Forbes: США не удается вытеснить «Росатом» из Восточной Европы
19.05.2016
США активно пытаются оказать давление на страны Восточной Европы, чтобы те отказались от использования топливных элементов для АЭС российского производства. При этом они поддерживают японскую компанию Westington, которая пытается конкурировать с «Росатомом», несмотря на то что их топливо дороже, но при этом – в большинстве случаев – более низкого качества, чем российские аналоги.
Поэтому российская компания до сих пор сохраняет за собой немалую долю рынка, пишет Forbes.
«США нацелились на российские АЭС в Европе. И рассчитывают они всего лишь на одну компанию. Она, что весьма странно, японская», – пишет издание Forbes.
Американский журнал отмечает, что идея энергетической безопасности, которую США продвигают в Европе, касается не только поставок сжиженного природного газа, но и ядерной энергетики. Задача США – ослабить контроль России над рынком ядерной энергетики в Восточной Европе, даже если это не означает, что потерянная российской компанией «Росатом» доля тут же будет занята американским «протеже» – компанией Westinghouse.
Forbes отмечает, что американское правительство открыто поддерживает Westinghouse, призывая страны Восточной Европы заключать контракты именно с ней. При этом основным аргументом является обеспечение энергетической безопасности – идея, которая сейчас очень популярна в Европе в связи с ухудшением отношений с Россией.
Westinghouse – изначально американская компания – на данный момент почти полностью принадлежит японской компании Toshiba, которая оказалась в очень непростой ситуации после трагедии на АЭС в Фукусиме. Поэтому стремление Европы диверсифицировать свои источники энергии, в том числе и ядерной, пришлись компании очень кстати.
В конце апреля Westinghouse объявила об увеличении производства ядерного топлива для российских реакторов в Восточной Европе. «Я думаю, компания пытается путем политического давления получить контроль по меньшей мере над половиной рынка поставок ядерного топлива», – считает экс-премьер Чехии Иржи Парубек.
Forbes пишет, что Westinghouse уже имела дело с российскими реакторами. В 1990-е и начале 2000-х годов компания занялась производством стержней для реакторов российского производства, чтобы «помочь им прийти в соответствие с западными стандартами». На деле все оказалось с точностью до наоборот – стержни Westinghouse были дороже, но при этом их качество было ниже, чем у российских аналогов.
Эта ситуация сохраняется и по сей день. На данный момент технологии позволяют Westinghouse производить стержни для российских реакторов. Тем не менее они практически всегда обходятся дороже, да и качество не всегда соответствует российским аналогам. Таким образом, из двух компаний, которые на данный момент соревнуются на этом рынке, «Росатом» предлагает более выгодную цену, и странам всегда приходится платить больше, если они хотят диверсификации.
Впрочем, политическое давление США и образ плохой и ненадежной России заставляют восточноевропейские страны делать выбор в пользу японской компании, несмотря на то что «Росатом» без задержек поставляет топливные элементы даже украинским заказчикам. Чехия заключила с Westinghouse контракт на разработку топливных элементов, которые бы подошли для их реакторов.
Болгария отменила сделку с «Росатомом» на строительство новой АЭС, заплатив при этом 1,3 миллиарда долларов за расторжение контракта. Вместо этого болгарское правительство приняло решение о строительстве нового реактора на уже существующей АЭС и поручило осуществление этого проекта Westinghouse.
Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов практически признал, что это решение было принято по политическим мотивам: «Мы едины. Мы друзья. Мы останавливаем российские самолеты, мы также остановили три российских [энергетических] проекта, и если мы не ваши партнеры, то кто же тогда?»
И, конечно же, не стоит удивляться, что грант украинского правительства на диверсификацию источников ядерного топлива получил именно Westinghouse. И это несмотря на то, что в 2012 году контролирующие органы в сфере ядерной безопасности запретили использование топливных элементов этой компании. Однако в 2014 году пришедший к власти Арсений Яценюк провел консультации с Westinghouse, чтобы выбрать нового человека, ответственного за ядерную безопасность.
Все это сопровождалось активной кампанией организации по защите окружающей среды Bellona, представители которой заявляли, что Россия готовится наказать Украину, прекратив поставки топлива для ядерных реакторов. В то же время ЕС призвал Киев к диверсификации своего рынка, выделив миллионы евро на «энергетическую безопасность». В итоге в 2015 году в ходе плановой проверки обнаружилось, что в «улучшенных» топливных элементах, произведенных Westinghouse, появились утечки.
Forbes отмечает, что конкуренция – это, несомненно, хорошо. Однако же политическое давление, кем бы оно ни оказывалось, скорее наносит ущерб, чем приносит пользу. К тому же весьма опасно пытаться продвигать идею энергетической безопасности, срывая проекты ядерной энергетики и сталкиваясь с техническими трудностями при использовании топливных элементов Westinghouse в реакторах «Росатома». Как бы парадоксально это ни звучало, но подобные «успехи» японской компании играют на руку России, ведь на их фоне она кажется куда надежнее.
В целом, за исключением Украины, «Росатом» до сих пор сохраняет за собой свою долю рынка. Впрочем, это, конечно же, не остановит Westinghouse, которая будет продолжать свои попытки надавить на страны Восточной Европы при помощи США и американских налогоплательщиков, пишет издание.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.