 33,25% акций и, как все знают, реально управлявший банком, вдруг потребовал от правительства Украины возврата потерянных из-за национализации средств. Называя действо, которое по версии НБУ было “национализацией” тревожным для власти словосочетанием "незаконная экспроприация".
Отмахнуться от претензий олигарха мешает тот факт, что он, как выяснилось (сюрпрайз для Нацбанка и всех вместе взятых правоохранительных органов страны, – автор), уже давно является подданным Великобритании. И это позволяет ему затаскать Нацбанк и Кабмин по международным судам в статусе “обиженного иностранного инвестора”.
На серьезность намерений Боголюбова указывает упоминание им двустороннего инвестиционного договора между Лондоном и Киевом о защите иностранных инвесторов в Украине от 1993 года. Почему-то мне кажется, что надежно спрятавшаяся от общественности Валерия Гонтарева и весь юридический департамент НБУ, так коряво оформивший национализацию “Привата”, начисто забыли про этот “архаичный” документ.
Или “забыли” специально. По сговору сами понимаете с кем. Знаете, если бы я был Гонтаревой и Гройсманом в одном лице, я бы так и поступил. Понимая, с каким противником предстоит иметь дело. Этот тот сорт врага, с которым лучше разыграть “договорной матч”, чем идти на принцип.
Подозрение в “договорной игре” у меня зародилось еще под католическое Рождество прошлого года. Напомню, что государство национализировало “Приватбанк” 18 декабря 2016-го, когда Кабмин принял соответствующее решение, а 21 декабря банк полностью перешел под контроль государства за 1 грн.
Правда, 1 грн. – это несколько заниженная цена. Примерно на 150 млрд. грн. Потому что сразу после национализации Нацбанк и Кабмин начали закачивать казенное бабло в уже государственный “Приват”. Сначала загнали туда 116,8 млрд. грн. Этого оказалось мало, и 23 июня 2017 года Кабмин решил докапитализировать “Приватбанк” еще на 38,5 млрд. грн. Подозреваю, что это тоже не финиш.
При этом, как мы писали в своих статьях, было совершенно четко ясно, что вернуть в бюджет лихо вкачанные в “Приватбанк” 5% ВВП будет крайне проблематично. Поэтому национализация должна была быть “стерильной” во всех смыслах этого слова, особенно в юридическом.
На деле же оказалось, что высокооплачиваемые спецы из НБУ, которые недавно
Поскольку мы подробно описывали детали в
Итак, ошибка №1 – ключевое постановление Кабмина о том, что Минфин покупает все акции “Приватбанка” за одну гривну, было выпущено еще ДО того, как, согласно действующему законодательству, Фонд гарантирования вкладов физлиц провел перевод обязательств “Привата” в уставный капитал – в ночь (!) с 20 на 21 декабря.
Ошибка №2 также связана со спешкой. Благодаря тому, что бывший директор департамента регистрационных вопросов и лицензирования НБУ Александр Завадецкий поссорился с зампредом НБУ Екатериной Рожковой и с большим скандалом уволился из банка, СМИ узнали, что ключевое в данном деле решение – о признании “Приватбанка” неплатежеспособным (без чего национализация не могла состояться) принималось на основании результатов диагностики, которая не была завершена в соответствии с требованиями законодательства.
Наконец, стратегическая ошибка №3: между властью и собственниками “Приватбанка” не было подписано никакого соглашения о передаче активов в государственную собственность. Национализация осуществлялась на основе письма мажоритарных акционеров (мелкие акционеры его не подписывали и, естественно, тут же подали в суд, – автор) к Кабмину, что они якобы не против. На некоторых форумах пишут, что “Беня послал Гросе открытку, которую к делу не пришьешь”.
И вот теперь выяснилось, что совладелец “Приватбанка” г-н Боголюбов является подданным Великобритании (а также гражданином Украины, Израиля и Кипра), в связи с чем на него распространяется определение "инвестора", согласно законодательству Соединенного Королевства. Боголюбов
Соответствующее письмо Боголюбов направил правительству Украины. В этом письме в порядке реституции он требует:
- аннулирования различных декретов и резолюций (документов), с помощью которых государство осуществило национализацию “Приватбанка”;
- возврата долей в “Приватбанке” всем бывшим акционерам банка;
- отмены процедуры bail-in.
В качестве альтернативы Боголюбов предлагает:
- компенсировать ему убытки по большей стоимости его акций на момент национализации либо стоимости акций на момент решения арбитража;
- вернуть его личные средства, хранящиеся на счетах “Приватбанка”, которые были конвертированы в капитал, плюс проценты;
- возместить моральный ущерб.
Все эти, как сказали бы в НБУ (если бы могли такое говорить), “наглые требования” стали возможны ввиду юридически “грязного” оформления процесса национализации.
И после этого убедите меня, что ни одна персона в Нацбанке не вступала в сговор с собственниками “Приватбанка”. Ни одна! Все просто оказались высокооплачиваемыми кретинами. И должны пожизненно носить соответствующую татуировку на лбу. Потому что 5% ВВП в полунищей воюющей стране на дороге не валяются. И печатный станок Нацбанка скоро задымится от перегрева.
Так что, уважаемые сограждане, скупающие доллары, вы все делаете правильно. Не останавливайтесь. Просто следите за курсом, с которым играется НБУ. Доллары вам пригодятся. Ибо апофеоз этой истории еще впереди.
P.S. Как
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.