Министр финансов Франции Мишель Сапен заявил AFP, что правительство Греции должно выдвинуть собственные предложения. При этом он, конечно же, уточил, что «голосование (на референдуме) само по себе ничего не урегулирует. Останется Греция в еврозоне или покинет ее — это вопрос последующих переговоров».
Австрийские политики призвали уважать результаты референдума в Греции. Федеральный канцлер Австрии Вернер Файманн ожидает следующих шагов в разрешении сложившегося кризиса именно от греческих властей. «Мнения по поводу греческого референдума могут быть различными, но трудное положение большинства греков не может быть нам безразлично. Растущая бедность в Греции требует конкретных гуманитарных мер», — говорится в заявлении.
В свою очередь, вице-канцлер Рейнхольд Миттерленер выразил сожаление по поводу выбора жителей Греции: «Мы сожалеем о сегодняшнем решении, которое не облегчает кооперативные решения. Но, само собой разумеется, нужно принимать результат референдума».
Глава Австрийской партии свободы Хайнц-Кристиан Штрахе обозначил логичным продолжением греческого «нет» на референдуме выход страны из зоны евро. По его мнению, это был бы лучший вариант как для страны, так и для союза.
В свою очередь депутат Европарламента Филипп Ламбертс считает выход Греции из зоны евро — катастрофой.
«Это стало бы катастрофическим провалом для Европейского союза», — сказал он в интервью Bruxelles2, подчеркнув, что отказ властей Греции от обязательств по внешнему долгу приведёт к тому, что долговая нагрузка на страны еврозоны вырастет соразмерно средствам, выделенным ими на финансовую поддержку Греции.
По мнению Ламбертса, во избежание катастрофического сценария кредиторам Греции в итоге придётся согласиться на реструктуризацию долга страны.
Председатель Госсовета и Совета министров Кубы Рауль Кастро, напротив, считает произошедшее победой. Он направил поздравительную телеграмму премьер-министру Греции Алексису Ципрасу в связи с результатами состоявшегося в воскресенье референдума.
«Этот результат — свидетельство широкой поддержки политики правительства, которое вы возглавляете, со стороны греческого народа», — говорится в сообщении.
Итоги греческого референдума открывают перед ЕС новые сценарии, требующие от всех сторон ответственности, дальновидности и стратегического видения, однако они должны быть приняты с уважением, считает президент Италии Серджо Маттарелла.
Маттарелла подчеркнул, что Греция является частью Европы, поэтому в отношении её народа надо проявлять такую же солидарность, как в отношении народов других европейских стран.
Результаты референдума в Греции дают шанс радикальным левым партиям в ЕС, заявила профессор Кингстонского университета в Лондоне Катрин Малабу, которая в числе группы европейских и американских левых интеллектуалов подписала обращение к греческим избирателям с призывом сказать «нет» политике экономии в обмен на кредиты.
При этом она полагает, что Греция не выйдет из еврозоны, «по крайней мере, это не произойдёт немедленно», поскольку Афины после референдума заставят еврозону вести переговоры. «Я горжусь греками. Они подтвердили свое достоинство», — подчеркнула Малабу.
Дункан Уэлдон, экономический обозреватель Newsnight, резюмировал в твиттере состояние дел на сегодня: «Сейчас ход за кредиторами. Их реакция на голосование определит то, что произойдёт дальше. Всё может закончиться очень быстро или продлится до 20-го июля — до пропущенной оплаты ЕЦБ. Кредиторы разделились — МВФ против тех, кто требует реструктуризации долга. Франция и Италия выступают за сделку, Германия и Восточная Европа более бескомпромиссны».
Итоги референдума в Греции — сложнейший вызов для канцлера Германии Ангелы Меркель, если не считать кризиса еврозоны, который разразился пять лет назад, пишет The Wall Street Journal.
Перед Ангелой Меркель стоит крайне нелёгкий выбор: уступить требованиям греческого премьер-министра Алексиса Ципраса и смягчить условия оказания финансовой помощи Греции либо действовать в соответствии со своей жёсткой позицией и не идти больше ни на какие уступки, говорится в статье. Смягчение политики в отношении Греции может разжечь политическое недовольство непосредственно в Германии, однако может спасти Грецию от «катастрофического выхода» из еврозоны.
«…Смягчение позиции может крайне повредить Ангеле Меркель, поскольку это девальвирует самую суть подхода Германии к решению кризиса — он может быть решён, только если неконкурентоспособные экономики будут перестроены, а правила бюджетной политики никогда больше не будут нарушаться», — говорится в статье.
Стремление любой ценой удержать Грецию в еврозоне ставит под угрозу всю систему, поэтому Афинам необходимо помочь выйти из еврозоны «без драмы», считает экс-премьер Франции Ален Жюппе.
Вместе с тем он отмечает, что выход Греции из еврозоны не обязательно должен сопровождаться выходом Греции из Евросоюза.
Референдум по соглашениям с кредиторами лишь ослабил переговорную позицию Греции в ЕС, несмотря на то, что премьеру Алексису Ципрасу удалось заручиться поддержкой избирателей, считает греческий экономист, профессор Эгейского университетаТанос Паллис.
По его словам, у Греции остаётся лишь два варианта. «Один — это принятие условий, которые связаны с принятием мер экономии более чем на 8,5 миллиардов (евро), о чём упоминалось в только что отвергнутых предложениях. Другой — внезапный выход из еврозоны под давлением пустых банкоматов и необходимости вывести экономику из «реанимации». Я надеюсь на первое, потому что второе означает катастрофу для Греции», — сказал экономист.
С такой точкой зрения согласен и глава Германского института экономических исследований в Берлине, профессор Марсель Фрацшер, который в прямом эфире телеканала ZDF заявил, что это (результаты референдума — прим. редакции) ужасные новости.
«Сейчас безработица (в Греции) существенно вырастет, социальное расслоение значительно увеличится. Референдум принес плохие новости для Греции, но у Германии есть время на ожидание. Если эффект будет распространяться, если другие государства еврозоны окажутся затронутыми им, а государства вроде Италии сейчас очень ранимы, так как они имеют большие задолженности, Германия тоже может быть затронута. Но риск этого пока ограничен», — сказал Фрацшер.
Немецкий депутат Клаус-Петер Вильч от консервативных христианских демократов (ХДС) считает, что Греция должны покинуть еврозону. «Голосование означает, что они не могут оставаться в еврозоне. ЕЦБ должен прекратить финансирование банкрота Греции», — заявил он в интервью BBC, уточнив, что у греков нет будущего. «Они пытались нас шантажировать. Они пытаются взять налогоплательщиков других стран в заложники», — сказал депутат.
Греции грозит дефолт по обязательствам более чем на 500 миллиардов евро к 20 июля, сказал РИА «Новости» греческий экономист Иоаннис Цамургелис, профессор Эгейского университета.
Он напомнил, что 20 июля Греции предстоит внести ЕЦБ платёж на сумму около 2,5 миллиарда евро по облигациям с истекающим сроком погашения. «Очевидно, что невыплата и Европейскому центральному банку превратит право ЕСМ (основной кредитор — прим. редакции) в обязанность и одновременно с этим обяжет ЕЦБ также потребовать возврата денег, которые он одолжил греческому Центробанку. Возврат этих средств равносилен их немедленному превращению в национальный долг, и это обстоятельство раздувает общую сумму долга до более чем полутриллиона евро», — сказал Цамургелис.
«Наверное, это уникальный случай в истории, когда граждане празднуют на улицах после банкротства страны и перед самым началом процесса «ликвидации», когда банки закрыты, а экономика рушится», — добавил он.
Стефан Шнайдер, главный международный экономист Deutsche Bank, заявил, что риск выхода Греции из еврозоны — около 40%, так как «запасы греческих банков быстро уменьшаются».
Греческие избиратели приняли смелое решение на референдуме по вопросу о договорённостях с европейскими кредиторами, заявили известные американские учёные, профессора Калифорнийского университета в Беркли Уэнди Браун и Джудит Батлер.
«То, как проголосовали греки, впечатляет. Это потребовало от многих смелости и ясного мышления на фоне того, что сторонники европейцев и банкиров бомбардировали греческий электорат своей пропагандой, запугиванием и прямой манипуляцией», — считает Уэнди Браун, профессор политологии.
По её словам, вполне вероятно, что греческие избиратели проложили новый курс в Европе и в других странах, сказав «нет» неолиберальной политике, которую Браун считает «одиозной».
«Насколько можно понять, греческое голосование стало смелым и решительным заявлением в адрес Европейского центрального банка, МВФ и всех министров еврозоны, которые пытались угрожать греческому народу и шантажировать его с тем, чтобы он принял сделку, которая обеспечит его бедность и подчинение», — считает Батлер.
Результаты референдума в Греции стали победой не только для премьер-министра страны Алексиса Ципраса, но и для Европы, считает лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман.
«Ципрас и (партия) СИРИЗА одержали большую победу на референдуме, укрепив свою позицию на будущее — каким бы оно ни было. Но они не единственные победители — я считаю, что Европа и Европейская идея тоже одержали большую победу, во всяком случае, избежали проблемы», — написал он на сайте New York Times.
«Греции удалось выстоять против жестокой кампании издевательств и угроз, попыток напугать греческое общество таким образом, чтобы оно не просто приняло требования кредиторов, но и избавилось от собственного правительства», — считает Кругман, который назвал позицию ЕС «постыдной».
Лучшим из доступных на данный момент вариантов решения проблем для Греции сейчас может оказаться выход из еврозоны, заявил председатель фракции «Европейские консерваторы и реформисты» в Европарламенте Сайед Камолл.
«Если народ Греции сможет извлечь пользу из понижения курса валюты и страна станет более привлекательной для инвестиций и туризма, то лучшим их худших вариантов для Греции, возможно, станет — выйти из еврозоны сейчас», — сказал он.
«Здесь нет простого выбора. Нет победителей. Жители Греции хотят быть в состоянии контролировать свою экономику, и надо им это позволить. К сожалению, это не то, на что они подписались, вступив в ЕС», — подчеркнул он.
Восстановление греческой экономики без сложных реформ не представляется возможным, говорится в заявлении главы Еврогруппы Йеруна Дейссельблума.
«Для восстановления экономики Греции сложные меры и реформы неизбежны», — значится в тексте.
Он назвал итоги референдума в Греции «печальными» для будущего страны.
Лидер испанской левой партии Podemos Пабло Иглесиас заявил, что в Греции «победила демократия».
Ранее Иглесиас неоднократно призывал греков проголосовать на референдуме «нет» против предложений кредиторов, которые пытаются «унизить их».
Бывший премьер-министр Бельгии Элио Ди Рупо считает, что в будущих переговорах Греции и ее кредиторов последние должны прекратить давить, об этом он написал в своём Twitter.
«В рамках переговоров, которые должны возобновиться, европейские и международные институты должны прекратить навязывать жёсткие меры», — заявил он, уточнив, что «результат референдума в Греции — это серьёзный сигнал всем европейским лидерам и МВФ, чтобы они изменили свои подходы».
Греки стали жертвами политической атаки популистов, заявила премьер-министр Польши Эва Копач, комментируя итоги референдума в Греции.
«На самом деле, сегодня греки, которых я очень уважаю, стали жертвами политической атаки популистов, которая привела к тому, что (граждане Греции) выбирали между одним злом и другим злом», — сказала Копач.
Экономический обозреватель BBC Роберт Пестон считает, что главное сейчас — это вопрос: останется ли Греция с евро или откажется, неся огромные расходы.
Эксперты инвесткомпании Barclays, оценив результаты референдума в Греции, пришли к выводу, что выход Греции из еврозоны на данный момент является наиболее вероятным сценарием развития событий.
«Для лидеров стран еврозоны согласовать программу финансовой помощи с действующим греческим правительством будет крайне сложно, учитывая, что Греция отклонила последние предложения», — отмечается в документе.
Ну и, наконец, Кремль. Россия не получала от Греции каких-либо обращений об оказании финансовой помощи, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков:
«Если вы помните, и мы неоднократно говорили, и министр иностранных дел Лавров говорил, что до сих пор не было никаких обращений за помощью, и эта тема никак не фигурировала в наших двусторонних контактах».
Впрочем, премьер-министр Греции Алексис Ципрас провёл переговоры по телефону с президентом России Владимиром Путиным.