Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Фунты, тугрики...

Майкл Овергрин (США): Газовый ход конем или куда зовет труба

Источник: contrpost.com

Никогда ещё наш американский соотечественник не писал столь сумбурно :) Не берусь править потому, что сам не всё понимаю и опасаюсь исказить мысли автора. Но кое-какие любопытные соображения тут имеются, так что почитать есть смысл.

Газовые истории Президентом РФ никак не заканчиваются. То мы говорили про вторую Северную трубу, то потом уже про Южную, затем про турецкую трубу и вот снова Северная, а теперь уже и снова Южная.

Что, собственно говоря, происходит и чем можно объяснить такую непростую газовую конфигурацию отношений России и Европы?

Это вообще-то довольно давняя история, имеющая нынешнее продолжение в письмах Клинтон и операции против Ливии. Прежде чем рассматривать то, что сейчас происходит, нужно сначала сказать, что все, что будет происходить между Европой и Россией, всегда будет под сенью этой самой истории. Истории, которая не имеет только коммерческой составляющей, вернее, не деньги здесь главное. И никогда главным деньги здесь не будут.

Самая большая и активная роль здесь принадлежит геополитике, отсюда и следует вести разговор и при анализе это необходимо учитывать в первую очередь. Европа, конечно, использует свою привлекательность как большой рынок сбыта и, собственно говоря, когда Путин подсадил Ходорковского на варежки, вопрос доступных углеводородов из России перешел в категорию условно доступных, и не в Путине тут дело. Запад не только хочет покупать углеводороды, но и деньги платить не абы кому, а только тем, кто находится под контролем. С обретением новой специальности Ходорковским, источники углеводородов в России уже не были под контролем Запада.

Вот тогда и случилась история с Ливией. Каддафи демонстрировал некую независимость и именно из-за нее и угрозы хождению доллара поплатился своей жизнью. Никаких других причин для убийства Каддафи не было. Европе нужен контроль над нефтью, и она его получила в Ливии. Все разговоры о дешевой нефти — простая попытка навести тень на плетень. Впрочем, попытка неудачная. Нам говорят, что эпоха дорогой нефти закончилась, но при этом за нее бьются в кровь.

Проблем здесь добавляется для Европы потому, что все эти причитания никого в России кроме либеральных экономистов не убеждают. Путин прекрасно понимает, что Европе при всех причитаниях завтра углеводороды нужны больше чем вчера, и ровно это же подтверждает глава Газпрома, рапортуя о возросшем потреблении газа Европой. Тут можно говорить и о снижении цен на газ, но значит все это только одно — Россия справляется с ситуацией.

Вместо того чтобы получить ситуацию сжимающегося влияния России, весь мир видит, что у России вообще-то своя игра. Если так, то неплохо было бы понять, какую роль тут Путин отвел Европе. Если игра Путина получает развитие, и ему удается заткнуть или обыграть Запад, то было бы интересно различить некие составляющие этот план детали.

Здесь есть в общем-то три интересующих нас момента. Северная труба, которую Германия очень слабо пытается отринуть, Южная труба, которая как шило в обвисшей заднице фрау Канцлерины. Эти два момента известны широко, и о них уже много писалось и читалось. Есть некий третий момент, который до сих пор еще никем не обсуждался.

Третий очень важный момент — это система внутренних газопроводов, так называемых «интерконнекторов», которые должны соединить существующие трубопроводы так, чтобы газ мог быть перекачан в любую из стран безотносительно того, с какой части Европы он попал на ее территорию. Тем, кто интересуется, с чего вдруг такая срочная необходимость, ведь раньше это никому не было нужно, скажем, что эти новации — результат политики России.

Запад поверил Путину, что контракт с Украиной он доработает, но и только. Дальше украинская труба останется сухой и гулкой. Германия тут же на себя примеряет роль основного поставщика газа во всю Европу, что сулит ей баснословные барыши на десятилетия вперед. И вот эта самая идея с «интерконнекторами» и призвана обеспечить полноценные поставки газа во все страны, используя Германию как основного не только транзитера, но и поставщика газа.

По сути дела, Германия продолжает захватывать все рычаги возможного генерирования профита, разумеется, в ущерб остальным странам Европы. Это очень важный момент, и его учитывают в Кремле. Собственно, здесь Путин не оригинален, и он собрался применить извечное оружие Запада против Запада.

Извечной песней Запада в отношении поставок была «диверсификация», этого же и требовала и Европа и Германия от России и даже требовала обеспечить доступ еще кому-то в свою трубу. Путин считает, что диверсификация и конкуренция очень полезна и самой Европе. Поэтому в тот момент, когда Германия начинает снова крутить носом и высказываться с некой долей неуверенности в отношении второй Северной трубы, Путин предлагает Европе альтернативу в виде Южной трубы и все это на виду у страдающего от собственного идиотизма турка.

Южная труба — это некое орудие, которым Путин проткнет Европу. Все дело в том, что само расположение идет по странам, которые сегодня не так и готовы к продолжению санкций, а Болгария так и вовсе уже обожглась на этой трубе. Теперь отказываться от трубы будет уже менее сподручно. Ситуация серьезно изменилась с тех пор.

Теперь нужно уже в изменяющихся условиях понять необходимость этих самых интерконнекторов. Если трубы будет две, с Юга и Севера, то закольцовывать систему не имеет смысла. Это было бы вообще-то интересно России. Образуя две зоны интересов, разделенные Альпами и Карпатами, Путину, конечно, будет легче играть на противоречиях.

Это очень даже возможно, и тут Путин видит для себя возможность поколебать устои противников-партнеров. В общем и целом, это большая игра, но у нее есть реальные локальные задачи. Одна из таких задач — это прекращение поставок ворованной нефти из Сирии, Ирака и Ливии. Проводимая Россией операция уже достаточно уверенно блокирует нефть, которую скупала Турция.

В Ливии происходит усиление противоречий, и возможно этот маршрут поставки тоже будет купирован. Очень часто приходится слышать, как кто-то пытается разделить поставки нефти от поставок газа. Это — ошибка, потому что давление на любой из видов углеводородов является одинаково болезненным. Но даже при оставшемся ливийском маршруте, ситуация уже изменилась и еще будет меняться в этом же направлении.

Возникающая конкуренция между владельцами Южного и Северного маршрута — это некая загадка для Европы, которую она должна будет стараться решить. Это происходит тогда, когда перспектива продления антироссийских санкций не очевидна, и даже сам процесс продления декларирован как «неавтоматический». Это плохой знак для ЕС, даже если санкции будут вновь продлены.

Путин явно ломает забор, который вокруг России старались отстроить американцы. И вот эта последняя история, когда Россия размещает свои бонды на Западе, говорит о том, что Путин пошел на прорыв финансовой блокады. Здесь, разумеется, дело не в трех миллиардах. Сам факт подобного размещения уже будет говорить о том, что блокады больше нет. А в это время в США все бегают вокруг выборов, и аналитики говорят о феномене Трампа, которого когда-то тоже поддержал Путин.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.