Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Галина Акимова. Экспортный прорыв и свиные уши

Источник: "Версии"

Радостная новость от главы правительства: в первом квартале 2017 года экспорт наших товаров в ЕС вырос на 24,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В восторге и МЭРТ: объем экспорта в I квартале 2017-го составил $12,4 млрд., что на 28% ($2,7 млрд.) больше, чем в 2016-м. Цифры впечатляющие, но экспорт в ЕС все равно меньше уровня 2013-го. Хотя показатели тогда шли вниз, а не вверх, как сейчас. Зато мы продавали не только сырье и свиные уши...

Если оценивать экономическую ситуацию в стране только по официальной статистике, то Украина, как говорится, в полном шоколаде (все торговые марки и политические совпадения, о которых вы подумали, случайны).

Но, отойдя от блестящих процентов роста к абсолютным величинам, мы обнаруживаем некоторые парадоксальные факты. Взять, к примеру, 2013 год. По итогам этого последнего “дореволюционного” года экспорт составил $76,13 млрд., импорт – на 7,4% больше, до $84,6 млрд. В успешном 2016-м объем экспорта едва достиг $44,885 млрд., импорта – $44,548 млрд. Разница в два раза при том, что в 2016-м экспорт по сравнению с 2015-м рос, а в 2013-м сокращался по сравнению с 2012-м на 7,6%.

И пусть даже мы минусуем Крым и отчасти Донбасс, хотя в 2016-м еще не было блокады и неподконтрольные территории, как теперь выяснилось, активно производили “украинскую” продукцию и платили налоги в бюджет. Все равно, падение в два раза – это настолько очевидно, что не требует комментариев.

Рост экспорта товаров и услуг в первом квартале 2017 года, как уже сказано выше, объявлен в размере 28%. Рост экспорта в ЕС – 24,5%. На сайте Госстата мы нашли табличку, которая показывает, сколько товаров и услуг было поставлено в ЕС в первом квартале нынешнего года.

Оказывается, что одних только товаров (без услуг) мы продали на $3,97 млрд. Это больше, чем в 2016-м, когда было $3,2 млрд. (за тот же отчетный период), но гораздо меньше, чем при “злочинной владе” до соглашения об ассоциации: за первый квартал 2013 года Украина поставила в страны ЕС товаров на сумму $4,5 млрд.

Сейчас до цифры в $4,5 млрд. дотягивает общий экспорт товаров и услуг в ЕС. И, пользуясь этим, аналитики манипулируют цифрами, пытаясь доказать, что Украине удалось догнать и перегнать саму себя образца 2013 года.

Увы, пока не удалось. Более того, хотя в 2013 году был зафиксирован не рост, а падение экспорта – минус 1,3% ($216 млн.), но в абсолютных цифрах мы продали за границу значительно больше, чем сейчас – $15,9 млрд. против $12,4 млрд. То есть наш растущий не по дням, а по часам экспорт в первом квартале 2017 года в целом не дотягивает до показателей первого квартала 2013 года.

Более того, если смотреть только товары, то цифры вообще фантастические. Экспорт только товаров в первом квартале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016-го увеличился аж на 34,4%.

На первом месте (кто бы сомневался) продукция АПК и пищевой промышленности – 44% от всего экспорта. На втором – продукция металлургии – 23,4%. Продукция машиностроения, куда мы записываем электрические кабели, на которых Украина действительно давно специализируется как подрядчик иностранных компаний (кабельные производства есть в каждом пятом селе на Западной Украине), – 10,4%. И минеральные продукты – 9,2%.

Но все-таки главные экспортеры – это АПК и “сырьевики”. И, как признает МЭРТ, “рост экспорта товаров в отчетный период был обеспечен за счет роста: руд и концентратов железных (на $332 млн.), подсолнечного масла (на $315,7 млн.), соевых бобов (на $226 млн.), проката плоского гарячекатанного (на $190 млн.), кукурузы (на $ 140,4 млн.), полуфабрикатов из стали (на $125,2 млн.), сахара ($ 116,3 млн.), пшеницы (на $110,6 млн.), ферросплавов (на $100,7 млн.), ячменя (на $65,8 млн.).

Но распирающая гордость по поводу наших экспортных успехов омрачается тем фактом, что в указанном перечне нет ничего с намеком на технологически сложную или даже минимально интеллектуальную продукцию. Даже в сфере АПК мы доноры сырья, а не конечного продукта, особенно для Европы. Как бы представители власти ни пытались нас убедить в обратном.

В этом контексте не могу не процитировать заявление замминистра по вопросам евроинтеграции Минагропрода Ольги Трофимцевой на III Национальном форуме по поддержке экспорта.

По словам Трофимцевой, потеря российского рынка была для нас великим благом, ибо этот рынок “расслабил аграрную отрасль” во многих аспектах. И “через 5 лет мы поблагодарим за потерю этого рынка, ведь это заставило аграриев работать над технологиями качества, а также изменением ментальности”. В результате в 2016 году состоялась мощная диверсификация экспорта. На первом месте оказались страны Азии, на втором – ЕС, о котором еще три года назад Украина могла только мечтать. И сейчас в Европу экспортируют 280 компаний из агросектора, из них более 100 – продукцию для супермаркетов.

Стоп! А вот с этого места прошу подробнее. Если 100 украинских компаний поставляют продукцию для европейских супермаркетов, то почему ее нет на полках этих самых супермаркетов?

За последние два года, еще до вожделенного безвиза, я проехала много стран Европы – Испанию, Португалию, Германию, Францию, Италию, Бельгию, Голландию, Австрию и не только.

Летала лоукостерами, ездила поездами и автобусами, жила в квартирах простых европейцев, покупала еду в супермаркетах. Но ни во французском Carrefour, ни в немецких Lidl и Aldi, ни в испанской Mercadona, ни в голландском Albert Heijn я ни разу не видела НИ ОДНОГО украинского продукта питания.

Турецкие закуски на полках стоят, греческие йогурты тоже, польские яблоки и русский алкоголь встречались. Но хваленые украинские продукты, если они и присутствовали в супермаркетах, то были глубоко спрятанные внутри готовых изделий европейских или других производителей.

Скажем, все обсуждают новость, что Украина в 2017 году вошла в топ-5 мировых экспортеров сливочного масла. Дескать, кто там говорил, что из молочных продуктов нам светит лишь перспектива продавать сухое молоко, и то в рамках квот для кондитерской промышленности ЕС? А вот уже мы и масло продаем! Сливочное. Высший пилотаж в молокопереработке, если можно так сказать.

Но смотрим реальные цифры. По сливочному маслу мы на пятом месте. Наш результат – 3,47 тыс. тонн. Для сравнения: первое место занимает Новая Зеландия – 151,8 тыс. тонн. Второе – все 28 стран ЕС вместе (44,4 тыс. тонн). Третье место – одна небольшая Беларусь (17,5 тыс. тонн). И главное – наш покупатель это вовсе не Европа.

Что в таком случае мы поставляем в ЕС? Если брать квоты на беспошлинный экспорт, то в целом Украина полностью исчерпала их по шести группам товаров:

  • мед
  • сахар
  • крупы и мука
  • виноградный и яблочный соки
  • кукуруза
  • обработанные томаты.

Также почти полностью использована квота на экспорт пшеницы (на 86%), и закрыта основная квота на второй квартал по экспорту курятины.

Основными потребителями обработанных томатов являются Польша (55,8% в общей структуре экспорта украинских), Австрия (10,5%) и Германия (6,9%). Польша и Германия, наряду с США, также покупают украинский мед. Кстати, в 2016 году экспорт меда достиг рекордной отметки в 57 тыс. тонн, что в 5,8 раз больше, чем экспорт в 2011 году. А в текущем году наблюдается дальнейшее стремительное наращивание объемов. Так, реализация меда за границу за январь-апрель 2017 года составил 21,9 тыс. тонн, что в 2,3 раза превышает объем экспорта соответствующего периода 2016-го.

Много шума наделала новость, что мы задвинули итальянцев в производстве макаронных изделий и практически захватили европейский рынок. Было объявлено, что, начиная с 2015 года, произошел макаронный прорыв: в 2015 году в Европу было экспортировано макарон на $18,4 млн., в 2016-м – на $17,6 млн. и это в 4 раза больше, чем до ассоциации с ЕС.

Впрочем, ни одной пачки украинских макаронных изделий ни в одном европейском супермаркете лично мне найти не удалось. При том, что по статистике на европейские страны приходится 69% экспорта украинских макаронных изделий. А основными импортерами их стали Германия (13,6% всех реализованных за границу макаронных изделий), Великобритания – 12,6% и даже Испания – 12,3%.

Правда, более глубокое изучение вопроса показало, что Украина экспортирует в ЕС преимущественно дешевую вермишель быстрого приготовления (доля этой продукции в общем экспорте макаронных изделий в Европу составляет 88,4%) и немного макаронного текста. Причем нашу “быструю вермишель” скармливают большей частью мигрантам в специальных “лагерях” и заключенным в пенитенциарных заведениях. Так как от участи побывать там Бог миловал, встретиться с украинской вермишелью в Европе автору не удалось.

Помимо вермишели, еще одной экспортной сенсацией стали улитки. Сообщения о том, что мы вышли на рынок ЕС со своими улитками и уже обгоняем французов в этом экзотическом сегменте, уже месяц как украшают информационное пространство.

Цитирую одну из новостей в оригинале: “За останніх три роки Україна наростила обсяги експорту равликів. У 2013 році українські виробники експортували 3 тонни молюсків, у 2014 – 58 тонн, у 2015 – 260 тонн, а за перших 10 місяців поточного року експортовано 347 тонн. Для порівняння за 10 місяців цього року за кордон було поставлено лише 51 тонна українського сала, а баранини – 9 тонн”.

Но впечатляющая победа евроинтеграции при ближайшем рассмотрении оказывается слегка преувеличенной. Выяснилось, что в Европе украинских улиток покупают только две страны: Румыния (25% экспорта) и Литва (75%).

Более того, интерес к улиткам сугубо меркантильный: наше охлажденное “улиточное сырье” стоит в 5 раз дешевле, чем конечный продукт. Румыны и литовцы обрабатывают моллюсков по стандартам ЕС и отправляют дальше – в Западную Европу. Кто-то скажет, что в условиях жесткой сертификации Евросоюза у нас нет возможности прямого выхода на рынки европейских стран и приходится продавать в пять раз дешевле. Но это не так. Беларусь, например, вышла напрямую на рынки Италии, Венгрии, Чехии, Польши и даже Франции. И продает не по $1/кг как мы, а по $3,5/кг, что почти вдвое дешевле, чем просят во Франции.

Зато мы обогнали всех по части экспорта в ЕС свежих ягод. Как только наступает сезон черники, малины, шелковицы и так далее, наши сограждане вспоминают свои трипольские истоки и дружными семейными бригадами, целыми селами и районами бросаются в леса – заниматься древним промыслом собирательства. Польские и немецкие фирмы лишь успевают принимать от них стандартные коробки с ягодами и выдавать новую тару.

Архаично? Да. Но, благодаря этому, если в 2014 году Украина экспортировала в ЕС ягод только на $4,3 млн., то в 2016 году, по разным подсчетам, от $10 млн. до $12,5 млн. Почему подсчеты такие разные? Потому что в экспорт ягод, как и орехов, вмешалась мафия и мешает точно подсчитать объемы. Кроме ягод и улиток, хорошо пошла горчица. За последний год наша страна вошла в пятерку крупнейших производителей горчицы в мире. Основными покупателями являются Германия, США, Франция, Непал и Польша.

Также мы ударники по гороху – в 2016 году из Украины было экспортировано 359 тыс. тонн. Правда, тут Европа не при чем – основными импортерами являются Индия, на которую приходится 41% всех поставок, Пакистан – 16%, Бангладеш – 8% и Турция – 5%.

Индия, население которой уже превысило населения Китая, при этом значительная часть его живет на 2-4 доллара в день, а 80% – вегетарианцы, спасает украинскую экономику, выедая практически все производимое тут подсолнечное масло. Доля украинского подсолнечного масла в Индии превышает 93%.

Благодаря этому мы вышли на первое место в мире по объемам производства подсолнечного масла. Пожалуй, это единственный продукт переработки агросырья, который мы поставляем на экспорт в таких объемах. Впрочем, насколько я помню, по соглашению об ассоциации с ЕС Украина должна максимально снизить экспортную пошлину на подсолнечник. Это означает, что в недалеком будущем и в этом сегменте мы с экспорта готовой продукции вынужденно перейдем на экспорт сырья.

Если говорить о сырье, в том числе и мясном, то обязательно нужно записать в достижения рост на 75% объемов экспорта мороженых свиных субпродуктов (ног, ушей, голов и др.). Их стали активно поставлять во Вьетнам (51%) и Гонконг (44%).

Самолеты мы не продаем. Станки почти тоже. А вот свиные уши так хорошо пошли, что валютные поступления от торговых операций с ними выросли в 2,7 раза. Великой аграрной державе есть чем гордиться...


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.