Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

G20: морг для оффшоров и рука Москвы

Источник: "Версии"

На саммите G20 в Ханчжоу, куда пригласили Чад, Лаос и Сенегал, но не нашли места для Украины, одним из главных вопросов может стать «смертный приговор» оффшорам. Закрыть окно налогового рая «двадцатка» договорилась еще три года назад в Санкт-Петербурге. Закрепить «сделку» должны были в 2014-м в Сочи.

Но Крым и санкции притормозили процесс. В 2016-м разразился «панамагейт», состоялся Brexit, госдолг США превысил $19 трлн. Как все это связано с оффшорами? Рассказываю...

Как известно, Украина ищет в любой экономической или политической неприятности внутри страны руку Москвы. Спешим обрадовать патриотов: в оффшорном вопросе без этого глобал-фетиша тоже не обошлось.

Первый крестовый поход развитых стран против оффшорного бизнеса совпал с председательствованием России в G8 в 2006 году. В тот период Кремль уже нейтрализовал олигархов ельцинской эпохи (Березовского, Гусинского и Ходорковского) и перешел к ослаблению влияния на власть одиозных фигур следующего поколения вроде Тельмана Исмаилова. Для окончательной победы над их влиянием российским властям не хватало доступа к информации, где эти «редиски» прячут свои деньги.

Дело в том, что по соглашению между Организацией экономического сотрудничества (ОЭСР) и Европейским Союзом «Об обмене информацией по налоговым вопросам» конфиденциальные финансовые данные не могут быть предоставлены третьей стороне, не являющейся членом этих международных организаций. Таким образом, РФ, как и Украина, была лишена права законным путем узнавать, в какие трасты и частные фонды вложили деньги ее граждане.

Пикантность ситуации заключалась еще и в том, что в те годы у России возникли серьезные «терки» с Великобританией (из-за Британского совета, отравления Литвиненко, активности Березовского и т. д.). А к так называемым «коронным территориям Великобритании» относится половина оффшорных юрисдикций мира.

Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Гернси, Джерси, Остров Мэн, Тёркс и Кайкос – это все бывшие английские колонии. Только на Каймановых островах официально зарегистрированы офисы 12 тысяч крупных компаний. Это самое большое оффшорное «общежитие» планеты.

Годом спустя страны ЕС предварительно договорились о переходе к публично доступным реестрам информации о бенефициарных собственниках компаний, трастов или частных фондов в течение ближайших нескольких лет.

И для начала «раскулачили» Швейцарию, заставив ее частично приоткрыть завесу «железобетонной» банковской тайны. В итоге в 2008 году разразился известный скандал с американскими вкладчиками швейцарских банков. Более 80 банков Швейцарии, в том числе первой величины, выплатили США $5 млрд. штрафов и компенсаций за то, что помогали гражданам США уходить от налогов.

Правительство Великобритании поступило хитрее. На словах оно обещало пойти дальше всех в вопросе раскрытия оффшоров и даже приняло специальный «План действий по созданию системы идентификации бенефициарных собственников британских компаний». Но на деле в рамках этого Плана был подготовлен законопроект – Билль о налогах и финансовой прозрачности (Corporate and Individual Tax and Financial Transparency Bill), который много лет болтался в парламенте. В последний раз он дебатировался во втором чтении в сентябре 2014 года, но так и не был принят. Какой нежданчик! Все это время на пресловутых оффшорных островах кипела работа по сокрытию капиталов и собственников.

К тому же в 2008-м разразился мировой финансовый кризис. Лопнули финансовые пузыри, обрушились пирамиды деривативов. Стало как-то не до оффшоров. И процесс законодательного оформления запрета на анонимность в бизнесе застопорился.

Вспомнили о нем, когда стихия кризиса немного утихла. В июне 2013-го на саммите G8 в Лох-Эрне было принято решение покончить с анонимностью бенефициаров оффшорных компаний. Итоговая декларация, так называемая Lough Erne Declaration (Декларация Лох-Эрне), гласила, что «каждая компания вправе знать, кто ею владеет на самом деле, а сборщики налогов и судебные исполнители должны иметь возможность легко получить эту информацию». В общем, идея о том, чтобы реальные собственники компаний были раскрыты в публичном доступе, начала материализовываться снова.

В том же году в уже расширенном кругу – на саммите G20 в Санкт-Петербурге – был принят пакет основополагающих документов и окончательно определен предельный срок существования анонимных низконалоговых или безналоговых юрисдикций – максимум два года.

Окончательно закрепить приговор оффшорам планировалось летом 2014 года на саммите G8 в Сочи. К тому же с 1 января 2014 года Россия приняла председательство в «Большой восьмерке». Но... 3 марта 2014 года участие России в G8 было приостановлено в связи с присоединением Крыма. Юбилейный 40-й саммит теперь уже «семерки» был проведен 4-5 июня 2014 года в Брюсселе. Вместо темы оффшоров развитые страны обсуждали санкции, которые ЕС и США ввели против России в марте. Таким образом, мистическая рука Москвы и «отвела беду» от оффшоров на два ближайших года.

В 2015-м ажиотаж вокруг раскрытия бенефициаров оффшорных компаний, казалось бы, рассосался. Был принят "Общий стандарт отчетности", по которому страны договорились обмениваться информацией о финансовых счетах и операциях в автоматическом режиме. Оффшорные юрисдискции делали вид, что приступили к разработке планов по раскрытию бенефициаров. Все остальные так же старательно имитировали работу в соответствии со стандартам FATF. Ничего не предвещало резких телодвижений.

И тут грянул «панамагейт». 3 апреля 2016 года СМИ из разных стран одновременно опубликовали статьи и копии конфиденциальных документов панамской юридической компании Mossack Fonseca – крупнейшего мирового регистратора оффшоров. «На гора» были подняты имена множества нынешних и бывших мировых лидеров, высокопоставленных чиновников, известных артистов, спортсменов, бизнесменов. В материалах упоминается, в частности, 12 действующих и бывших глав государств.

Вскоре стало ясно, кто взорвал информационную бомбу от имени Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ): работа над документами шла под контролем американской некоммерческой организации «Центр за честность в обществе» (CPI).

Скандал как цунами смыл иллюзии относительно надежности и конфиденциальности безналоговых гаваней. И заставил сильных мира сего подумать о других форматах хранения капиталов и регистрации собственности. Оффшорам был прописан морг.

Великобритания после этого проголосовала против членства в ЕС, что позволяет ей не выполнять слепо жесткие рекомендации Евросоюза, а вести переговоры о судьбе своих оффшоров. А Соединенные Штаты приготовились принимать у себя тех, кто вкладывал деньги в оффшорные банки.

Новая ситуация поставила их перед выбором: оставить деньги в оффшорах и ждать, пока их заблокируют для выяснения происхождения или проверки уплаты налогов, либо срочно переместить в фонды и вложить в ценные бумаги. А какие у нас самые надежные ЦБ? Разумеется, Казначейские облигации США. Они могут упасть в цене, но дефолт им точно не грозит. Во всяком случае, до тех пор, пока доллар является доминирующей валютой в мире.

Великое переселение капиталов с оффшорных островных счетов в США будет очень кстати для федерального бюджета: в 2016 году госдолг США превысил $19 трлн. и достиг своего максимума. Что же касается регистрации бизнеса, то помимо хорошо известного штата Делавэр, где, по документам, располагаются офисы более чем 200 тыс. компаний общей стоимостью активов $500 млрд., есть еще Аляска и Орегон, Невада и Вайоминг, Южная Дакота и т. д.

Полной анонимности собственникам тут не гарантируют. При регистрации бизнеса нужно раскрывать имя бенефициария. А прелесть почти полного отсутствия налогов на островах компенсирует система более низких, чем обычно налогов. Но при этом сохраняется шанс, что родное правительство ничего лишнего не узнает. США, в отличие от большинства стран G20 и особенно ЕС, не делятся с другими странами информацией о том, кто держит у них деньги или ведет бизнес. У них нет единого «окна», куда правительство другой страны может обратиться с запросом. Каждый штат сам решает, разглашать ли имя реального владельца. И если Аляска упирается и не отвечает, то центр ей ничего за это не сделает.

В этом плане у американцев возникает явное конкурентное преимущество перед Европой, которая увлеклась прозрачностью финансовой системы и повышением налогов для юридических и физических лиц. Над выравниванием этого перекоса и будут, помимо прочего, думать участники саммита в китайском Ханчжоу. Последняя идея состоит в том, чтобы пойти путем одновременного раскрытия информации всеми странами, на территории которых есть оффшоры. Но удастся ли об этом договориться? Об этом Украине расскажут после саммита старшие товарищи.

То, что нас не пригласили в Китай, обидно, но логично. Все, что мы хотели бы рассказать миру, мир уже слышал. Ситуация с Донбассом зашла в тупик. Ни гам, ни дам. С оффшорами мы, образно говоря, сидим на шпагате.

С одной стороны, в последние год-два были внесены изменения в законодательство по регистрации компаний, и с февраля 2015 года нужно предоставлять информацию о бенефициарах иностранных компаний-учредителей. Для уже существующих компаний сделали временной лаг в 6 месяцев на внесение информации о выгодоприобретателях в публичный реестр. Но с другой – закон не предполагает предоставление так называемых подтверждающих сведений об оффшорных компаниях и их бенефициарах. Поэтому толку от него, как от козла молока. Впрочем, как и от всего, что мы активно делаем в последнее время...


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.