Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

"Нам обещали большие дома и хорошую работу": почему беженцы летят из Германии на войну

Источник: "На линии"

Публикуем перевод ув. Алексея Захарова статьи в "Лос-Анджелес Таймс" Беженцы покупают билеты домой в один конец, найдя Германию невыносимой.

С билетом до Ирака в один конец в руках и семимесячным разочарованием от непреклонной немецкой бюрократии в сердце Газван Абдулхасен Абдулла отказался от своих мечтаний о лучшей жизни в Европе.

Абдулла скучал по дому и хотел как можно скорее вернуться к жене и четырем маленьким детям в Басре, так что отказался от статуса беженца и сел на переполненный самолет Iraqi Airways, направлявшийся из берлинского аэропорта Тегель в Багдад; он и еще 150 разочарованных бывших беженцев вернутся домой через пять часов.

Он собрал свои последние 325 долларов на билет — лишь малую долю денег, которые ему пришлось заплатить контрабандистам прошлым летом, чтобы добраться до Германии пешком, на автобусе и лодке через Турцию, Грецию, Балканы и Австрию.

Но сейчас, когда за последние 13 месяцев до Германии добралось больше 1,1 миллиона беженцев из страдающих стран вроде Сирии, Ирака и Афганистана, небольшое, но все растущее их количество возвращается домой.

Причин этому множество; среди них — переполненные центры по работе с беженцами, раздражающая бюрократия, незнакомая немецкая еда, отсутствие рабочих мест и недоверие со стороны немцев, которые боятся, что их страну захватывают мусульмане.

Многие беженцы говорят, что сейчас уже рады обменять холодную, бессердечную и одинокую жизнь в одной из самых богатых стран Европы на войну, страх и нищету на родине. А еще они говорят, что слишком поздно поняли, что контрабандисты скормили им целый ворох лжи о больших домах, высокооплачиваемой работе и роскошной жизни в Германии.

«Я хотел спокойно жить с семьей как можно дальше от войны, - говорит 37-летний Абдулла, работавший в Ираке водителем грузовика. - Но в Европе я увидел совсем не то, о чем мечтал. И не то, о чем мне рассказывали [контрабандисты].

Еда была ужасная, такая отвратительная, что ей даже животных стыдно кормить. Нас заставляли спать в холодных, пустых зданиях, а когда кто-то жаловался, что болеет, нас просто игнорировали. Было очень хорошо заметно, что немцы смотрят на нас как на бродяг. Я скучаю по семье и жду не дождусь возвращения домой».

Абдулла, как и многие беженцы, приехал в Германию один и думал, что семья сможет последовать за ним. Но немецкое правительство, боясь, что количество беженцев вырастет вчетверо, если позволить семьям воссоединиться, в прошлом году временно отменило правила, позволявшие беженцам выписывать с родины свои семьи.

Теперь же, прежде чем перевезти семью в Германию, нужно прожить там от двух до пяти лет; это невыносимое ожидание — одно из главных причин, по которой сотни, а то и тысячи беженцев покидают Германию каждую неделю — хотя каждый день прибывает до трех тысяч новых.

Посольство Ирака в Берлине за последние три месяца выдало более 1500 документов для отъезда иракским беженцам, разочаровавшимся в Германии.

«Немало иракцев возвращаются домой, да и сирийцев все больше и больше сюда приходит, чтобы купить билеты на самолет до дома, - говорит 24-летний Алаа Хадрус, который приехал в Германию из Ирака в детстве, а сейчас владеет турагентством Golf Reisen неподалеку от центра по работе с беженцами в Берлине.

Они видят арабские надписи на моей витрине, приходят и говорят, что хотят вернуться домой, - говорит он. - Рассказывают очень печальные истории».

Хадрус видит толпы изможденных беженцев, ночующих перед его магазинчиком прямо на улице — новоприбывшие, которых иногда заставляют ждать целую ночь, пока их заявления на получение убежища не обработают, чтобы отправить в приют.

«Я очень расстраиваюсь, видя, как мерзнут маленькие дети», - сказал он и добавил, что часто приглашает дрожащие семьи с маленькими детьми на ночь в свою маленькую квартирку. В конце прошлого года, по его словам, беженцы все чаще стали приходить к нему за билетами домой в один конец.

«Они начали приходить ко мне в магазин, - сказал он. - Они разочаровались в Германии, хотя пробыли там всего несколько неделю. У них были неверные идеи и неверные ожидания от Германии. В Ираке им рассказывали, что в Германии беззаботная жизнь».

Сириец, согласившийся назвать только свое имя, Абед, только что купил билет в одну сторону до Ливана, проведя четыре недели в Германии. Он сказал, что жить одному в Германии оказалось намного тяжелее, чем он ожидал, а когда узнал, что не может сразу привезти жену и дочь, это его окончательно добило.

«Я сильно скучаю по семье, - сказал он. - Я лучше рискну и погибну вместе с ними в Сирии, чем буду жить в Германии без них».

Правительственное агентство по делам мигрантов и беженцев сообщило, что в 2015 году 37 220 беженцев получили государственную финансовую помощь, чтобы вернуться на родину. Большинство из них — из балканских стран, и у них было мало шансов получить убежище. Лишь 724 из 122 000 беженцев из Ирака в прошлом году вернулись домой с помощью правительства Германии.

Агентство по делам мигрантов, однако, указывает, что полными данными не владеет, потому что многие беженцы сами оплачивают билеты до дома.

«Количество беженцев, которые хотят вернуться на родину, растет с каждой неделей — как только они узнают, что не могут взять с собой семьи, они тут же разочаровываются в Германии», - сказал Ардалан Хассан, глава турагентства Dania в берлинском районе Веддинг.

«Они думали, что в Германии их встретят с распростертыми объятиями, - добавил он. - Некоторые считали, что им дадут много денег, что государство даст им большие дома... Лишь попав сюда, они понимают, как же малы их шансы заработать ебе на жизнь».

Хассан говорит, что пытается убедить иракцев вообще не уезжать с родины, что жизнь в Германии не так проста, как они думают. «Но никто не верит мне, - сказал он. - Лишь увидев все своими глазами, они начинают верить, что здесь трудно».

Рост количества беженцев-возвращенцев может дать неожиданное облегчение канцлеру Ангеле Меркель, которая попала под жестокую критику за свою политику открытых дверей.

Кроме того, Меркель незаметно изменила свое послание к беженцам: от радостного приветствия в сентябре 2015 года — ее бессмертное «Мы можем это сделать» - к куда более сдержанным словам, сказанных в феврале.

«Мы ждем, что вы вернетесь в Сирию после того, как там наступит мир, и Исламское государство будет побеждено, - сказала Меркель. - Мы ждем, что вы вернетесь домой».

И это на самом деле не так и невероятно, как кажется. В начале 90-х Германия впустила 350 000 беженцев с Балкан. К 1998 году, после окончания балканских войн, около 70% из них вернулись — как добровольно, так и не очень, - в Сербию, Боснию и Герцеговину, Хорватию, Косово, Албанию и Словению.

24-летний Ахмед из Ирбила (Ирак) приехал в Германию, надеясь выучиться на инженера. Но, безуспешно прождав восемь месяцев обработки своего заявления на предоставление убежища, он сдался и в середине февраля улетел домой.

«Мы приехали в Германию, чтобы жить свободными, но здесь мы не свободны, - сказал он перед отъездом. - Даже дома в Ираке у нас больше свободы, чем здесь... Я устал от того, что со мной обращаются как с животным, от жизни в огромной комнате с сотнями других людей, от ужасной еды и холодных душей. Я жду не дождусь возвращения домой».


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.