В "Нафтогазе" не понимают, либо сознательно делают вид, что не понимают последствий некоторых решений: французская ENGIE не имеет никаких противопоказаний для заключения контрактов с "Газпромом" на поставку газа, с последующей его реализацией Украине.
Валентин Землянский
В то время как руководство Украины готовится отметить годовщину избавления от зависимости от российского газа, большая часть стран Центральной и Восточной Европы активно разрабатывает проекты для транзита российского газа без участия Украины. И, судя по реакции Европейской комиссии, эти усилия находят поддержку со стороны чиновников ЕС.
Считать, что Москва решила не учитывать украинскую ГТС в своих транзитных планах после событий на майдане было бы весьма наивно. Нефтегазовая отрасль предполагает горизонт планирования на уровне 20 лет, следовательно, все события, которые сегодня так будоражат умы простых украинцев, были спрогнозированы намного раньше. Относительно не связанные межу собой действия и решения со стороны российских и европейских компаний, на сегодня вырисовываются во вполне четкую и понятную картину новой архитектуры газового рынка ЕС.
Северный пазл
Поворот в отношении украинского транзита произошел в далеком 2002 году, когда была сорвана реализация проекта Международного газотранспортного консорциума, где планировалось участие Украины, России и Германии. Именно тогда было принято решение об исключении Киева (или минимизации его участия) в вопросах транзита российского газа.
Первым шагом стал запуск в 2011 двух ниток "Северного потока" общей пропускной способностью 55 млрд кубометров газа в год. Недавнее заявление главы "Нафтогаза Украины" Андрея Коболева о том, что решение ЕК о предоставлении "Газпрому" дополнительных мощностей газопровода OPAL (сухопутное продолжение "Северного потока") "стало шоком" и может быть юридически опротестовано Украиной, свидетельствует об отсутствии какой-либо четкой стратегии внешнеполитического позиционирования страны на международной арене, и непонимании Киевом процессов, происходящих сегодня в Европе. В том числе и юридических, поскольку решение европейских чиновников было принято в одностороннем порядке и нуждается в формализации со стороны других непосредственных участников соглашения по использованию OPAL — российских и немецких нефтегазовых компаний и операторов.
В этой связи "демонизация" строительства "Северного потока-2" выглядит несколько преждевременной. Данный проект направлен не столько в пику Украине, сколько в пользу потребителей Западной Европы и Великобритании, где, согласно прогнозам, в течение ближайших лет будет наблюдаться дальнейшее снижение объемов добычи природного газа.
Южный пазл
Долгая история со строительством "Южного потока", который по ряду причин трансформировался в "Турецкий поток", является вторым шагом по усилению российского геополитического влияния в странах Юго-Восточной Европы. Можно было бы обвинять Россию в попытке энергетического шантажа ЕС, когда прозвучало заявление о транзите российского газа только до турецко-греческой границы, а дальше мол "сама-сама-сама", если бы не активная работа правительств стран Восточной Европы над проектами газопроводов, которые вполне могут стать продолжением Турецкого потока вплоть до газового хаба в Баумгартене.
Речь идет о двух проектах Eastring и TESLA.
Eastring считается более приоритетным с точки зрения Еврокомиссии. Предполагается, что он соединит Словакию, Венгрию, Румынию и Болгарию. При этом не исключено, что он может быть продлен до Турции для соединения с "Турецким потоком". Эту возможность в прошлом году обсуждали премьеры России и Словакии. Предполагается, что первая очередь (20 млрд кубометров в год с выходом на 40 млрд) должна заработать в 2018 году.
Газопровод TESLA должен связать Венгрию, Сербию, Македонию и Грецию с газовым хабом в австрийском Баумгартене. Правда, его мощность несколько скромнее — 27 млрд кубов, начало работы проекта запланировано на 2019 год, а его стоимость в два раза выше, чем аналогичного словацкого проекта.
Характерно, что оба газопровода позиционируются как необходимая инфраструктура для объединения газотранспортных систем юго-восточной и центральной Европы, но потенциально рассчитаны на возможность присоединения к "Турецкому потоку". То есть, к моменту окончания действия транзитного контракта между "Газпромом" и НАК "Нафтогаз Украины" в 2019 году ближайшие соседи Украины будут готовы к приему российского газа через "Турецкий поток". Более того, та же Словакия, в случае реализации Eastring, практически полностью сохранит объемы транзита по своей территории.
Украинский пазл
Ситуация, складывающаяся с реализацией обходных газопроводов, должна была бы вызвать адекватную реакцию со стороны руководства НАК "Нафтогаз Украины". Но все происходит с точностью до наоборот. До 2019 года решением НКРЕКП, которое было пролоббировано руководством НАК, приняты ставки на транзит российского газа, которые в 3 раза превышают текущую стоимость услуг. Температура отношений между "Нафтогазом" и "Газпромом" близка к абсолютному нулю, и стороны предпочитают встречаться в Стокгольмском арбитраже, а не за столом переговоров. На правительственном уровне в качестве руководства к действию, принята концепция отказа от прямых закупок российского газа по контракту с "Газпромом".
РИА Новости Украина Два обходных маршрута транзита российского газа с Севера и Юга. Инфографика
Вместо этого Киев уже почти год закупает российский газ по так называемой "реверсной схеме", хотя физическое происхождение газа на 100% является российским. При этом разница в цене между реверсом и прямыми закупками колеблется от 30 до 50 долларов, которые Украина переплачивает за отказ от прямых закупок.
В то же время объемы импорта снижаются катастрофическими темпами. И далеко не по причине внедрения энергосберегающих технологий. Промышленность третий год подряд сокращает объемы потребления газа, которые в этом году едва ли превысят 9 млрд кубометров, поставив очередной антирекорд, хотя в не самом показательном 2013 году этот показатель составлял 19,1 млрд кубов.
Не лучше ситуация и в частном секторе, где из-за потери части территории и "экономически обоснованных тарифов" падение потребления газа составило в прошлом году 30%. И опять же, не по причине увеличения энергоэффективности. Население банально отказывается от газа, переходя на "подножный корм" в виде печного отопления, вырезая лесополосы и лесопосадки в окрестностях.
В таких условиях довольно абсурдным выглядят восторженные заявления руководства НАК относительно появления на украинском рынке французской компании ENGIE. С точки зрения здравого смысла, государственный трейдер в лице "Нафтогаза", показавший свою полню несостоятельность как игрока на газовом рынке, практически потеряв рынок поставок газа промышленности (доля 8%), должен всеми силами пытаться изменить сложившуюся ситуацию. В любой нормальной стране правительство по полной программе включает протекционистские меры, чтобы защитить госкомпанию и, хотя бы частично, восстановить ее позиции на внутреннем рынке. Да не тут-то было, полный "Welcome to Ukraine". Вот вам и рынок, вот вам и подземные хранилища. Не хотите ли еще поуправлять ГТС, а то заждались мы, никто не рискует?
Видимо, в "Нафтогазе" не понимают, либо сознательно делают вид, что не понимают последствий таких решений. В отличие от всех трейдеров, работающих на украинском рынке, включая "Нафтогаз", французская ENGIE не имеет никаких противопоказаний для заключения контрактов с "Газпромом" на поставку газа, с последующей его реализацией украинским промышленным потребителям. В своем недавнем интервью каналу Россия 24, глава "Газпром Экпорта" Александр Медведев заявил, что в контрактах с европейскими компаниями был отменен запрет реэкспорта. Имея дисконт в 50 долл. на тыс. кубометров по сравнению с другими игроками, конкуренция закончится в первый же месяц работы французов на украинском рынке.
Но самое главное. Являясь партнером "Газпрома" по реализации инфраструктурных проектов в Западной Европе, ENGIE вполне может потеснить НАК "Нафтогаз Украины" и вопросах транзита российского газа по украинской территории. В том же интервью, Александр Медведев отметил, что, согласно договоренностям с ЕС, в контрактах с европейскими нефтегазовыми компаниями могут быть изменены и точки получения газа. А это означает, что даже те минимальные объемы российского газа, которые будут предусмотрены для транзита по территории Украины, будут полностью подконтрольны партнерам Москвы.
Вот пазл и сложился. Два обходных маршрута транзита российского газа с Севера и Юга, плюс контроль над падающим украинским рынком поставок промышленности и транзитом со стороны европейских партнеров "Газпрома". Такой себе белый и пушистый российско-французский газовый консорциум на территории Украины, где Киеву будет отведена роль наблюдателя и техническое сопровождение проекту.
Если правительство не пересмотрит свою политику в нефтегазовом секторе в части либерализации рынка и тарифообразования, то "Нафтогазу" и его дочерним компаниям (ну, вы же не верите в скорое разделение, правда?) останутся поставки газа населению и предприятиям ТКЭ, со всеми прелестями субсидий, рассрочек, неплатежей и коррупционных схем.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.