Соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве вызывает очень противоречивые чувства у жителей нашей страны и Европы в целом.
Соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве вызывает очень противоречивые чувства у жителей нашей страны и Европы в целом.
Одни считают, оно приведёт к многостороннему экономическому росту. Сокращение социальных программ, снижение зарплат, множественные угрозы окружающей среде – таковы основные опасения противников планируемого договора между США, Канадой и государствами Евросоюза.
Десятки тысяч демонстрантов, многие из которых съехались в Берлин со всех концов ФРГ, высказали своё чёткое "нет" соглашению на мирной демонстрации протеста в минувшее воскресенье. Количество её участников превысило любые ожидания: даже полиция, обычно склонная занижать число участников массовых акций, оперирует цифрой 150 тысяч человек. Организаторы утверждают, что собрали на выступления в столице Германии четверть миллиона жителей страны. В основном их транспаранты призывали сохранить демократию, не отдавать власть корпорациям – в первую очередь американским, и беречь природу – свою.
"РГ/РБ" разбирается, насколько оправданы опасения противников и ожидания сторонников ТТИП.
Формулировка "Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство" (Transatlantic Trade and Investment Partnership, ТТИП) впервые стала достоянием общественности в феврале 2013 года – президент США Барак Обама (Barack Obama) использовал такое название в одном из обращений к нации, вскоре на ТТИП сослался и Жозе Мануэль Барозу (José Manuel Barroso), занимавший в то время пост президента Еврокомиссии. Этим фактически был положен старт переговорам о заключении нового соглашения о свободной торговле с Европейским союзом. В июне 2013 года 28 членов ЕС предоставили Еврокомиссии право ведения от собственного имени переговоров с США.
Только под давлением общественности и после утечек документ, дающий комиссии такое право, был опубликован официально. Его основная сформулированная цель – широкое расширение экономического партнёрства с Соединёнными Штатами ради роста экономик ЕС и создания новых рабочих мест. Ожидалось, что соглашение будет заключено к концу 2014 года. Первый раунд переговоров по ТТИП состоялся в июле 2013 года в Вашингтоне, 11-й пройдёт в декабре текущего года. В консультациях участвуют свыше двадцати рабочих групп. В ускорении принятия решений заинтересованы многие: США рассчитывают заключить соглашение до президентских выборов 2016 года, в Германии и канцлер Меркель (Angela Merkel), и вице-канцлер Габриэль (Sigmar Gabriel) не нуждаются в протестах и дискуссиях накануне выборов в Бундестаг, которые пройдут в 2017 году.
Экономические барьеры между ЕС и США являются относительно низкими, тем не менее любой обмен товарами и услугами подлежит регулировке различными предписаниями. Большинство государств придерживается определённых национальных требований, которые совершенно не обязательно будут признаваться и выполняться другой стороной-партнёром по сделке. Многие меры предпринимаются государствами осознанно для защиты собственных участников рынка и осложнения доступа на него иностранцам, региональные требования зачастую не едины для всей страны – различные нормы действуют на разных территориях. Хорошим примером для иллюстрации последнего тезиса служит немецкое пиво: для продажи его в США требуется отдельное соглашение с каждым штатом. Множество продуктов – от автомобилей до шариковых ручек – приходится долго и дорогостояще адаптировать к требованиям местных рынков.
Идея свободной торговли, выраженная британскими представителями классического экономического либерализма, распространилась по миру ещё в XIX веке. В её основе лежит мнение, что свободная торговля с небольшим числом ограничений повсеместно способствует росту благосостояния. Венцом этих идей стало создание в 1995 году ВТО – Всемирной торговой организации, насчитывающей сегодня 161 члена. Противники этих либеральных идей ставят на протекционизм, считая необходимой защиту собственного рынка от дешёвой продукции и услуг конкурентов извне, в особенности – рынка аграрной продукции и рынка труда.
В ВТО зарегистрированы свыше двухсот соглашений о свободной торговле. Крупнейшим из них с точки зрения численности охваченного населения – 1,9 млрд человек – является договор между Китаем и странами АСЕАН. Евросоюз также является зоной свободной торговли, занимая первое место по экономическому потенциалу. На втором – зона Nafta, объединяющая США, Канаду и Мексику. Евросоюз стоит перед ратификацией соглашения об экономическом партнёрстве с Канадой (Comprehensive Economic and Trade Agreement, СЕТА), переговоры с США по ТТИП официально ведутся два с лишним года.
Идея соглашения между Европой и США витает в воздухе с 90-х годов прошлого века, но все предыдущие попытки заключить подобный договор проваливались – в том числе под влиянием общественности, как, например, Многостороннее соглашение об инвестициях, инициированное в 1998 году Организацией экономического сотрудничества и развития.
Что может изменить ТТИП, если оно будет реализовано? Будут отменены таможенные сборы между участниками Соглашения, что должно привести к снижению цен. Компании по обе стороны Атлантики смогут на равных условиях принимать участие в конкурсах на публичные проекты. Технические нормы и требования обеих сторон будут признаны друг другом (к примеру, у европейских автомобилей указатели поворота должны мигать оранжевым светом, у американских – красным; соглашение позволит не менять цвет для континентов и не производить один и тот же продукт в нескольких вариантах, что упростит экспорт и сократит расходы). Будут упрощены и в ряде случаев упразднены нормы и требования в сфере охраны здоровья и природы, производства лекарств, косметической продукции, тканей. Всем участникам договора будет упрощен доступ к сырью и энергии. Должна базироваться на единых принципах охрана интеллектуальной собственности и культурного достояния, как и защита прав трудящихся и окружающей среды.
Особые споры вызывают планируемые способы урегулирования споров между инвесторами и государством – инструмент так называемой "защиты инвестиций" позволяет предпринимателю возбудить дело непосредственно в отношении страны, принимающей его инвестиции, без вмешательства правительства страны происхождения инвестора. Противники такого способа урегулирования проблем утверждают, что договор превратится в улицу с односторонним движением, с помощью которой корпорации могут бросить вызов правительственной политике, но ни правительства, ни частные лица не наделяются аналогичными правами приводить корпорации к ответственности.
Практически во всех спорных случаях нет очевидной ясности в принципиальном вопросе, кому соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве принесёт больше пользы – обычному гражданину, как обещают политики, или транснациональным корпорациям, как опасаются не доверяющие им активисты.
Противники договора возмущены и тем фактом, что процесс обсуждения условий соглашения идёт за закрытыми дверями, видят множество опасностей для европейского культурного многообразия, боятся диктата американских природоохранных норм и наступления на права потребителя из-за океана. Именем нарицательным стали "хлорные курицы" – в США для дезинфекции разрешено промывать мясо птицы в содержащем хлор растворе. Требования к допуску множества химических соединений в производство потребительских товаров также различны: в США допускается применение всех веществ, пока не доказано, что они вредны, в Европе сначала требуется проверка. Американские фермеры могут использовать запрещённые в Европе гормоны и пестициды, в ЕС запрещено свыше тысячи химических субстанций в косметике, в США – только несколько десятков, при этом американские производители, в отличие от европейских, работают с постоянной опаской многомиллионных исков, немыслимых в Старом Свете, а ряд норм – к примеру, касающихся ароматизаторов в пищевых продуктах или стандартов производства детских игрушек – в США значительно жёстче.
Серьёзные оценки эффективности потенциала Соглашения подготовил мюнхенский Институт экономических исследований (ifo-Institut). Его эксперты прогнозируют в случае принятия договора появление в Германии 180 тысяч дополнительных рабочих мест в ближайшие 15 лет и более миллиона – в США, обещая в долгосрочной перспективе значительный рост доходов на душу населения во всех ТТИП-странах.
Из более 500 млн проживающих в Евросоюзе граждан петицию против заключения соглашения подписали 3,2 млн человек. Согласиться с принятием ТТИП должны Еврокомиссия, уполномоченные министры государств-участников, Европарламент и Конгресс США. Договор может быть принят только полностью, по окончании переговоров обсуждение отдельных пунктов на национальном уровне станет бессмысленным. Во всех членах ЕС, кроме Мальты, решение о ратификации ТТИП будут принимать парламенты, в половине возможны референдумы о судьбе договора. В Германии судьба соглашения будет зависеть от Бундестага и Бундесрата.
Источник:
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.