Китайские бизнесмены скупают по всему свету рекордное количество активов. В этом году ожидается продолжение и усиление лихорадки покупок. Речь идет и о рекордном для Поднебесной приобретении китайской госкомпанией зарубежной фирмы.
Китайские бизнесмены скупают по всему свету рекордное количество активов. В этом году ожидается продолжение и усиление лихорадки покупок. Речь идет и о рекордном для Поднебесной приобретении китайской госкомпанией зарубежной фирмы.
2016 год начался с крупной продажи General Electric. Американский гигант продал за 4 млрд долларов свой бизнес по выпуску бытовой техники китайской частной компании Haier. Сделка поможет китайским бизнесменам, мало известным за пределами Поднебесной, получить плацдарм для развития бизнеса в Америке.
Еще одна китайская компания - Zoomlion пытается приобрести изготовителя тяжелого подъемного оборудования Terex Corporation, а строительная и инвестиционная компания Dalian Wanda купила контрольный пакет акций голливудской киностудии Legendary Entertainment. К этому стоит добавить попытку китайских инвесторов купить даже фондовую биржу - Chicago Stock Exchange.
Скупка компаний идет по всему миру
Конечно, китайский бизнес скупает компании не только в Соединенных Штатах. Немалый переполох в деловом мире наделала рекордная не только для госкомпании ChemChina, но и для всего китайского бизнеса сделка по приобретению Syngenta, одного из мировых лидеров в области защиты растений и семеноводства из Швейцарии. Стоимость сделки оценивается, по данным Dealogic, в 43 млрд долларов. Это в 2,5 раза больше, чем приобретение в 2012 году CNOOC за 17,7 млрд долларов канадской энергетической компании Nexen.
«В 15 лет меня отправили в деревню,- рассказал агентству Reuters председатель правления ChemChina Жэнь Цзяньсинь.- Поэтому я хорошо знаю, что нужно крестьянам, когда они работают на земле. Китай раньше в основном полагался на традиционные методы ведения сельского хозяйства. Мы хотим познакомить с технологиями Syngenta мелких фермеров».
ChemChina проводит активную политику за границей. В прошлом году он купил итальянского изготовителя шин Pirelli, а в январе этого года – немецкого производителя промышленного оборудования KraussMaffei Group за 1 млрд долларов.
Рекордный январь
Всего в январе 2016 года объявлено о 82 слияниях, поглощениях и покупках китайскими фирмами конкурентов в разных странах на общую сумму 73 млрд долларов. За тот же период 2015 года эти цифры были значительно ниже – 55 сделок на 6,2 млрд долларов.
Прошлый год оказался рекордным по деятельности китайского бизнеса за рубежом. За 12 месяцев было осуществлено 607 сделок на общую сумму 112,5 млрд долларов. Этот год имеет все шансы тоже стать рекордным. По крайней мере, в стоимостной категории. За один месяц сумма сделок превысила 50% от прошлогодней.
Специалисты считают, что китайские компании просто стремятся расширяться несмотря на снижение темпов роста китайской экономики, и что они растут за счет приобретения бизнеса за границей.
«С замедлением темпов развития экономики,- приводит Business Insider слова главы отдела развивающихся рынков банка Credit Suisse Викаса Сета,- китайские компании все энергичнее ищут способы развиваться и расширяться».
Темпы роста китайской экономики, напомним, оказались в 2015 году самыми низкими за четверть века.
Новые технологии, рынки и бренды
Однако эксперты отмечают, что лихорадка покупок объясняется не только стремлением к расширению. Одной из целей является и получение доступа на закрытые прежде для китайских бизнесменов рынки.
«Одним из мотивов для зарубежных приобретений является доступ на новые рынки, к новым брендам, технологиям и научным исследованиям и в отдельных случаях к сетям поставок продукции, которые можно реализовать в сетях распространения покупателей в самом Китае,- считает Викас Сет.- мы считаем, что этот процесс продолжится и дальше, потому что в Китае сейчас происходит смена экономической модели».
Приобретениями занимаются все: госпредприятия, частные компании, инвестиционные фонды и т.д. В случае с Haier налицо не только стремление выйти на американский рынок, но и получение доступа к бренду GE. В случае с покупкой Syngenta ChemChina получает доступ к технологиям, научным исследованиям и развитию. В случае с Dalian Wanda китайцы, владеющие, к слову, в США уже одной из крупнейших сетей кинотеатров, получат контроль над контентом Legendary Entertainment, т.е. кинофильмами.
Бизнес покупает, Пекин одобряет
Как любая лихорадка покупок, китайский бум приобретений, конечно, выгоден для Уолл-стрит. В прошлом году инвестиционные банки заработали на китайских приобретениях, по данным Dealogic, 558 млн долларов. В этом году только за один месяц эта цифра уже составила 121 млн.
Конечно, далеко не все проходит исключительно гладко, потому что речь идет об Америке. К приобретениям зарубежными компаниями американских активов в США относятся с особым вниманием. Проверкой таких сделок занимается Комитет по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах (CFIUS). Недавно он, к примеру, запретил Philips продавать свой американский бизнес азиатским покупателям. Стоимость сделки оценивалась в 3,3 млрд долларов.
Неизбежно возникают, при интеграции компаний с западным руководством в китайские конгломераты, и социально-культурные проблемы. Но они преодолимы и, скажем, именитая автомильная из Швеции Volvo после покупки китайским капиталом явно обрела второе дыхание.
Для приобретения бизнеса за рубежом китайские компании обязаны получить разрешение правительства КНР. Необходимо разрешение и регуляторов на покупку валюты. Следует иметь в виду, что среди покупателей зарубежных активов много госпредприятий. Отсюда можно сделать вывод, что лихорадка покупок несомненно одобрена Пекином.
Источник:
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.