Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Путин, нефть, Асад и наши самолеты

Источник: "Версии"

Новость о том, что Эрдоган приедет в Питер на встречу с Путиным, в Украине восприняли с обреченным пониманием. Но дипломатическая беда одна не ходит.

Египетский публицист Имад Аннан опубликовал на днях в арабской газете NoonPost блог под заголовком «Нефть в обмен на Асада: готова ли Россия принять предложение Саудовской Аравии?». Понятно, что к теме цен на нефть, судьбы Асада и арабско-российского торга вокруг Сирии Украина никакого отношения не имеет. Но персонально с саудитами у нас контракт века – на совместное производство самолета Ан-132 на $4 млрд. Как бы он не отправился вслед за договором о военно-стратегическом партнерстве с Турцией. Ну, в то самое место, о котором вы подумали...

Некрасиво с турками вышло. Конечно, когда мы в марте подписывали с ними договор о стратегическом партнерстве для обеспечения безопасности в Черноморском регионе, ничего не предвещало изменения курса Анкары в отношении России. Поэтому для нашего МИДа, когда он комментировал этот договор, слово «стратегическое» превратилось в настоящее слово-паразит. "Через весь текст только что подписанной Декларации о стратегическом партнерстве по итогам заседания Стратегического совета красной нитью проходит углубление стратегического союзничества между Украиной и Турцией. Такое сотрудничество является особенно актуальным в условиях российской агрессии, стремлений Москвы навязать свои сценарии в Украине и в Сирии, принуждения к миру на своих условиях, которые могут принести что угодно, но не мир" (конец цитаты).

Больше того скажу. Даже 8 июля, когда Петр Порошенко встречался с Реджепом Эрдоганом на саммите НАТО в Варшаве, и Эрдоган в очередной раз осуждал преследование крымских татар в оккупированном Крыму и заверял в поддержке территориальной целостности Украины, никто не догадывался, что это был прощальный поцелуй. И главным документом двусторонних отношений будет не протокол о военном сотрудничестве, а решение Турции об увеличении срока безвизового пребывания граждан Украины с 60 до 90 дней в течение 180-дневного периода.

Потому что уже через две недели в Анкаре и Стамбуле произошла неудачная «революция гидности», которую подавили обычные горожане, поддержав почему-то не реформаторов в форме, а президента-диктатора. Что с них возьмешь – «дикі люди ці османи». И вектор практической истории повернул в сторону, удивившую наших теоретиков.

Когда же МИД Турции официально поблагодарил Россию за «безоговорочную поддержку», а в наших краях обнаружились последователи проповедника Гюлена, вопрос о перспективе совместного похода на Московию завис в воздухе. Все, что мы смогли в этой ситуации возразить, так это завести разговор о введении платного транзитного проезда через нашу территорию для турецких перевозчиков в ближайшее время. Правильно, чего они тут катаются, если дорога на Россию уже открыта. Брысь все туда...

Ну, да Бог с ней, с Турцией. Отрезанный ломоть. Еще приползут на брюхе. Как говорится, «прийде війна – попросять хліба». Нам нужно о другом стратегическом партнерстве беспокоиться. С Саудовской Аравией.

Дело это серьезное – на $4 млрд. Правда, их пока никто не видел, но зато все слышали. В прошлом году летом Украина и Саудовская Аравия подписали контракт на совместное производство самолета Ан-132. Офигенный проект. У меня, когда по «1+1» сюжет на эту тему смотрел, от восторга челюсть на грудь падала. Приходилось все время поправлять.

Вы только представьте себе эту картину. Утро. Восход над пустыней. Буквально посреди этой пустыни стоит новенький авиазавод для производства украинских самолетов. Ну, еще не стоит, а будет стоять. Гипотетически.

Там собирают Ан-132. Российские комплектующие не предусмотрены – исключительно европейские, канадские и американские. Новенькие Ан в рядочек выстроились на площадке. Вокруг на верблюдах ездят горделивые шейхи – присматриваются, прицениваются.

«Целых три года шейхи Саудовской Аравии присматривались к украинскому авиапрому, – рассказывает тележурналист. – Приезжали на смотрины, приглашали в гости, и вот наконец они сказали окончательное "да". Подписание документа происходит по-восточному с размахом. Десятки теле- и фотокамер, среди гостей – все руководство Вооруженных сил Саудовской Аравии, члены королевской семьи. Первый этап сделки – поставки готовых самолетов из Украины. Второй – производство их в Саудовской Аравии. «Мы уже можем планировать поступления средств, мы уже можем планировать более активную фазу по производству самолетов", – отмечает президент ГП "Антонов" Михаил Гвоздев...».

Все очень круто, товарищи. И вообще, это геополитический проект. Так Пономарь написал в Facebook. Давно. Еще до того, как начал рекламировать свой кофе «Пономарио». По секрету скажу, это нам американцы через саудитов дали удочку, чтобы мы поймали на нее $4 млрд. Типа компенсация за то, что мы грудью стоим на восточном фронте, защищаем Европу и мир от полчищ сами знаете кого.

Под это дело (контракт века) мы заключили еще один контракт – с General Electric на поставку двигателей для тех самолетов, которые "Антонов" будет делать для Саудовской Аравии. Недавно об этом прочитал в наших СМИ.

Примечание Владимира Зыкова. Ну ладно, с российскими комплектующими понятно, а почему движки не от Мотор Сич?

И тут, будто кошки поскреблись на груди – статья в NoonPost. Тревожная в целом статья для нашего стратегического партнерства с Саудовской Аравией и для авиационного проекта в частности.

Если коротко, то Саудовская Аравия играла на стороне противников Асада. Цены на нефть сбили искусственно, полагая, что Россия – колосс на нефтяных ногах – завалится (тем более в условиях санкций). И помочь Сирии не сможет. Но Россия продержалась дольше, чем все рассчитывали и в Сирию успешно сходила походом. Саудиты увидели, что дело плохо, и решили по бедуинской привычке торгануть природными ресурсами.

Фрагмент публикации:

«После того, как Саудовская Аравия не смогла реализовать свой проект «Сирия после Асада» ввиду успехов, достигнутых сирийской регулярной армией при постоянной российско-иранской поддержке, она не нашла ничего лучше, как привлечь на свою сторону русского медведя и предложить выгодную сделку, по которой Эр-Рияд обязуется обеспечить нефтью и газом Москву, а Москва в свою очередь должна отказаться от Асада… Примет ли Москва саудовское предложение? Состоится ли сделка «нефть в обмен на Асада»?

...Вступление Москвы в конфликт было для многих неожиданностью. Особенно из-за того, что русско-сирийские отношения не были на том уровне, чтобы Москва стала вмешиваться в такую непредсказуемую войну.

...Москва начала поставлять в Дамаск высокоэффективные ракетные установки, огромное количество современного оружия, что способствовало укреплению позиций Башара.

Очевидно, что неудачная попытка переворота в Турции будет играть решающую роль в формулировании ее позиции по сирийскому кризису. Особенно в свете сближения Москвы и Анкары, особенно после извинений турецкого президента за сбитый российский самолет на сирийской границе. А вместе с эффективными каналами связи между Турцией и Ираном большинство нитей оказывается в руках России, Турции и Ирана, что очень беспокоит Эр-Рияд и усиливает давление на нее...

…После того, как саудовские дипломатические усилия по продвижению своей позиции по Сирии не увенчались успехом, а Москва и Тегеран навязали свои правила игры, Эр-Рияд был вынужден пойти на контакт с Россией. Тем более что в Эр-Рияде убеждены, что Россия, а не Тегеран, является «уравновешивающей силой». А все ее шаги, предпринимаются не столько в защиту интересов Асада, сколько в своих собственных – это и должно стать новым оружием Эр-Рияда, чтобы заполучить российскую поддержку.

«Мы готовы передать России долю на Ближнем Востоке, значительно более прочную, чем была у Советского Союза», – с этих слов начинает свое выступление министр иностранных дел Аль-Джубейр для американской газеты «Политика» во время своего недавнего визита в Брюссель» (конец цитаты).

Для Саудовской Аравии, накопившей избыточные богатства, даже нефть по $25 была относительно рентабельна. Для России, которая добывает черное золото в северных труднодоступных районах, предел рентабельности – около $40. Поэтому обвал цен на нефть был неслучаен.

Об этом, кстати, неоднократно писали солидные западные издания в 2014-м: «Белый дом убедил саудитов накачать преизбыточной нефтью мировой рынок для обрушения цен, что негативно скажется на российской экономике и ослабит противодействие Москвы дальнейшему продвижению НАТО на восток и расширению военного присутствия в Центральной Азии».

The Fiscal Times в феврале 2016-го: «Половина российского бюджета зависит от нефтяной отрасли, поэтому снижение цен на нефть может быть результатом продуманной политики Эр-Рияда и Вашингтона с целью ударить по экономике РФ».

В той же статье допускалось, что в план входило убийство двух зайцев – России и Ирана. «После снятия санкций с Ирана эта страна снова вышла на мировой нефтяной рынок. И чтобы предотвратить рост ее влияния на Ближнем Востоке, Саудовская Аравия решила держать высокие темпы добычи нефти специально, чтобы обвалить цену на нее».

Почему не довели дело до конца? Как мы уже сказали выше, Россия продержалась дольше, чем рассчитывали ее противники. А первыми, по версии Global Research, «лопнули» энергетические компании США, добывающие сланцевую нефть. Кстати, в той же статье утверждается, будто Обама дал «добро» на проект обвалить мировой нефтяной рынок и попутно развалить добычу сланцевой нефти в США, так как одна из его стратегических целей – забота об окружающей среде. А растущая добыча сланцевой нефти могла этому помешать, замедлив разработку возобновляемых источников энергии.

Wall Street запаниковал, что возможная волна банкротств в энергетическом секторе может прокатиться и по финансовой системе и это чревато падением банков. В результате на электоральном горизонте возник Трамп, большой друг финансистов и энергетических компаний, и пошел в наступление на демократов с их лобби возобновляемых источников энергии. Это я, граждане, не фантазирую, а пересказываю упомянутые выше солидные источники. Плюс еще Bloomberg и др.

Саудиты в свою очередь не первый раз предлагают Москве «торгануть поддержкой Сирии». Еще в феврале прошлого года The New York Times писала, что Саудовская Аравия предложила России дорогую нефть за отказ от Асада. «Саудовская Аравия пытается оказать давление на президента России Владимира Путина, предлагая ему отказаться от поддержки президента Сирии Башара аль-Асада в обмен на сокращение добычи нефти». По словам чиновников, власти Саудовской Аравии последние несколько месяцев вели переговоры с российской стороной по этому вопросу, однако не достигли «значительного прогресса».

Разница в том, что в 2015-м Асада меняли на высокие цены на нефть. А в 2016-м уже отдают за него месторождения. И не за виселицу для Башара, а за мягкий переход к приемлемой демократии. И еще камешек с Пальмиры в качестве бонуса.

Но причем тут мы и наши самолеты? Ну, как бы при том, что контракт реально еще не подписан. Есть только договор намерений. Намерения имеют свойство меняться. Особенно, у восточных правителей. Восток, как известно, дело тонкое. Вчера цены на нефть предлагали повысить. Сегодня – скважины. Завтра будут вместе строить Sukhoi Superjet 100. В той же пустыне. Верблюдам и их благородным хозяевам по большому счету все равно, как будет называться самолет. Лишь бы удобно, красиво и геополитически правильно. Поэтому я бы не спешил планировать поступления средств от контракта века. Подождал бы, не поступит ли команда «Отбой!». А то всякое бывает...


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.