Например, что вывод денег в оффшоры упал до минимума, ибо уже нечего выводить. Главным инвестором Украины остается Россия, потому что все остальные сбежали. Вместо обретения новых рынков сбыта мы потеряли старые, потому что в торговой войне Россия у нас выигрывает. В общем, стоит внимательно почитать и проанализировать...
Вместо предисловия
Итак, наши перспективы на этот год (по версии Da Vinci AG).
1) Гривна продолжит падать.
2) Инфляция уменьшится и составит 17-18%. Ценам объективно уже некуда расти – достигли потолка. Торговля демонстрирует глубокий кризис. Индекс реальной зарплаты достиг минимума.
4) АПК увеличит свою долю в экспорте – переход к сырьевой экономике оформится окончательно, но в целом экспорт будет и дальше сокращаться.
5) Ввиду отсутствия прибыли офшоры потеряли свое значение. Но Россия продолжает инвестировать в Украину.
Садок вишневий коло хати...
Медленно, но уверенно Украина теряет все технологические сферы и превращается в эксклюзивного поставщика примитивной продукции низкой переработки, прежде всего аграрной. На первый взгляд, это неплохо, ибо есть чем торговать, на продукцию АПК всегда есть спрос. С другой стороны – ни одна развивающаяся страна мира, кроме арабских нефтяных держав с небольшой численностью коренного населения, не смогла построить процветающие экономики за счет доходов от продажи сырьевых ресурсов. Увы, скорость, с которой Украина переходит в статус сырьевых экономик, говорит лишь о прогрессирующей деградации с весьма печальными последствиями...
Цитата:
«По нашим оценкам, доля экспорта агропродукции в экспорте в 2016 году будет возрастать. На это окажет влияние мировой кризис на сырьевых рынках, который в меньшей мере коснется АПК. В связи с этим по итогам 2016 года может сложиться ситуация, когда доля агроэкспорта в общем котле составит не менее 40%.
Данная тенденция не является позитивной для Украины. Несмотря на то, что государство получает возможность развивать потенциально важную отрасль, такой перекос чреват проблемами в будущем. Их основу будет составлять рост безработицы, увеличение зависимости Украины от погодных условий и волатильности (колебаний, – автор) на рынке продовольствия.
Ситуация может еще более обостриться, если в Украине при этом не будут наблюдаться инвестиции в перерабатывающую отрасль и в смежные отрасли, которые могут продемонстрировать рост, в новой экономической системе основанной на АПК. Речь идет о химической отрасли, машиностроении и IT. В таком случае будет значительно уменьшен объем экспорта с высоким уровнем добавленной стоимости и Украина перейдет в статус сырьевых экономик. За 11 месяцев 2015 года украинский экспорт товаров сократился на 30,9%, то есть на 15,59 млрд. долл. по сравнению с АППГ. Падение по итогам года, по нашим оценкам может составить 18 млрд. долл.
Отметим, что данное падение стало продолжением долгосрочного тренда, продемонстрировав резкое ускорение темпов. В 2014 году экспорт сократился на 13,5% (-9,4 млрд. долл.), в 2013 на 8% (-5,5 млрд. долл.). Таким образом, за неполных три года экспорт украинских товаров сократился на 34,29 млрд. долл.
Среди основных причин:
• потеря Крыма;
А как потеря Крыма могла сказаться? Если верить политикам, то Крым всегда был убыточным и дотационным. Наоборот - балласт с шеи...
• война на Донбассе;
• потеря рынка ЕАЭС.
Кроме того, следует отметить отсутствие сколь-либо продуманной внешнеэкономической стратегии Украины и ситуацию на сырьевых рынках, что повлекло за собой потери практически во всех регионах мира. Полагаем, что в нынешней ситуации в 2016 году общий тренд падения экспорта будет продолжен.
Этому будет способствовать как ситуация на внешних рынках, которая вряд ли будет благоприятна для украинских товаров, так и продолжение хаотической геоэкономической политики Украины».
Но торговля сырьем имеет и вторую сторону медали. Так как товар это, как правило, не эксклюзивный, выигрывает тот, кто либо демпингует, либо имеет за спиной мощную политическую поддержку своей власти.
Украина в этом плане сама загнала себя в вынужденную ловушку. Стремясь оторваться от России и быстрее выскочить на альтернативные рынки, она сожгла мосты на рынок СНГ, где имела возможность неплохо зарабатывать. Надежда получить доступ на европейские рынки разбилась о тарифные и технические барьеры. Лихорадочный поиск новых территорий для сбыта в странах третьего, так сказать, мира наталкивается на рогатки, расставленные «злобным агрессором». Объявив России торговую войну, мы как-то не рассчитали, что политического влияния и финансовых рычагов у нее побольше. И вытеснить нас с тех рынков, где мы пытаемся освоиться, ей достаточно легко, несмотря на западные санкции. В итоге с экспортом у нас все очень плохо. Даже в Турцию, которая находится в контрах с РФ и всегда была нашим крупным торговым партнером.
Цитата:
«В зоне роста экспорта находятся лишь 4 субъекта. На них приходится всего лишь 3,68% от общего экспорта. За исключением Швейцарии, рост экспорта пришелся на страны Азии. При этом основную роль сыграл рост экспорта аграрной продукции. Наиболее позитивным фактором в данной группе является усиление позиций украинских товаров в странах Юго-Восточной Азии. В то же время, обращаем внимание, что данный тренд характерен не для всех стран региона.
Так, Украина в этом году значительно ухудшила свой экспорт во Вьетнам. По нашим оценкам, это связано с усилением в данном регионе РФ. В будущем году этот тренд может быть усилен. Более того, Кремль намерен расширять свое присутствие в регионе не только через Вьетнам, но и Сингапур, который в Москве рассматривают в качестве торгового хаба. Если Украина не предпримет срочных практических мер по либерализации торговли с данным регионом, в 2016 году мы можем ухудшить позиции в нем.
В зоне незначительного падения экспорта находятся два украинских традиционных партнера, на которые ранее возлагались серьезные надежды по интенсификации торговых взаимоотношений. Речь идет об Израиле (ведутся переговоры по ЗСТ) и Китае (ведутся переговоры по интенсификации экспорта). На эти два государства приходится 8,15% от общего экспорта товаров.
Основные регионы экспорта находятся в зоне значительного сокращения. На них приходится 85,14% от всего экспорта. Речь в первую очередь касается ЕС, MENA, Турции, Индии, GUAM, Евразийского экономического союза. С геополитической точки зрения логичным и объяснимым является лишь сокращение экспорта украинских товаров в ЕАЭС на 50,74% и Среднюю Азию на 51%. Однако столь значительное сокращение экспорта по остальным направлениям является крайне угрожающей экономической тенденцией.
Так, к примеру, на 26,39% упал экспорт украинских товаров в ЕС. Рост экспорта был продемонстрирован только в Данию, Словению и Мальту, которые сложно назвать крупным рынком. При этом значительное падение произошло в основные государства-партнеры: Германию (-21%), Польшу (26,6%), Италию (-23,3%). Мы скептически относимся к вероятности восстановить позиции на этих рынках в 2016 году.
Не менее удручающим выглядит падение экспорта в Турцию на 23%. Украинская сторона неоднократно заявляла о намерении занять рынок Турции в связи с ухудшением взаимоотношений Анкары и Москвы. Однако пока что мы наблюдаем прямо противоположную тенденцию, а именно: отсутствие серьезных переговоров и падение экспорта, которое началось задолго до активизации турецкого геоэкономического вектора, однако не останавливается до сих пор.
Негативная ситуация с экспортом наблюдается и в регионе MENA, где Украина сократила экспорт на 24,4%. Падение наблюдается во все страны региона, за исключением Ливана, Катара и Палестины. При этом стратегический интерес для Украины из рынков этих государств представляет лишь Ливан, который при этом находится в зоне нестабильности.
Обращаем внимание на сокращение экспорта в Египет и КСА, как на значительные рынки для украинской продукции. Предполагаем, что в 2016 году ситуация вряд ли стабилизируется исходя из особенностей развития региона (сокращение трат и закупок), нестабильности в нем и активизации на его территории РФ (речь идет прежде всего о рынке Египта).
Немаловажным фактором является также отсутствие практических шагов со стороны Украины, направленных на усиление на рынках региона, который является стратегически важным для Киева. Также прогнозируем продолжение падения экспорта в страны ГУАМ. Причинами могут стать сокращение потребления в Азербайджане, блокирование транзита со стороны РФ и дестабилизация ситуации в Молдове.
Обращаем внимание, что, несмотря на заявления чиновников о необходимости интенсификации торговых взаимоотношений, Украина стремительными темпами теряет рынок как Восточной, так и Западной Африки. По нашим оценкам, в случае дальнейшего сокращения экспорта украинские экспортеры будут практически полностью вытеснены из данного региона, в том числе и российскими конкурентами.
Что касается присутствия украинских товаров на рынках Южной и Северной Америки, то оно в 2015 году значительно сократилось. При этом украинский экспорт в Южную Америку (ACN и Mercosur) вряд ли можно рассматривать с точки зрения сколько-нибудь серьезных геоэкономических взаимоотношений, хотя эти рынки перспективны для украинского машиностроения, в первую очередь военного. Что касается NAFTA, то здесь падение составило 28,73% и коснулось всех трех государств: Мексики, Канады и США».
Захотели торговой войны – получайте!
Аналитики констатируют, что в нынешнем году легче не будет. В первую очередь речь идет о Северной Африке и Азии, где прогнозируется усиление конкуренции на рынке продовольствия. Кампании по дискредитации украинских товаров за рубежом они ожидают и в ЕС, отмечая, что Кремль на сегодняшний день имеет все возможности для проведения подобных операций, а Украина пока не имеет адекватных рычагов влияния на ситуацию и вряд ли сможет оказать на нее хоть какое-либо серьезное воздействие.
Они допускают, что продолжатся скандалы типа того, который разразился в Чехии вокруг качества украинского меда, поставляемого в ЕС, в которой участвуют политики, которых принято ассоциировать с интересами России. Что ж – назвался груздем, полезай в короб, захотел торговой войны – получай! И если окажется, что экспорт в этом году еще больше упадет, причем, именно в Европу, не надо этому удивляться.
Цитата:
«В 2016 году мы ожидаем обострения торговых конфликтов, международных скандалов, связанных с украинским экспортом и продолжения политики препятствования экспорту украинских товаров. Такой прогноз нас вынуждает сделать геополитическая и геоэкономическая ситуация, связанная с конфликтом по линии РФ–Украина. В связи с этим мы ожидаем дальнейшее сокращение экспорта украинских товаров в РФ и в страны ЕАЭС.
По нашему мнению, попытки выстроить собственные двусторонние взаимовыгодные взаимоотношения между Украиной и членами ЕАЭС (исключая Россию) вряд ли на практике окажутся успешными. РФ будет всеми силами пытаться препятствовать подобным попыткам. Среди инструментов: блокирование транзита товаров, попытка воспрепятствовать созданию обходных транзитных путей, давление на руководство стран-членов ЕАЭС.
Единственным возможным вариантом хоть как-то сгладить ситуацию, на наш взгляд, является вывод на новый качественный уровень взаимоотношений по линии Киев–Минск, отказ от эскалации торгового конфликта и увеличение товарооборота на взаимовыгодных условиях.
Проведение Москвой спецопераций, направленных на дискредитацию украинских товаров за рубежом. Кремль на сегодняшний день имеет все возможности для проведения подобных операций. В первую очередь это касается торговых взаимоотношений Украина-ЕС. Уже в начале 2016 года мы наблюдаем «черную» информационную кампанию вокруг качества украинского меда, поставляемого в ЕС, в которой участвуют политики, которых принято ассоциировать с интересами России.
Полагаем, что в 2016 году Украину ожидает несколько подобных спецопераций с участием европейских политиков и спикеров, которые имеют тесные связи с Кремлем. Их цель – подорвать доверие европейцев к украинской продукции, нивелировать эффект от Ассоциации с ЕС для украинских экспортеров и продемонстрировать Украине неэффективность европейского пути развития. Украина на сегодняшний день не имеет возможностей для адекватной контрдеятельности на территории ЕС.
Россия последние годы кропотливо создавала сетку экспертов, общественных организаций и партий, которые можно использовать в подобных спецоперациях и которые смогут служить достоверными для европейских СМИ источниками информации. Украина не использовала последние два года для создания хоть какого-либо серьезного механизма на случай противодействия информационным спецоперациям.
Мы прогнозируем, что Россия будет проводить специальные информационные операции, направленные на срыв попыток Украины увеличить торговлю с Израилем, Турцией, Египтом, ЮАР, а также странами юго-восточной Азии, в первую очередь, с Вьетнамом. Мы полагаем, что попытки России могут оказаться успешными, так как Украина не имеет возможностей не только противодействовать подобным кампаниям, но и даже адекватно выстраивать внешнеэкономические стратегические взаимоотношения с вышеуказанными странами.
Не спорю, что РФ будет препятствовать, но вряд ли Россия заразила сальмонеллой яйца для Израиля. А зараза-то смертельно опасная... И в этой антирекламе Путин виноват?
Вышеуказанные факторы могут привести к значительному сокращению поставок украинских товаров в крайне важные для нее государства, а именно: ЕС (в зоне наибольшего риска Италия, Франция, Германия, Венгрия, Чехия, Нидерланды), Египет, Вьетнам. Также мы прогнозируем, что вследствие враждебных действий России по отношению к Украине в дальнейшем будет значительно уменьшен экспорт в Среднюю Азию и Казахстан и Азербайджан.
Все возможные попытки украинского руководства договориться с Россией относительно изменения геоэкономической стратегии не будут успешными. Тактические подвижки возможны, однако Россия не откажется от своей стратегической цели - экономически и социально ослабить Украину для реализации радикального сценария смены власти и дальнейшего получения ее под свой полный контроль».
Вынужденная деоффшоризация и российские инвестиции
Дальше – просто цитата, без комментариев, потому как и так все ясно. Заначки закончились, поэтому проблема оффшоров отпала сама собой. Россия оказалась в лидерах среди иностранных инвесторов в Украину. Не потому, что они много вложили, просто западные инвесторы все сбежали...
Цитата:
«Анализ внешнеэкономических трендов 2015 свидетельствует о том, что вывод средств в офшоры из Украины фактически остановлен по сравнению с предыдущими периодами. Так, экспорт товаров в четыре основных офшора — Кипр, Белиз, Панаму, Британские Виргинские Острова (БВО) – за 11 месяцев 2015 года по сравнению с АППГ сократился на 81,68%.
В денежном эквиваленте это составляет 346 млн. долл. Всего же, за этот период в эти офшоры были отправлено 77,5 млн. долл., что является крайне незначительным показателем для экономики Украины.
Полагаем, что тренд дальнейшего снижения оффшоризации экономики будет продолжен в 2016 году. Отметим, что на уровень экспорта в оффшорные юрисдикции наиболее влияние сегодня оказывает не политика государства, а ситуация с экономикой. Падение экспорта в эти юрисдикции связано не с ростом доверия к государству Украина со стороны инвесторов, а с отсутствием средств, которые можно выводить. Таким образом, подобный тренд продолжится весь 2016 год, так как мы не ожидаем улучшения экономической ситуации.
Также указываем на то, что доля оффшорных инвестиций в экономику Украины за 9 месяца 2015 года снизилась с 35,7% до 33,2%. Всего же инвестиции из трех основных офшоров (Кипр, БВО, Белиз) снизились на 1,75 млрд. долл. до 14,6 млрд. долл. По нашим оценкам это является следствием снижения значения металлургического сектора из- за комплексных военных и геоэкономических факторов.
Обращаем так же внимание, по нашему мнению, опасную во время военного и торгового конфликта тенденцию – увеличение доли российских инвестиций в экономике Украины на фоне падения их со стороны основных западных партнеров».
Продолжение следует.