«Македонский майдан» может помешать «Турецкому потоку»
16.05.2015
«Мы тоже не можем избавиться от ощущения, что здесь есть какая-то связь». Такими словами Сергей Лавров прокомментировал беспорядки в Македонии, случившиеся на фоне отказа правительства этой страны присоединиться к антироссийским санкциям – и согласия поддержать проект «Турецкий поток». Что в реальности стоит за этими ощущениями министра иностранных дел России?
Фото: Koca Sulejmanovic/EPA/ТАСС
Текст: Андрей Резчиков,
Михаил Мошкин
В пятницу министр иностранных дел России Сергей Лавров в ходе рабочей поездки в Сербию провел встречи с президентом Томиславом Николичем, премьером Александром Вучичем и министром иностранных дел Ивицей Дачичем. В Москве поясняли, что Лавров поехал в Белград всесторонне «сверить часы» по основным аспектам двусторонней и международной повестки, оценить динамику реализации ранее достигнутых договоренностей, «очертить контуры дальнейшего развития отношений» России и Сербии.
«Объективно получается, что события в Македонии развиваются на фоне отказа македонского правительства присоединиться к политике санкций против РФ»В своих заявлениях по итогам переговоров Лавров призывал Евросоюз не затушевывать проблемы экстремизма на Балканах и поддержать проект «Турецкий поток» ради энергобезопасности Европы.
«Здесь есть какая-то связь»
После встречи с Дачичем Лавров заявил также, что события в Македонии развиваются на фоне отказа руководства страны поддержать санкции в отношении Москвы и планов строительства «Турецкого потока».
Напомним, в ходе недавней спецоперации по ликвидации вооруженной группы боевиков в македонском городе Куманово погибли восемь полицейских, 14 террористов ликвидированы. В МВД Македонии убеждены, что речь идет о хорошо вооруженном и подготовленном формировании, члены которого незаконно проникли в Македонию «с территории соседней страны» для проведения террористических актов и нападения на государственные учреждения.
Ответственность за подготовку терактов взяла на себя албанская группировка «Освободительная народная армия», которая вместе с другими подпольными и незаконными албанскими формированиями в качестве главной цели провозгласила борьбу за объединение в единое государство всех земель региона, на которых традиционно проживают этнические албанцы.
«Еще одно соображение в том, что касается македонских событий – наверное, здесь проявляется то, что я называю менталитетом конфронтации – «или-или», – отметил Лавров. – Не могу судить с окончательной определенностью, но объективно получается, что события в Македонии развиваются на фоне отказа македонского правительства присоединиться к политике санкций против РФ и на фоне активной поддержки, которую Скопье проявил в отношении планов строительства газопровода «Турецкий поток», против чего выступают многие в Брюсселе и за океаном».
«Так что мы тоже не можем избавиться от ощущения, что здесь есть какая-то связь», – подчеркнул Лавров.
Македония в «потоке»
Действительно, власти Македонии – небольшого балканского государства, занимающего стратегическое положение в регионе – демонстрируют стабильный интерес ко всем вариантам российских газовых «потоков». Македония может стать следующей после Греции страной-транзитером на пути российского топлива к европейским потребителям.
Майдан в Скопье
На этом фоне Македонию продолжают «раскачивать». Накануне в столице страны Скопье прошли демонстрации оппозиции – поводом послужили заявления о том, что полиция скрывала сведения о причастности сотрудника охраны премьер-министра к убийству некоего молодого человека в 2011 году. Протесты начались до нападения албанских боевиков на Куманово, 5 мая, и продолжились после этого инцидента.
Инициатор местного варианта цветной революции – лидер оппозиционного Социал-демократического союза Македонии (СДСМ) Зоран Заев. В конце января этого года Заеву были предъявлены обвинения в попытке государственного переворота с участием иностранных спецслужб.
Сообщалось, что в первый день массовых выступлений в столкновениях двух тысяч демонстрантов с полицией пострадало около 40 человек, причем в основном полицейских. Американский посол Джесс Бейли, разумеется, выразил полную поддержку «мирным демонстрантам».
На первый взгляд у этих протестов, напоминающих первые дни киевского Майдана, нет ничего общего с атакой албанских боевиков на Куманово. Однако отметим, что бывший вожак «Армии национального освобождения», а ныне депутат македонского парламента Али Ахмети заявил: албанцы поддерживают сотрудничество с США, НАТО и ЕС и готовы сделать все, чтобы помочь оппозиции добиться отставки премьера. В МИД РФ предостерегли македонскую оппозицию от сценария «цветной революции».
«Америка не хочет, чтобы российский проект забрал у нее рычаг власти»
Давление, таким образом, идет по двум направлениям. Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, 12 мая послы США, Евросоюза, Великобритании, Германии, Франции и Италии провели встречу с председателем правительства Македонии Николой Груевским, во время которой обсудили обострение обстановки в республике. Они потребовали провести объективное расследование инцидента в Куманово. «Это продолжающееся бездействие подвергает серьезному сомнению приверженность Македонии демократическим принципам и ценностям евроатлантического сообщества», – говорится в заявлении, которое озвучил уже упомянутый посол США в Македонии Джесс Бейли.
«Если трубопровод («Турецкий поток» – прим. ВЗГЛЯД) все же будет построен, для Америки это станет проблемой: она хочет отправлять газ в Европу через Катар – это позволило бы ей перекрывать поставку топлива в ЕС, когда ей заблагорассудится, – в комментарии RT прокомментировал ситуацию в Македонии эксперт по Балканам Марко Гасич. – Америка не хочет, чтобы российский проект забрал у нее этот рычаг власти. Ей нужен запасной вариант – если для этого понадобится помешать строительству газопровода в Македонии, она это сделает. А чтобы Россия и ЕС не рискнули прокладывать там магистраль, что может быть лучше, чем создание крайне нестабильной обстановки?»
В Брюсселе понимают, что происходит на самом деле
Выступая в Белграде, Лавров призвал все политические силы в Македонии к диалогу без попыток антиконституционных действий. Министр назвал произошедшее проявлением «хорошо подготовленных террористических акций». Более того, министр добавил, что «ЕС, в том числе через свое присутствие на Балканах, не должен занимать страусиную позицию и пытаться представить дело таким образом, что все это лишь единичный случай, никакого организационного начала за этим не просматривается».
Как передает ТАСС, Лавров убежден: в Брюсселе прекрасно понимают, что на самом деле происходит, но «стесняются об этом сказать». «Потому что пытаются, наверное, оправдывать неэффективность своих собственных усилий», – предположил Лавров.
«Идея не находит осуждения в Вашингтоне»
В свою очередь глава сербского МИДа Ивица Дачич напомнил, что один из террористов, схваченных в Македонии, признался, что целью их действий является создание албанского государства в этой стране. «Почему идея о всеалбанском объединении на Балканах, которая уже много раз подтверждалась албанским премьером, не находит существенного осуждения в Брюсселе, Вашингтоне и других странах Запада?» – задался вопросом он.
Министр убежден, что «не должны существовать двойные стандарты». «Нас не интересуют внутренние дела Македонии», – заверил Дачич. Но, считает он, и Сербию, и Россию, и всю Европу должны волновать попытки создания так называемой Великой Албании и связанная с этим политическая и террористическая активность. «Эти вещи должны вызывать самое решительное осуждение, а не мягкие сообщения со стороны Евросоюза и других институтов, которые призывают обе стороны договориться», – уверен сербский министр.
По словам Лаврова, притязания Албании на создание государства на основе концепции Великой Албании противоречат «всем основополагающим принципам ОБСЕ и договоренностям, которые достигались по урегулированию кризисов на Балканах в прошлые годы». Он указал на «Исламское государство», которое проявляет активность в этом регионе, «пытается вербовать молодежь для того, чтобы направлять ее для участия в террористической деятельности на Ближнем Востоке и на севере Африки».
Война затихла, но не прекратилась
Судя по последней переписи (проходившей 2002 году, так что данные могут несколько устареть), хотя македонцы и остаются этническим большинством (64,18%), албанцы уже составляют более четверти населения (25,17%). Для сравнения, на момент распада Югославии в 1991 году албанцы составляли 21% населения Македонии.
Албанцы компактно проживают и зачастую составляют большинство в западных и северо-западных районах страны, примыкающих соответственно к границам с Албанией и Косово.
Албанская группировка «Освободительная народная армия» (Ushtria Çlirimtare Kombëtare), которая, по мнению македонских властей, несет ответственность за атаку на Куманово, впервые заявила о себе в 2001 году. Эта структура, тесно связанная с «Армией освобождения Косово», была виновницей вооруженных столкновений в январе – ноябре 2001-го, ставших логическим продолжением межэтнической войны в соседнем сербском крае. Эпицентром тогдашнего конфликта, в результате которого погибло около 70 македонских правоохранителей и до 700 албанских боевиков, стали города Куманово и Тетово.
В ноябре 2001 года между албанскими повстанцами и тогдашним македонским президентом Борисом Трайковским при посредничестве НАТО было достигнуто соглашение о перемирии. Албанские формирования разоружались, лидер «Освободительной армии» Али Ахмети перешел в разряд легальных политиков – сейчас он возглавляет албанскую партию «Демократический союз за интеграцию».
Легальный статус, впрочем, не помешал Ахмети в 2008 году заявить, что повстанцы могут возобновить боевые действия, если македонские власти продолжат курс на централизацию государства и «притеснение албанского меньшинства». К слову, в том же году Македония официально признала независимость Республики Косово.
Остановка масштабных боевых действий не означала прекращения активности албанских боевиков. Как заявил после нападения на Куманово премьер-министр Македонии Никола Груевский, была уничтожена «одна из самых опасных террористических групп на Балканах».
«Албанцы в Македонии поднялись на восстание»
Руководитель Центра по изучению современного Балканского кризиса Института славяноведения РАН, академик Сербской академии наук и искусств Елена Гуськова подчеркивает, что ситуация в Македонии очень сложная. По ее словам, когда в 2001 году в Македонии албанцы поднялись на восстание, «Евросоюз и США заставили руководство страны идти на уступки албанцам». «Это перемирие продлилось 14 лет. После этого возникли серьезные проблемы с Косово и «Южным потоком». И сегодня албанцам Косово не хватает только одного шага до полной независимости и отделения», – сказала Гуськова газете ВЗГЛЯД.
Она отметила, что сейчас премьер-министр Албании открыто заявляет о том, что Косово и Албания сольются в единое государство. Действительно, в начале апреля албанский премьер Эди Рама, выступая в совместном интервью с министром иностранных дел Косово (и экс-лидером «Армии освобождения Косово») Хашимом Тачи, заявил: объединение Албании и Косово в перспективе «неизбежно и бесспорно», и если слияния не произойдет в рамках Евросоюза, Тирана и Приштина объединятся другим способом.
«Сегодня македонское государство мешает осуществлению этого процесса, – отмечает Гуськова. – Фактически албанцы в Македонии поднялись на восстание, чтобы осуществить свой план. С тем, что происходит в стране, очень легко провести параллель с Майданом. А с другой стороны, православной Македонии хотят показать, чтобы она не смотрела на Россию, не ждала от нее помощи. Нынешнее правительство предлагает дружить и сотрудничать с Россией, ведь Македония приняла «Турецкий поток» как возможный план своего развития. Правительству страны показывают, что управлять Македонией очень легко: с одной стороны есть албанский фактор, а с другой – это внешнее давление со стороны США».
По ее словам, балканский опыт показывает, что сегодня неугодные правительства очень легко замещаются другими политическими элитами. «Такое открытое высказывание Лаврова – это предупреждение тем, кто хочет снова разжечь пожар на Балканах: Россия на этот раз не останется равнодушной, Россия смотрит на эти проблемы, знает о них и будет реагировать», – уверена эксперт.
«Уже не первое «случайное» совпадение»
В свою очередь старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Ирина Руднева также видит взаимосвязь между позицией Македонии в отношении России и вспыхнувшими беспорядками. «Это уже не первое «случайное» совпадение, потому что мы хорошо видели на примере того, как рушился «Южный поток», как давление было оказано на те страны, которые участвовали в том проекте. Было колоссальное давление на Болгарию, а все эти инциденты в Косово, когда вопрос шел о Сербии... А когда речь зашла об участии в проекте «Турецкого потока» Македонии, мы видим, что и здесь начались провокации на ее территории», – сказала Руднева газете ВЗГЛЯД.
Она убеждена, что деятельность террористических групп на территории Македонии нужно внимательно отслеживать. «Но то, что они кем-то спонсируются и приходят с территории Косово, ни для кого не секрет. Там существуют террористические лагеря, следы террористов оттуда прослеживаются на Украине. Территория Косово никем не контролируется: это наркотрафик, торговля людьми, оружием... Но в существовании всего этого кто-то заинтересован, поскольку никаких мер против этого не применяется. Когда информацию об этом озвучивают сами сербы, то это говорит о том, что они располагают какими-то доказательствами, возможно, косвенными, того, что и события в Македонии – это звенья одной цепи», – отметила эксперт.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.