Открытые реестры стали главной фишкой широко разрекламированной властью «электронной революции». С 5 октября Министерство юстиции официально открыло доступ к базам данных о владельцах земельных участков, а с 6 октября каждый украинец якобы может узнать о квартирах «продажных чиновников» или просто своих соседей. Последняя новация – открыт электронный доступ к реестру личных автомобилей.
Но сделано это как-то странно – поиск осуществляется не по номеру авто (что логично, если разыскивается машина, участвовавшая в ДТП), а по данным владельца. Теперь собирать информацию на конкретного человека – земля, недвижимость, машина – стало гораздо проще. Но к добру ли это?
Вчера пытались опробовать новый сервис – узнать, сколько автомобилей есть у Арсения Яценюка. Чтобы сравнить данные электронной базы с опубликованной декларацией о доходах. Поскольку для получения доступа к автомобильному реестру нужна так называемая ответственная регистрация, то есть пользователю необходимо будет указать свои настоящие паспортные данные и номер кредитной карты, мой приятель указал данные своей 75-летней бабули. Ее паспорт и номер карточки (спасибо банку, что навязал старушке такую услугу). Проканало, как сказала бы молодежь.
Кто-то скажет, что это журналистское хулиганство?! Не согласен. Это важный социальный эксперимент, подтверждающий высказанные ранее опасения специалистов, в том числе и работников (бывших и действующих) правоохранительных органов о том, что сервисом, ориентированным на «засвечивание коррупционной собственности», первыми воспользуются воры и мошенники.
Информационная справка как будто специально составлена с учетом их потребностей. По автомобилю, например, сообщаются все исходные данные, которые могут интересовать потенциальных угонщиков: марка, год выпуска, год регистрации, объем двигателя. В то же время быстро узнать установочные данные на авто, совершившее ДТП, забив в базу его номер, что было бы логично, не получится. Поиск по номеру не ведется (возможно, пока), только по фамилии владельца.
Аналогичная ситуация и с реестрами недвижимости. О радикальных переменах в системе ее регистрации заговорили еще в прошлом году, на волне постмайданной эйфории и реформаторского зуда. Но только год спустя, в конце января 2015 года, Кабинет министров, наконец, ликвидировал Государственную регистрационную службу и Государственную исполнительную службу, а их функции передал Министерству юстиции. После этого правительство приступило к написанию нового порядка госрегистрации недвижимости и открытию доступа к реестрам земли и собственности.
В результате единственная реальная новация – что Минюст запретил чиновникам требовать бумажные справки о реестрах недвижимого имущества или предприятий. И сильно их тем самым озадачил. Зато даже те электронные реестры, которые раньше были в бесплатном доступе, теперь стали платными.
Размер платы за предоставление госрегистраторами или нотариусами информации из реестра недвижимости в бумажном виде по заявлению юрлиц был назначен в 170 грн. Для физических лиц – 34 грн. Плата за предоставление сведений из реестра путем доступа к нему нотариусов и адвокатов – 51 грн. Теперь детальнее...
С 1 апреля 2015 года (дату выбирали не случайно, это очевидно) была предусмотрена выдача регистрационных документов в электронном виде. Причем, когда весной министр юстиции Павел Петренко презентовал новый онлайн-сервис «Кабинет административных услуг» (kap.minjust.gov.ua), говорилось, что это позволит избавиться от очередей и взяток.
Прошло еще полгода, и стало понятно, что очередей и взяток, может, и не будет, но справку теперь тоже хрен возьмешь. Ибо, как все в нашей стране, онлайн-сервис работает криво. И чтобы получить информацию из реестра прав на недвижимость, человеку нужно, мягко говоря, помудохаться. А если предположить, что этот человек еще и в возрасте, не сильно дружен с компьютером или не имеет платежной карты для оплаты услуг через Интернет, то воспользоваться достижениями «электронной революции» ему не светит.
В этом мы убедились во втором нашем эксперименте, попытавшись пройти весь тот путь, который должен пройти любознательный гражданин. Сначала нужно осуществить регистрацию на сайте www.mail.gov.ua и стать пользователем «Кабинета электронных сервисов». Даже если вы внесли фамилию, телефон, налоговый номер или паспортные данные, система нередко показывает, что чего-то еще не хватает, и вас не регистрирует.
Но, даже зарегистрировавшись, вы сталкиваетесь с массой технических проблем. Так, для отправки запроса на получение данных из реестра нужно указать на сайте «Кабинета административных услуг» фамилию, имя и отчество, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, серию и номер паспорта гражданина Украины. После этого необходимо оплатить выставленный счет. Сделать это можно с помощью банковских карт или платежных систем (например, «Портмоне»). Документ загрузится на сайт с уникальным кодом, и его можно будет распечатать.
Правда, те, кто не пожалел около 50 грн. за информацию, жалуются, что деньги система списывает иногда без выдачи документа. Но мы не стали заходить так далеко, нас интересовали просто тарифы. Поэтому, введя в поисковик название популярного системного банка, мы выяснили, что услуга «предоставление сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» стоит 45,68 грн., комиссия АО «Ощадбанк» составляет 3 грн., всего к оплате 48,68 грн.
Может, каким-то наивным иностранцам это и покажется новым словом в науке и технике, но лично мне, как журналисту с многолетней практикой, это напомнило, как Остап Бендер собирал деньги за вход в Пятигорский Провал, который до того был бесплатным.
Ибо раньше вся та информация, которую Минюст продает по полтиннику, раньше совершенно бесплатно добывалась в электронной версии «Єдиного державного реєстру юридичних осіб та фізичних осіб-підприємців».
И вообще, до того, как вокруг этой темы поднялась волна пиара, в Украине существовали десятки бесплатных баз, не требующих регистрации для поиска в них.
Посмотреть собственников существенной (свыше 10%) доли в банках уже давно можно на сайте НБУ, акционерных обществ на сайте Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка и т. д. Часть информации была открыта под давлением FATF – во избежание отмывания преступных денег. Часть открыли отраслевые ассоциации (союзы адвокатов, архитекторов, юристов). С 2006 года, после принятия соответствующего закона, открыт Государственный реестр судебных решений. Второй год по кадастровому номеру участка можно найти собственника.
То, что сейчас электронной распечатке как бы присвоили официальный статус, это хорошо в теории. Но на практике органы государственной власти и местного самоуправления и так должны были подключиться к этим реестрам бесплатно и получать необходимую информацию. А справка требуется самим гражданам, чтобы показывать, например, арендатору или покупателю участка, недвижимости, объекта собственности.
Но официальной справке на бланке с печатью или документу, заверенному нотариусом, поверить легче, чем «домашней» распечатке из Интернета. Поэтому проблему никто не решил. Напротив, ее создали, отказывавшись выдавать гражданам бумажные справки.
Что же касается борьбы с коррупцией, то лишь наивные и дети могут поверить в миф, что доступ к базам данных о недвижимости позволит поймать за руку проворовавшихся чиновников.
Как мы уже сказали, каждый госслужащий ежегодно заполняет декларацию о доходах своих и членов семьи, причем за достоверность сведений отвечает по уголовному законодательству. Поэтому все, что нужно спрятать, давно оформлено на дальних родственников, кумовьев, доверенных лиц и оффшорные фирмы.
К тому же до 2004 года приватизированные участки не получали кадастрового номера, так как не вносились в электронную систему кадастра. Право собственности на них подтверждено только "бумажным" актом. И сейчас база пополняется по принципу заявления: данные заносятся в реестр, когда владельцу нужно продать или подарить участок, взять его в аренду и т. д.
Зачем тогда вокруг этого и подобных ему вопросов технического плана возникает такая суета? Обычной плановой работе по электронной систематизации создается имидж события века? Ответ прост, и он в железном правиле: если не знаешь, в чем подвох – ищи его в деньгах.
На создание нынешнего Государственного земельного кадастра уже потрачено около $50 млн. кредитных средств, выделенных Всемирным банком. Соглашение о займе Украина подписала еще в октябре 2003 года. Примерно половина денег была потрачена на аэрофотосъемку всей ее территории (порядка 60 млн. га). Остальная сумма пошла на инфраструктурные проекты: строительство центров обработки данных, покупку техники, прокладку различных каналов связи, установку комплексной защиты информации и так далее.
Насколько я знаю, Госслужба по вопросам геодезии, картографии и кадастра недавно вела переговоры с международными финансовыми организациями о привлечении еще 800 млн. грн. Якобы для того, чтобы уточнить характеристику земель сельхозназначения: внести сведения о качестве почвы, к данным о землях водного фонда добавить название водного объекта, информацию о водоохранных зонах и т. д.
На эти деньги уже раскрыли рты штатные реформаторы. Так, скандально известный Саша Боровик, переместившись из МЭРТ в Одессу к Саакашвили, недавно представил себя в числе авторов «Одесского пакета реформ», отвечающего за... реализацию идеи об объединении земельного кадастра, реестра недвижимости и градостроительного кадастра в один.
Саша уже написал проект закона и доказывает иностранным грантодателям, что только таким образом примерно к 2020 году мы сможем иметь единый и полный кадастр недвижимости украинцев с учетом ее расположения в пределах земельных участков. Почему к 2020-му? Ну, видимо, Саша и Миша (точнее, Михо) посчитали, что это финальная дата их гастролей в Украине и после 2020-го им финансирование уже не понадобится. Ибо здесь их уже не будет.
P.S. В рубрику «А как у агрессора?». В России, как выяснилось, ситуация зеркально противоположная нашей. Там уже давно любой человек может узнать, кто является собственником того или иного объекта недвижимости: данные о сделках с имуществом находятся в открытом доступе в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП).
И власти наоборот предлагают засекретить доступ к этим данным для всех, кроме самих правообладателей, их представителей и компетентных государственных органов. Федеральная служба безопасности РФ внесла в правительство соответствующий законопроект. Комиссия правительства по законопроектной деятельности 5 октября поддержала его. Мотив очень простой: уже неоднократно воспользоваться данными открытых реестров пытались мошенники. Потому что именно они ориентируются гораздо лучше одиноких стариков или наивных провинциалов. Но обращать внимание на российский опыт мы не станем и гордо пойдем «гулять по граблям»...
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.