Торговые связи между Россией и Германией восстанавливаются, пишет немецкая газета Die Zeit. Об этом, в частности, свидетельствует последняя статистика, опубликованная Российско-Германской внешнеторговой палатой. При этом, согласно результатам опроса среди работающих в России немецких компаний, 63% респондентов ожидают в этом году увеличения продаж.
Так, взаимный товарооборот между нашими странами вырос за первые два месяца года на 43%, до 6,7 млрд рублей, в годовом сопоставлении. Цифры немецкого статистического ведомства отличаются от российских, но также имеют явно положительную динамику: движение товаров между Германией и Россией выросло на 37,3%, или на 9,5 млрд евро.
Данные подтверждают и другие цифры: в январе и феврале этого года российские таможенные органы записали возобновление роста экспорта из Германии, который увеличился более чем на 26%, при этом экспорт из России увеличился примерно на 55%. Таким образом, доля Германии в российской внешней торговле выросла за тот же период на 0,6 %, до 9,3%.
Между тем очевидно, что это восстановление будет происходить в условиях санкций, которые в этом году точно не снимут. Что же привлекает немцев в фактически запрещенную для них Россию? Во-первых, это негативный эффект на экономику ЕС от санкций в отношении России. А во-вторых, немецкие предприниматели опасаются, что из-за ограничений значительная доля рынка может отойти их конкурентам, например китайским фирмам.
Политические устремления в Европе, и прежде всего, в Германии, в вопросе антироссийских санкций противоречат экономическим интересам бизнеса, констатирует ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Цели «наказать» Россию не реализуются, а вот реальные и потенциальные потери немецких компаний на нашем ёмком рынке оказались чувствительными в 2014-2016 г.г. Важно и то, что рыночные «ниши» не могут оставаться незаполненными. И на место германских производителей приходят другие, прежде всего азиатские, в частности, китайские фирмы. И в условиях стабилизации российской экономики и постепенного повышения спроса на товары европейцы опасаются потерять свою долю рынка.
Поэтому де-факто, отмечает аналитик, даже при наличии санкций, производственные и торговые связи Германии и России восстанавливаются. Причём речь идёт не только о росте экспорта и импорта между двумя странами. Бизнес считает перспективными и прямые инвестиции в Россию, в новые производства. Например, компания Daimler построит в Подмосковье завод стоимостью 300 млн евро по выпуску внедорожников и кроссоверов Mercedes мощностью 20-30 тыс. автомобилей в год. Не отстаёт и Volkswagen, который возобновляет массовое производство двигателей и автомобилей Audi на предприятиях в России, в которые уже вложил 1,75 млрд евро.
Германия действительно остается крупнейшим торговым партнером в Европе и вторым по значимости после Китая в мире, отмечает генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин. Да, признает он, действительно, на долю ФРГ приходится 8,7% всего внешнеторгового оборота России, но тут необходимо понимать, что это за товарооборот, какова его структура. По итогам прошлого года импорт и экспорт в отношениях с Германией достигли паритета, правда, не за счет роста показателей, а их снижения. Экспорт в 2016 году оценивается в 19,6 млрд долларов, импорт – 19,4 млрд долларов. Интересно при этом то, что если сравнивать с 2015 годом, экспорт упал почти на 6 млрд долларов, в то время как импорт всего на 1 млрд долларов.
С учетом того, что в структуре экспорта 83% нефть и нефтепродукты, можно сделать предположение относительно того, что на снижение показателей повлияла дешевая нефть, говорит аналитик. Так, первое полугодие 2015 года для рынка энергоресурсов, когда цены в июне поднимались до 63 долларов за баррель, было для экспортеров куда более удачным, чем второе полугодие 2016, когда после зимнего обвала цен котировки закрепились вблизи 55 долларов. Получается, что Германия со своей стороны в общем-то никак не сокращала объемы импорта из России, а показатели снижаются просто под давлением рыночных факторов.
Россия в свою очередь так же практически не изменила ни структуру, ни объем импорта из Германии: еще раз отмечу, что в ценовом выражении он упал всего на 1 млрд, в структуре, как и до санкций и кризиса, по-прежнему доминируют машины, оборудование и аппаратура (33%), химия (20%), транспорт (15%). То есть, если в последние два года сокращение и происходило, то исключительно под воздействием факторов курсовой разницы и негативной динамики по ценам на энергоресурсы, в целом в отношениях в связи с санкциями мало что поменялось: да, из России ушло порядка 500 компаний, но еще 5,6 тысяч остались, из которых порядка 800 - это крупные промышленные предприятия, да, в результате продэмбарго сократились объемы импорта продовольствия, но на них и в «мирное» время приходилось порядка 4-5%, так что в целом этого никто и не заметил.
Немецкие компании по большому счету, рассказывает Роман Паршинг, не побоялись санкций - тот же SIEMENS продолжает оставаться одним из крупнейших производителей локомотивов в России, хорошо известная москвичам и гостям Сочи «Ласточка» - детище немецкой компании, Daimler приступает к строительству собственного производства в МО, продолжают работать VW, BMW, даже несмотря на кризис на рынке новых автомобилей. Так что, заключает эксперт, наблюдаемый сейчас поток инвестиций из ФРГ не является чем-то неожиданным. Российская экономика начинает путь к восстановлению, у бизнеса и государства появляются деньги на реализацию крупных инвестпрограмм, а политика и санкции - это то, что ни коим образом не мешает немецкой прагматичности.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.