Момент, о котором неоднократно вещал Яценюк, на котором настаивал МВФ и которого больше всего боятся люстрированные, безработные и дачники, не подпадающие под субсидии, настал: платежки с новыми ценами на отопление напечатаны.
Момент, о котором неоднократно вещал Яценюк, на котором настаивал МВФ и которого больше всего боятся люстрированные, безработные и дачники, не подпадающие под субсидии, настал: платежки с новыми ценами на отопление напечатаны.
Но в городах, которые еще не избрали мэров или не проголосовали вообще, они дойдут до адресатов после выборов. Заботливая власть бережет нашу слабую психику. Ибо, скажем, если жители не голосовавшего Мариуполя досрочно узнают, что им надо заплатить 1,5 тыс. грн. за отопление, как в проголосовавшем Краматорске, они могут стихийно попроситься в плен к сепаратистам. Остальным бежать некуда – за неуплату обещают ввести штрафы...
Как утверждает наша почтальонша тетя Люба, выполняя задание «придомового бабкома» по сбору разведданных о новых ценах на отопление, в столице и других городах, где назначен второй тур выборов мэра, квитанции с шокирующими цифрами доставят в наши почтовые ящики в начале следующей недели. После того, как мы сходим на избирательные участки.
В некоторых других населенных пунктах, где граждане определились со своим выбором в первом «раунде», платежки уже разнесли. К примеру, мой однокурсник из Харькова, который проживает в трехкомнатной квартире без счетчиков с женой, двумя детьми и тещей, должен будет заплатить за отопление 1100 грн. Это не считая других коммунальных услуг, в которые входит вода (горячая и холодная), электричество, газ, придомовая территория, телевизор, интернет. Все вместе зашкаливает за 3,5 тыс. грн. С платой за консьержа, парковку, телефон и прочее сумма достигает почти 4 тыс. грн.
Субсидию они не оформляли, хотя сумма дохода на каждого члена семьи приближается к разрешенной норме 1710 грн.: у друга есть дача, гараж, на жене – автомобиль, на теще – земельный пай. Даже несмотря на то, что старший ребенок учится по контракту в вузе и расходы на обучение, по идее, должны отминусовываться, шансы получить помощь государства минимальные.
Сосед моего друга в стандартной харьковской однокомнатной квартире получил квитанцию за отопление с цифрой около 600 грн. Еще одна наша общая знакомая – из Запорожья – написала в Facebook, что у них тарифы еще выше. За двухкомнатную квартиру она с дочерью должна заплатить 800 грн.
Причем девочка – инвалид с детства. У нее «дорогой» недуг – непереносимости глютена. Если не ошибаюсь, называется целиакия. Ребенку нельзя есть ничего, содержащего белок пшеницы. Безглютеновые продукты в Запорожье – это такая же редкость, как снег в Африке. Все покупается по Интернету, разумеется, импортного производства и с учетом падения гривны по заоблачным ценам. Но жизнь ребенка дороже.
Зарплата женщины в пределах 5 тыс. грн. Раньше с учетом диагноза дочери у нее был шанс на субсидию. Теперь субсидия ей не положена, ибо по новым правилам она дается любому лицу, будь ты хоть лежачий инвалид или трижды герой АТО, только в случае, если доход на одного члена семьи не превышает 1710 грн. У нее превышает. Досвидос!
Вообще, уже сейчас, на старте «отопительного шока» стало очевидно, что субсидии получат далеко не все, кому это счастье улыбалось раньше. Всезнающая почтальон тетя Люба говорит, что, по словам ее хорошего знакомого – начальника отдела жилищных субсидий (которому она регулярно носит почту), наплыв людей растет сумасшедшими темпами и параллельно увеличивается количество отказов.
«Многие не в курсе, – пересказывала слова первоисточника тетя Люба, – что нормы, когда пенсионеры платят за коммуналку 10% от доходов, сейчас нет. Надо, чтобы на каждого было не больше, чем 1176 грн., потом эта сумма дополнительно делится на два (базовый коэффициент дохода для назначения субсидии) и умножается на 15% (базовая норма платы за коммунальные услуги)». Дедушки и бабушки, у которых выходит на 10 грн. больше, чем надо для получения субсидии, не понимают, что происходит. Они приходят переоформлять документы, а их отправляют «в сад». Кое-кто не выдерживает, и ценовой удар плавно переходит в апоплексический. «Скорые» приходится вызывать регулярно.
При этом в богатом (как и положено быть столице) Киеве еще придумали «временное смягчение», на переходный, так сказать, период. За октябрь посчитали только половину тарифа, учитывая включение батарей с середины месяца. Далеко не все города додумались до такого трюка. Поэтому в октябрьской квитанции ожидается не такая уж и ошеломляющая сумма, особенно по сравнению с другими городами. Примерно от 200 грн. до 600 грн. на квартиру. Основной сюрприз жителей столицы ожидает в декабре: к Новому году нам подарят квитанции с расплатой по полной. Вот тогда мы и прочувствуем всю глубину нагрева граждан правительством. В прямом и переносном смысле слова.
Но и киевлянам, и харьковчанам, и даже жителям других городов еще повезло – их тарифы не самые драконовские. Скажем, в столице, исходя из нормативов, придется отдавать в среднем 16,14 грн. за квадратный метр отопления. В то время как в прифронтовом в Краматорске Донецкой области с жилищным фондом, мягко говоря, значительно худшего качества, чем в областных центрах, стоимость одного отапливаемого метра – почти 28 грн. Я не шучу! 28 грн. за квадратный метр, Карл! Это почти вдвое дороже, чем в столице!
При этом накапливать долги нельзя. В парламенте лежит зарегистрированный законопроект «О жилищно-коммунальных услугах», в котором за несвоевременную уплату заоблачных тарифов предлагают штрафовать – до 100% от суммы долга. По некоторым данным, на принятии этого закона настаивает миссия МВФ, которая начинает работать в Киеве.
Кстати, об МВФ. Еще одно любопытное наблюдение. Чтобы отвлечь народ от отопительного вопроса, в СМИ запустили новость, что НАК «Нефтегаз Украины» приступил к согласованию с Международным валютным фондом вопроса снижения максимального тарифа на газ для населения при условии, что цена импортного газа упадет ниже $209 за одну тысячу кубометров.
Но не будем лукавить: газ – менее болезненная тема, чем отопление. Порядок цифр отличается в разы. К тому же не следует забывать о так называемой "социальной норме" на газ. Каждая семья, которая использует природный газ для отопления дома, получает социальную норму по цене вдвое меньше, чем рыночная цена газа (3600 грн., а не 7188 грн.).
Раньше это было по 200 куб. м в месяц, что позволяло растягивать норму на весь год и получить в итоге 2400 кубов льготного газа. Сейчас – это 1200 куб. м на весь отопительный сезон, то есть на шесть месяцев. Маленькая хитрость – и вдвое меньше. Но все равно хоть что-то.
То же самое касается и электричества. В последний раз цены на него выросли с 1 сентября 2015 года – на 20%. Если раньше за киловатт платили 37 коп., теперь – 45,6 коп. Этот тариф действует, если общий объем использованного электричества за месяц не превысил 100 киловатт. Для тех, кто превышает эту норму, действуют другие условия: если вы потребили от 100 до 600 киловатт – платите за каждый по 79 коп. А тем, кто превысил показатель в 600 киловатт, проходится платить по тарифу 1,48 грн.
Тем не менее, даже с электрической плитой невозможно «сжечь» по деньгам столько же, сколько нам нарисуют за отопление. Не удивительно, что именно тема «нагрева граждан» может стать тем детонатором, который взорвет терпение даже симпатиков майдана после того, как они увидят новые платежки.
И только миссия МВФ во главе с новым руководителем Роном ван Руденом, которая будет работать у нас с сегодняшнего дня до 21 ноября, а 23-го должна выдать доклад с выводами по Украине, не может не радоваться происходящему. Наконец, их требования имплементировали в нашу жизнь. Это не гарантия, что четвертый транш будет получен в этом году. Но все равно плюсик в карму нашей власти. С их субъективной точки зрения. Увы, мало граничащей с украинскими экономическими реалиями.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.