С картинками и под реальной фамилией, а также со статьёй другого автора. Вот что он пишет у себя в Фейсбуке:
С картинками и под реальной фамилией, а также со статьёй другого автора. Вот что он пишет у себя в Фейсбуке:
Удивления пост
С той поры как, к моему огромному удивлению, мои непрофессиональные заметки стали довольно часто читать, прошло вот уже полгода. Наверное, для Интернета это не так уж и мало, как вы думаете? Еще большее удивление чем то, что мои записки стали читать на ФБ, у меня было от того, что заметки стали публиковать на самых разных сайтах - порой на таких, названия которых я раньше и не видел...
Спасибо всем тем, кто пытался помочь мне с тем, чтобы мои статьи появлялись на популярных ресурсах. Обычная реакция редакторов серьезных СМИ была проста: "В таком стиле на нашем ресурсе печатать не будет никто и никогда! PS Кстати, если у вас еще есть заметки - пришлите, очень хочется прочесть". Стиль менять не хотелось и не очень хочется: мне почему-то кажется, что научное, академически выверенное описание всех отраслей геоэнергетики попросту не будет интересно не-специалистам. А мне очень хочется, чтобы люди на основании фактов видели по медицински простой факт: Россия на наших с вами глазах все увереннее осваивает статус энергетической Империи. Нужно знать, чем дОлжно гордиться.
А удивление, собственно говоря, вот по какому поводу. На минувшей неделе со мной связался уважаемый Александр Лукьянов из КП и предложил согласовать публикацию моей самой первой в биографии "атомной" заметки, с которой все и началось - 12 апреля на ФБ появилась "Пару слов о плутонии, великих США и стране-бензоколонке". Разумеется, я согласился, но при этом на 146% был уверен, что, как обычно, ничего из затеи с публикацией не получится. Однако все пошло как-то совсем уж непривычно. Александр перезвонил, мы потратили полдня на переписку с уточнениями. В том числе - и по поводу того, что на таком ресурсе, как КП, под никами публиковаться просто не принято. Ну, и ладно - мне всегда приятно пообщаться с умным человеком.
Однако в пятницу вечерочком Александр прислал ссылочку, которой я, собственно, и хочу поделиться с теми, кому это может быть интересно. Так что, дорогие читатели, доброжелатели и даже те, "кто наоборот" - привыкайте к тому, что у меня есть еще и настоящая фамилия)
Начнем с “детского” вопроса: кто такой этот плутоний? Элемент с порядковым номером 94 в таблице Менделеева, то есть – трансурановый (более тяжелый, чем уран, у которого порядковый номер – 92). В природе плутония настолько минимальное количество, что никакое обогащение никаких руд результата не даст. А зачем этот плутоний вообще нужен? Дело в том, что один из его изотопов – плутоний-239, делится быстрее, чем уран, энергии дает больше. Ну, или по простому – взрывается он мощнее, чем уран, а воякам что – чем круче “ба-бах”, тем лучше… Первые порции плутония создавали на ускорителях – дорогое удовольствие, но, как показал эксперимент над Нагасаки, оно того стоило. Да и первый в истории атомный взрыв – 16.07.1945 близ городка Аламогордо, что в Нью-Мексико, был взрывом именно плутониевой бомбы. Да, я, безусловно, прошу прощения у всех, кого дальнейший текст покоробит: слово “совесть” в этой заметке отсутствует напрочь. Через месяц эксперименты были успешно продолжены. Над Хиросимой рванул урановый “Малыш”, над Нагасаки – плутониевый “Толстяк”. Сравнение результатов было явно в пользу плутония. Дело в том, что при атомном взрыве заряд разлетается со скоростью порядка 1000 км/с, потому заряд не весь успевает сдетонировать. В “Малыше” взорвалось всего 1,4% урана-235, а вот в “Толстяке” успешно сработали 20% плутония-238. Результат получился просто ошеломляющий: 70 тысяч трупов сразу, 100 тысяч инвалидов.
Военным понравилось – физики взяли под козырек. Были разработаны и созданы специальные “плутониевые” реакторы: уран в них горел так, чтобы на выходе получилось максимальное количество плутония. К началу 90-х, когда это оружейное безумие остановили, США успели накопить 103 тонны плутония, СССР – 170 тонн. Уразуметь, что это количество для планеты Земля и для людей, несколько цифр. На двоих – 273 тонны. Плутония-239 в “Толстяке” было … 6,4 кг. КИЛОГРАММА. На двоих – 18 750 “малышей” по 120-130 тысяч смертей в каждой. Это – не учитывая того, что бомбы более поздних поколений стали намного эффективнее. Даже в технологиях 1945 года на складах лежало 2,5 миллиарда смертей. Это – не считая оружейного урана-235. “Многовато” – подумали большие политики, и результатом этой мысли и стало СОУП 2000-го года. По 34 тонны с носа – на треть. И – остановка специализированных “плутониевых” реакторов.
Ну, а что делать с этими тоннами? Период полураспада у плутония-239 – 24 тысячи лет. Закопал в землю тонну, 24 тысячи лет подождал – осталось полтонны. Нормально? Вряд ли. За 24 000 лет в любой момент выкопай – и клепай “толстяков”. Никакие химические реакции не помогут – поливай ты его кислотой или не поливай. Замешать в тонны мусора? Человек так устроен: что сам поломал, то и починит. Потому и договорились именно сжечь – сжечь в атомных реакторах.
Фото:
Но великая страна Америка такой реактор делать умеет, едрен-батон! Экспериментальный. Маленький. Еще Франция умеет. Маленький. Экспериментальный. Американский – сгорел. Французский – сгорел. Японцы попробовали, но в 2010 у них сорвалась труба с топливом и тупо утонула в натрии, а там еще и Фукусима стряслась – свернули и забыли, и забили. А что там (то есть тут) ватники в валенках? Ужос с ними, ужос-ужос. В СССР ведь иностранные газеты было не достать, не почитать – вот ватники и не знали ни черта. Работали и работали. На экспериментальном натриевом технологии отработали. В 1980 в Белоярске промышленный построили – БН-600. Ни аварий, ни пожаров… Вот только что БН-800 в сеть воткнули – работает и работает. Дикари. Бензоколонка. Нигде в мире нет – а тут работает. Ужос.
Было разработано так называемое МОКС-топливо: смесь урана и плутония. МОКС топливо даже на “водных” реакторах жечь можно. Ну, если МАГАТЭ разрешит, даст отдельную лицензию. Тогда можно половину стержней обычных ставить, а половину – с МОКС-топливом. В Европе 40 реакторов такие лицензии уже получили – в Бельгии, во Франции с Германией. А в Штатах? А в Штатах – нуль. Не получаецца. А в России? А ватникам лицензия ваще не нужна! У ватников – БН-600, теперь еще и БН-800, которые только под МОКС-топливо и рассчитаны. Дикари…
Производство МОКС-топлива, повторюсь, разработано. И заводы работают – в Англии и во Франции. Вот только маленький нюанс: европейские технологии позволяют производить такое топливо только из того плутония, который получается при переработке ОЯТ – отработанного ядерного топлива. А вот перерабатывать чистый оружейный плутоний европейцы не умеют, задачу им такую никто не ставил. Потому научные сотрудники Росатома и соответствующих структур в США сначала должны были разработать технологию, причем с нуля, и только потом строить завод. Штаты и начали у себя технологию разрабатывать – эксперименты-опыты-теория, в 2008 году приступили. Россия, само собой, мирно дремала – куды ей, лапотной! В 2012 очнулась – тоже начала, сразу заявив, что завод будет построен в Железногорске. Американцы работали серьезно – работа большая, денег не жалко. К 2015 году 7,7 млрд потратили – серьезные парни. А лапотники? Ну, откуда у них столько денюх? Наскребли кое-как 240 миллионов – и все, больше им не дали. Ну, что делать, блин. Построили на то, что дадено было. Открыли завод – 28 сентября прошлого года. Завод, само собой, из битых кирпичей, доски торчат во все стороны. МАГАТЭшникам взятку сунули – те и дали “добро”. А американцы? А американцы сказали Обаме, что им на запустить завод … денег надо. Еще. Чутка. 17.3 млрд. Семнадцать миллиардов 300 миллионов. Вместе – 25 млрд. На бензоколонке – 240 миллионов и УЖЕ работает. А американцам вот еще бы 17.3 млрд и тогда!.. Тогда завод – будет. Через пять лет. Честное слово. Обязательно. Вот не в курсе – знает ли Обама русский матерный. Наверно, он ему нужен был, когда он этих “заводчан” услышал. Послушал-послушал – да и послал. В пеший эротический тур. Вместо денег – э-э-э… – не скажу что по всей роже.
Вот такие вот дела. Единственные в мире быстрые реакторы – в России. Единственный в мире завод МОКС-топлива, способный перерабатывать оружейный плутоний – в России. А в Америке – сделали айфон. Россия из плутония способна сделать 1 700 закладок МОКС-топлива, сжечь у себя, продать вон европейцам. А Америка? А Америка сделала айфон. А вот куда деть плутоний – это она не знает, у ней денюх столько нету. Она айфоны делает, отстаньте уже!..
Лицо Путина видели, когда он про отказ США жечь плутоний рассказывал? Серьезное лицо, ни тени ухмылки. Я б не смог. Я б ржал во весь голос.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Егор ХОЛМОГОРОВ
В свое время наша диссидентщина любила издеваться над советскими кампаниями борьбы за ядерное разоружение и мир между народами. «Войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется».
Сегодня эта публика пародирует худшие образцы того советского миротворчества: петиции за односторонний отказ России от ядерного оружия, обличения власти, которая хочет взорвать планету и прибегает к «ядерному шантажу». И всё из-за отказа президента и правительства от соглашения с США по утилизации плутония.
Элемент шантажа в ядерном разоружении постсоветской эпохи конечно присутствовал. Но как раз со стороны США, реализовывавших «право сильного». Мол, либо разоружаетесь под нашим чутким руководством, имея с этого маленькую денежку, либо созерцаете, как ваше радиоактивное железно ржавеет, в то время как мы окружаем вас авианосцами и базами крылатых ракет. Ведь не станете же вы в самом деле устраивать ядерную войну за Кемску волость?
Соглашение по плутонию было характерным примером такой игры с «лошками». Оно предполагало промышленный способ утилизации плутония, но американцы сочли, что имеют полное право складывать свой плутоний в кучку, в то время как русские реально изводят его на топливо реакторы. А то, что сложено, можно ведь и достать опять, превратив снова в ядерные заряды.
Почему в Вашингтоне сейчас стоит драматический вой – более-менее понятно. Американцы обманули сами себя. Они существенно отстали от нас по мирным ядерным технологиям и фактически попали в зависимость от нашего ядерного топлива, а тут вся схема оказалась под угрозой.
Разрыв плутониевого соглашения – это ясный сигнал Вашингтону и миру: в Москве больше не считают ядерное разоружение пунктом один в мировой повестке. Слишком дорого мы за свое миролюбие заплатили. При всех будущих действиях американцы должны понимать, что не меньше нас сидят на пороховом погребе, рискующем стать плутониевым могильником. А уж реагировать на такую картину с разумом и миролюбием или с самодовольной агрессией – пусть решают хорошенько подумав.
Примечание Владимира Зыкова. "Комсомолка" запрещает перепечатки со своего сайта. Но дело в том, что на европейской версии их сайта, kompravda.eu, написано:
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Так что я никаких прав не нарушил :) Если они исправят это недоразумение, пусть сообщат мне, удалю, жаловаться провайдеру не обязательно :)
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.