Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Евровидение: алхимия парадоксов

Источник: "Версии"

Все уже высказались о «Евровидении». И мне придется. Такой нынче мейнстрим. Если бы я был музыкальным критиком, то, наверное, написал бы, что песня Джамалы самобытна, а сама она напоминает сирийскую женщину, прорвавшуюся через полицейские кордоны в Европу и тоскующую по родному дому.

Но мне все-таки ближе экономика, а это – цифры. Цифрами можно объяснить то, что кажется непонятным с точки зрения политики, искусства или социальной моды. Недаром нобелевские премии чаще других получают создатели математических моделей экономических процессов. Это так удобно – приложил формулу и понял, что происходит...

Ирландия побеждала, пока ее жалели?

Вопреки распространенному мнению, Украина весьма успешна на «Евровидении»: она всегда выходила в финал. А на второй год своего участия (в 2004-м) победила в Турции с песней Русланы «Wild Dances».

«Серебро» в 2007 и 2008 гг. принесли Верка Сердючка с песней «Dancing Лаша Тумбай» и Ани Лорак с песней «Shady Lady» соответственно. Мика Ньютон в 2011 году заняла 4-е место. Злата Огневич в 2013-м 3-е место.

Конечно, нам пока далеко до страны-рекордсменки Ирландии, которая побеждала 7 раз – в 1970, 1980, 1987, 1992, 1993, 1994 и 1996 годах. Причем в 1980-м и 1987-м победил один и тот же исполнитель Джонни Логан с печальными песнями о неразделенной любви. Все победы страны совпали с разгаром борьбы Северной Ирландии с Англией за свою автономию.

Первая победа – через год после событий в Дерри и Белфасте. Потом были «грязные протесты» в тюрьмах, смертельная голодовка 8 республиканцев (4 умерли), трогательная история «Бирмингемской шестерки». За три года погибло 475 человек. Ольстер, Белфаст, Дублин, ИРА, «Шин фейн» были на первых страницах европейских газет. В 1996 году Ирландия последний раз победила на «Евровидении». А в 1998 году было подписано Белфастское соглашение. Конфликт урегулировали.

Кроме Ирландии, в тройку рекордсменов входят Швеция – 1974, 1984, 1991, 1999, 2012, 2015 гг. (всего 6 побед); Франция – 1958, 1960, 1962, 1969, 1977 (всего – 5) и Люксембург – 1961, 1965, 1972, 1973, 1983 (тоже 5). Но Люксембург в последние годы не участвует – у него закончились исполнители. В этом году в конкурсе «Евровидение» приняли участие 43 страны, 14 из тех, кто имел право, отказались.

Жюри против соседей

Основной проблемой «Евровидения» вскоре после появления там бывших республик СССР и стран, образовавшихся на месте развалившейся Югославии, стали так называемые «соседские обмены баллами»: голоса отдавались за страну, а не за исполнителя или песню.

Апогеем возмущения «западного альянса» стал конкурс 2007 года, места на котором заняли Сербия (победитель), Украина, Россия, Турция (тогда Турция и Россия дружили «на пляжной теме»), Болгария, Беларусь, Греция и Армения.

При этом фаворит из Швейцарии DJ Bobo вообще не вышел в финал, а Ирландия оказалась на последнем месте. Тогда в знак протеста конкурс покинула Австрия и вернулась только в 2011 году.

Для борьбы с голосованием по «соседскому принципу» в 2008 году были введены два полуфинала и один финал. Но, «сообразив на троих», проблему не решили. Наоборот, в 2008 году победил россиянин Дима Билан. Самую высокую оценку ему снова выставили соседи – бывшие республики СССР и Восточная Европа. Западная Европа в целом дала всего 4 балла. При этом Великобритания, Сан-Марино, Исландия, Швейцария, Швеция и Дания не выставили ни одного.

Чтобы окончательно добить «соседство», Европейский вещательный союз ввел двойную систему оценивания – от 5 членов профессионального жюри и СМС от телезрителей. В итоге на нынешнем конкурсе оказалось фактически три чемпиона: по результатам СМС-голосования – россиянин Сергей Лазарев, по решению жюри – австралийская кореянка Дэми Им, по голосованию жюри плюс СМС-голосованию зрителей – наша Джамала.

При этом любопытно, что из пяти членов национального жюри в Украине, которые выставляли оценки участникам «Евровидения», только две фамилии на слуху – Марийка Бурмака и Александр Ксенофонтов (муж и продюсер Русланы). Остальные трое – Лера Чачибая, Валентин Коваль и Андрей Француз – вызывают вопрос: «Это кто?». Отвечаю – радио «Аристократы», М1 и... композитор. Кажется. Или поэт. Короче, Француз.

Примерно такая же картина по многим другим странам. В Дании, которая отдала нам 12 баллов, жюри представляли два божьих одуванчика (далеко за 60), одна «толерантная» дама, а председательствовал певец марокканского происхождения, который представлял Данию на «Евровидении-2014», Анис Басим Моджид. Это так, для примера.

Кстати, накануне Министерство иностранных дел Дании выступило за ужесточение санкций против России и поучаствовало в заявлении пяти скандинавских стран вместе с США на ту же тему. Не знаю, это о чем-то говорит или совпадение?

Всего, как известно, Украина получила за песню Джамалы 12 баллов от членов жюри из 11 стран: Польши, Сан-Марино, Латвии, Грузии, Молдовы, Израиля, Сербии, Боснии и Герцеговины, Словении, Македонии и Дании. Россия – только от четырех: Азербайджана, Белоруссии, Греции и Кипра.

Результат зрительского голосования скромнее: за нас шесть стран – Венгрия, Италия Польша, Сан-Марино, Финляндия и Чехия. Для сравнения в 2004 году Украину поддержали максимальным баллом Исландия, Литва, Россия, Турция, Эстония, Израиль и Латвия.

Такой же результат, как у нас (в 2016-м), и у Сербии: за нее проголосовали телезрители из Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении, Хорватии, Черногории и... Швейцарии. Вся балканская рать.

Россия получила высшую оценку от 10 стран – Азербайджана, Армении, Белоруссии, Болгарии, Германии, Латвии, Молдавии, Сербии, Украины и Эстонии. Нас, конечно, больше всего удивили 12 баллов от Украины (зрада налицо). А Европа отметила очевидный альянс – Германии и России.

Русские и немцы – одна обида на двоих

Что характерно, певица из Германии – «сказочная крошка» Jamie-Lee с песней «Ghost» – заняла в этом году на «Евровидении» последнее место. Хотя очень неплохо поет для своих 18 лет и к тому же не имеет профессионального музыкального образования. Не удивительно, что немецкая пресса встретила утро воскресного дня с таким же возмущением и обидой на несправедливость, как и россияне. Как заметил один из блоггеров, «пока Европа жалеет мигрантов, Германия их кормит, а Россия воюет в Сирии».

Действительно, если брать тех, кого тема вынужденных переселенцев тронула на 12 баллов, то Македонии и Венгрии удалось транзитом передать беженцев по цепочке дальше. В Дании действуют наиболее суровые правила в отношении лиц, просящих убежище. Тут считают, что беженцы должны сами платить за свое пребывание в стране.

Как говорит лидер ДНП Кристиан Тулесен Даль, «поведение мигрантов – это своего рода шопинг. Они ездят по спокойным странам с целью найти место, где они могли бы получить все материальные блага. Это приводит меня в ярость».

При этом согласно так называемой Дублинской процедуре нелегалов должны возвращать в страны их первого прибытия в ЕС. То есть ими должны были бы заниматься Италия и Греция. Но именно Германия открыла свои границы и в 2014 и 2015 гг. вышла на первое месте по числу принятых на длительный срок беженцев. Только в 2015 году (опять же по разным данным) она оставила у себя около 600 тыс. просителей убежища, а за два последних года – более миллиона (что обернулось для Ангелы Меркель печальным финишем блестящей политической карьеры).

Как сообщает издание ZEIT, до 2020 года Германия намерена потратить на проблемы беженцев в мире почти 94 млрд. евро (!) Эта сумма включает расходы на размещение и интеграцию, а также на борьбу с причинами, которые порождают движение беженцев из кризисных регионов.

Не случайно в Германии формируется мнение, что пора закончивать «платить контрибуцию» за ошибки нацизма и Холокост. Дескать, все, что можно искупить, уже искуплено. И в этом плане страна лучше других понимает русских, находящихся в политической изоляции Запада (конкурс это четко показал).

Кстати, то, что россияне с большой вероятностью не приедут на «Евровидение», будет уже вторым случаем в новейшей истории конкурса. В 2012 году Армения отказалась ехать в Баку из-за Карабаха. Ничего. Пережили.

Цена вопроса

К слову, именно в столице Азербайджана был установлен рекорд по затратам на проведение конкурса – они составили от $64 до $72 млн. До этого самым «разорительным» было московское «Евровидение-2009» – $42 млн. Правда, тогда нефть была по $95 за баррель, а газ Юлия Владимировна закупала по $450 за тыс. кубометров.

Украина в 2005 году умудрилась потратить на «Евровидение» $17 млн. бюджетных средств. Это очень много, учитывая, что новых гостиниц, аэропортов, дорог и стадионов не строили, а проводили шоу во Дворце спорта. Отчего оно сильно напоминало дискотеку в сельском клубе.

В 2017 году инфраструктурных проблем будет меньше – многое осталось в наследство от «злочинной панды» и Евро-2012: новые аэропорты, дороги, гостиницы, мосты, стадионы. Мэр Киева Виталий Кличко уже сказал, что собирается использовать под площадку конкурса комплекс Олимпийского стадиона, построенного под Евро-2012.

К тому же есть разные варианты экономии. Так, Сербия на «Евровидение-2008» вообще не потратила бюджетных денег. Около $3,7 млн. выделил ЕВС, еще по столько же дали сербская телевещательная компания и частные спонсоры. Греция в 2006-м уложилась в $7 млн., причем организаторы умудрилась еще и заработать $9 млн. Поэтому налог в 1,5% на «Евровидение-2017» не нужен. Если только не ставить своей целью украсть максимально много.

P.S. Когда статья уже была опубликована, стало известно, что один из упомянутых "божьих одуванчиков" из датского жюри – 69-летняя Хильда Хейк – призналась, что ошибочно поставила Украине 12 баллов, перепутав украинку Джамалу с кореянкой из Австралии. Для аристократической европейской старушки они оказались на одно лицо...

Егор Смирнов

В Кабмине подсчитали стоимость проведения Евровидения

На проведение Евровидения необходимо от 8 до 15 миллионов долларов. Об этом сообщила советник министра инфраструктуры Украины Яника Мерило.

"С самыми маленькими инвестициями в последнее время обошлась Эстония, которой в 2002 году конкурс обошелся 8 миллионов евро. В 2013 году в Швеции и в 2014 и в Дании конкурсы обошлись примерно 15 миллионов евро, но они были и довольно пафосные. Если по скромнее, то оплата стран за участие, поддержка основателей и прибыль от продажи билетов может покрыть примерно 75% из расходов. А в Украине, учитывая важность мероприятия, верю в еще больше в спонсорские деньги", - написала она в Facebook.

"Евровидение - это не просто крутое мероприятие, а реальная реклама страны и повышение туризма, новые инвестиции и рабочие места", - отметила Мерило.

Советник министра уверена, что средства найдутся.

Позже она также написала, что надеется, что конкурс состоится не в Киеве, а одном из региональных центров.

Ранее о готовности принять Евровидение объявили мэры пяти городов: Киева, Львова, Днепропетровска, Одессы и Херсона.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.