Мировые продажи Apple, Gucci, Louis Vuitton и т.д. стремительно падают. Выручка Goldman Sachs Group за первый квартал сократилась на 40%, а прибыль уменьшилась еще больше. Самое опасное, если в нынешнем году лопнет так называемый «сырьевой пузырь». Нашей кукурузе не поздоровится...
С точки зрения статистики, экономика Китая выглядит вполне благополучно. ВВП планово растет на 6,7% в первом квартале и, скорее всего, выйдет на аналогичный показатель к концу 2016 года. Это можно считать позитивом, поскольку в 2015 году ВВП увеличился только на 6,1%.
Причиной таких показателей прошлого года в большой степени стал перманентный биржевой обвал, который длился несколько месяцев, а его апофеозом стал «черный понедельник» 24 августа 2015 года. Как раз на наш День Независимости.
Шанхайская фондовая биржа рухнула сначала на 3,7%, потом до 8% и так докатилась до 40% за месяц. Консультанты развели руками и сказали вкладчикам, что «рынок перегрет» и такое бывает.
Однако 40% глобального производства, почти 1,5 млрд. человек населения – это вам не Монако и даже не Украина. Кризис в Китае мгновенно поразил весь мировой финансовый рынок: фондовые индексы Европы и Америки тоже упали, 500 главных компаний США понесли колоссальные потери, 400 богатейших людей планеты потеряли $182 млрд. «Вселенская шмазь» удалась.
И хотя постепенно ситуация на биржах стабилизировалась, прежнего Китая – всемирной мастерской с сотнями миллионов дешевых рабочих рук – больше не существует. Квалифицированный рабочий меньше чем за $300 пятую точку от циновки не оторвет. Китаец с высшим образованием рассчитывает на зарплату $500. Есть, конечно, еще отсталые регионы с дешевой рабочей силой, но по факту украинцы после инфляции получают вдвое меньше, чем китайцы после биржевого краха.
В итоге в Азии появилась новая востребованная услуга – перемещение производства. За несколько месяцев завод в Китае демонтируют и перевозят, например, во Вьетнам. Или в Индию. А то и на Филиппины. Это связано как раз с ценой рабочей силы. Если взять годовую заработную плату в Китае за 100%, то в Индии она составит 22%, в Индонезии – 36%, во Вьетнаме – 47%, на Филиппинах – 49%. Почему не везут в Украину? Хороший вопрос. Тоже хотелось бы знать на него ответ.
Поэтому общее настроение в Китае такое: очевидного кризиса нет, но перспектива тревожная. У рассудительных образованных китайцев, которые и являлись движком потребительского бума, это породило «синдром резкой экономии». Как для себя, так и для семьи – жены, ребенка, родителей.
В итоге паника у производителей роскоши и электроники. Как написали в одной статье, «сытый дракон остановил рост мирового рынка смартфонов». Действительно, мировые продажи смартфонов впервые в истории падают. Среди главных пострадавших – Apple, чьи модели оказались слишком дороги для перенасыщенного рынка КНР. Samsung еще держится, но это ненадолго. И только китайская Huawei продемонстрировала отличные результаты, увеличив за минувший год свою долю на рынке смартфонов с 5,3% до 8,3% и нарастив объем продаж на 64%. «Купуй китайське» в действии.
Еще хуже перспективы у производителей товаров «сегмента лакшери». По данным консалтинговой фирмы Bain & Company, за последние 10 лет благодаря Китаю и китайским туристам мировой рынок предметов роскоши возрос на 72%. На мировом рынке 30% рекламных затрат брендовых товаров приходится на китайских покупателей. В 2000 году этот показатель составлял всего 1%.
Самый примелькавшийся бренд в Китае – Versace, 22% магазинов фирмы находятся в Поднебесной. Затем следуют Moncler, Tod’s и Dolce&Gabbana. Из-за падения спроса в предстоящие месяцы ожидается закрытие большого числа магазинов. Louis Vuitton закрыл шесть магазинов, Gucci – 5 магазинов, Burberry – 2, Prada – 4.
Считается, что продажи брендовых товаров в Китае упали после начала антикоррупционной кампании – борьбы власти с традицией «гуаньси» – деловых подношений. Китайские чиновники и бизнесмены, которые использовали брендовые товары в качестве взяток, перестали их покупать.
Вообще, парадокс заключается в том, что китайцы одновременно были (и пока еще являются) как наибольшими потребителями подлинных товаров от кутюр, так и производителями и экспортерами всех видов пиратских копий – от самых дешевых до самых точных и дорогих. То же самое и с электроникой: КНР одновременной крупнейший импортер и экспортер всех видов современных технологий.
Нам до этого пока – как раком до Пекина. Поэтому ключевой вопрос, интересующий Украину относительно состояния китайской экономики: будет ли он закупать наше сырье? Китай – крупнейший покупатель украинской кукурузы.
Как бы там ни было, но не будь Китая, Индии и некоторых других многонаселенных стран, куда бы мы сбывали кукурузу, масло подсолнечное, ячмень, соевое масло, масло из рапса, пшеничную муку, другие жиры и растительное масло, шоколад и другие готовые продукты с содержанием какао, кондитерские изделия из сахара, отруби, кормовую муку, молочную сыворотку, яйца птицы в скорлупе, вино, хлебобулочные кондитерские изделия, алкогольные напитки и соевые бобы?
За прошлый год мы поставили на китайский рынок зерновых на $1 млрд. Общий товарооборот с Китаем в прошлом году превысил $7 млрд. – много для нас, мизер для них. Для сравнения, весь товарооборот КНР только за первый квартал 2016 года – $1,1 трлн. (!).
Проблема в том, что Китай продолжает импортировать кукурузу, хотя она ему больше не нужна. В стране накопились крайне высокие запасы кукурузы и сейчас в правительстве разрабатывают планы относительно их снижения.
Правда, китайцы запустили к себе некоторых производителей украинских сыров. Речь идет о Староконстантиновском молочном заводе, Баштанском сырзаводе, ЗАО «Литинский молокозавод», ООО «Таращамолоко», ООО «ТЕРРА ФУД» и ООО «Агропродэкспорт». Однако поверить в то, что мы сможем компенсировать поставкой молочных продуктов снижение зернового оборота (если оно произойдет), очень трудно. Тем более когда проблемным остается вопрос доставки продуктов, имеющих свойство портиться от ненадлежащего хранения, в обход России. Как показал опыт поезда, бродившего месяц по «новому шелковому пути», таким креативом торговле не поможешь.
С другой стороны, китайцы очень подсобили нашим металлургам и экспортерам руды, взвинтив мировые цены на этот товар. Не секрет, что именно инвесторы КНР в последние месяцы скупали сырьевые фьючерсы на ожиданиях резкого роста спроса на сырье. В результате цены многих товаров показали существенный рост с начала марта.
Так, стоимость стальной арматуры к 21 апреля взлетела на 38%, установив максимум с сентября 2014 г. Причем за предшествующие 4 сессии подъем составил 20%. Фьючерсы на коксующийся уголь 25 апреля достигли максимума за 22 месяца, а хлопок за день подорожал на рекордную величину за 5 лет.
Но к началу мая фьючерсы начали падать. На интересующий нас товар – металл – они упали на 15%. Стало понятно, что это были спекуляции, которыми занимаются изголодавшиеся по авантюрам китайские брокеры. По мнению специалистов, ситуация на сырьевом рынке во многом напоминает то, что происходило на фондовом рынке летом прошлого года. Заговорили о «сырьевом пузыре», который может скоро лопнуть.
Лопнет или нет, неизвестно, и повлиять на это мы не можем никак. Нам остается лишь наблюдать за колебаниями цен на мировом рынке и плыть по волнам, которые поднимает экономика Поднебесной. И если такой волной накроет, то жаловаться некому...