Вечером первого декабря Владимир Путин во время визита в Турцию
Вечером первого декабря Владимир Путин во время визита в Турцию
Глава «Газпрома» Алексей Миллер был ещё более категоричен: «Всё, проект закрыт».
Даже если мы проигнорируем нерешённую проблему с полным доступом к трубе, остаётся неопределённость с Болгарией, которая так и не дала разрешение на строительство. В результате могло получиться так, что морская часть просто упёрлась бы в болгарский берег, на этом всё и закончилось бы. На такие риски «Газпром» позволить себе пойти уже не мог.
Сенсационность заявлений обусловлена и тем, что для реализации морской части проекта всё было готово, а старт укладки был запланирован на начало-середину декабря.
Громадное судно-трубоукладчик Saipem 7000 ещё в начале ноября
В свою очередь, трубные производства подготовили или готовят необходимые объёмы своей продукции.
Наконец, уже реализован проект «Южный коридор» — сухопутная часть газопровода по российской территории, также очень приличная по финансовым затратам.
Иными словами, финансовые потери в случае полного отказа от проекта будут, и существенные. Можно ли их как-то минимизировать? Или же нынешние заявления — это последняя проверка на прочность Еврокомиссии?
Первый вариант. Это переориентация существующих ресурсов на расширение газопровода «Голубой поток», который по дну Чёрного моря вот уже несколько лет транспортирует топливо в Турцию.
Но из 26–30 млрд кубометров газа, которые Россия ежегодно поставляет в Турцию, только 16 млрд идут через «Голубой поток». Остальное — через Трансбалканский трубопровод, а фактически — опять-таки через Украину.
Напомним, что во время визита в Турцию было принято решение о расширении поставок (на 3 млрд). Но речь идёт о модификации компрессорных систем в рамках текущей трубы, а не о строительстве новой.
Ведь каким бы привлекательным ни казался этот вариант, в сжатые сроки переориентировать строительство морского газопровода на другое направление едва ли возможно. А что в будущем?
Как
Насколько реален, да и необходим такой масштабный проект — вопрос открытый. Но в любом случае расширение «Голубого потока» (через строительство новых ниток) на объёмы, необходимые самой Турции (около 14 млрд кубометров), — это вопрос времени. И тут «Южный коридор» будет как минимум частично востребован.
Второй вариант. Российская сторона всё же не исключает реанимации стройки. Но если Европа попросит — после непростой зимы.
Стратегия ограничения поставок, которую проводит «Газпром», вынуждает Европу быстрее тратить свои запасы из ПХГ. Ещё активней ведёт отбор и Украина — уже по 100 млн кубометров в день. И хотя Украина демонстративно увеличивает прозрачность своей ГТС, ситуация может сложиться так, что несанкционированный отбор будет неизбежен.
Прогнозы сделать здесь сложно, так как главный фактор неопределённости — температура. Которая в ноябре была даже чуть выше средних значений, что позволило ЕС пока не почувствовать напряжённости. Что будет дальше — посмотрим.
Пока же отметим, что Норвегия очень умеренно компенсирует российские недопоставки (плюс 0,5 млрд в октябре по сравнению с прошлым годом). В ноябре же в очередной раз появились
Третий вариант причин для отказа — это понимание российской стороной, что разрешения на полную загрузку «Южный поток» не получит ни при каких обстоятельствах. А значит, лучше и дешевле будет вообще отказаться от трубы.
Напомним, что буквально три дня назад мы уже
В более широком смысле на фоне ресурсного дефицита (если смотреть на будущее хотя бы в разрезе 5–10 лет) главной ценностью становится сам газ, а где и как он будет продаваться (на границе ли или у центров потребления) — вопрос десятый. Пусть даже и на российско-украинской границе.
И четвёртый аспект, который необходимо отметить. Если «Южный поток» действительно будет приостановлен, то интрига вокруг будущего украинской ГТС становится вновь актуальной. Но истории с собственно контролем за украинской трубой, как представляется, часто уделяется избыточное внимание. Главное — чтобы сохранилась сама труба.
Поэтому важнее здесь то, что Россия таким образом подаёт Европе сигнал: ведь газ вам будет в любом случае нужен. А значит, и работающая труба (реализация масштабного варианта через Турцию — это в любом случае годы). А значит, удержание Украины от скатывания в «Дикое поле» — как минимум наша совместная задача. Спихнуть её на Россию не получится. Возможно, в этом и есть основная причина сегодняшних заявлений.
Примечание Владимира Зыкова. Ну и в дополнение посмотрим, что ещё пишет пресса на эту тему?
Решения президента России Владимира Путина расширить мощности «Голубого потока» и предоставить Анкаре скидки в объеме 6% на газ — это долгожданное для турецкой стороны решение, на которое та давно рассчитывала, а также важный геополитический шаг в «трубопроводной» дипломатии, позволяющий избежать попыток давления Евросоюза, считают эксперты, опрошенные в понедельник
В закрытии проекта «Южный поток» есть вина Болгарии, которая не предприняла достаточно усилий для его реализации, считают болгарские политики.
«Это очень плохо для Болгарии, мы потеряли очень большой проект. Я был удивлен этой новостью, но, пожалуй, такое решение российской стороны закономерно, потому что правительство Болгарии в последние годы активно этим проектом не занималось. Если оценивать решение России с профессионально экономической точки, то, пожалуй, сегодняшнее событие закономерно», - пояснил депутат Народного собрания (парламента) Болгарии, профессор-экономист Борислав Борисов.
«Россия не может бесконечно ждать - будет или не будет «Южный поток» - и решила защитить свои экономические и политические интересы. Это логическое завершение затянувшейся истории», - сказал он.
Бывший министр экономики и энергетики Болгарии Румен Овчаров считает, что София не проявила себя надежным партнером в вопросе строительства газопровода «Южный поток» и оказалась проигравшей стороной.
«Очевидно, что никакой компенсации за приостановку проекта «Южный поток» Болгария не получит и окажется проигравшей стороной. Говорим «спасибо» Бойко Борисову (премьер-министр Болгарии), который успел за пять лет остановить все три больших инфраструктурных проекта в Болгарии, которые могли привлечь в страну огромные инвестиции и дать большой экономический эффект», - отметил Овчаров.
Он уточнил, что имеет в виду проекты строительства нефтепровода Бургас-Александруполис, атомной электростанции «Белене» и «Южный поток».
«Сейчас экономическими преференциями будет пользоваться Турция. А мы, рассуждая теоретически, будем строить межсистемный газопровод с Турцией, чтобы оттуда доставить российский газ в Болгарию. Не вижу дополнительных возможностей для новых переговоров, российская сторона и так проявила достаточно большое терпение», - полагает политик.
«Еще в 2007 году Россия согласилась на «Южный поток» по политическим, а не экономическим причинам, она хотела избежать монополии Турции на доставку энергетических ресурсов и сделала предложение Болгарии, в лице которой видела стабильного экономического партнера», - сказал он.
«Россия взяла на себя экономический риск построить «Южный поток» к Болгарии, но наша страна, к сожалению, оказалась ненадежным партнером, государством, которое не оценивает и не защищает свой национальный интерес», - подытожил Овчаров.
Директор Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин: «При новом раскладе Европа становится зависимой от Турции, а Брюссель этого очень опасается. Это потенциально опасно для Европы, так как она сама это породила, не зная, что история с «Южным потоком» развернётся таким образом».
Старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков: «Я думаю, что разговор идёт о транзите. Вторую ветку, скорее всего, хотят протянуть через Турцию, Грецию и Италию. Неизвестно, как себя поведёт Греция. Если она откажется, то можно построить завод по сжижению газа»
Президент Республики Сербской (в составе Боснии и Герцеговины) Милорад Додик заявил, что не понимает позиции развитых стран Европы, блокировавших строительство газопровода «Южный поток».
«Россия сказала, что не может построить «Южный поток», если Европа этого не хочет. Несколько лет назад построен «Северный поток» из тех же источников, он пришел в Германию и в развитые страны Европы, и там не было сокращения поставок газа за все время кризиса на Украине. Почему нам не дают на тех же условиях построить «Южный поток»? Почему мы должны думать о том, что мы энергетически не обеспечены в будущем?» — заявил Додик.
По его словам, Европа оставляет боснийских сербов в ситуации, когда им приходится платить за транзит российского газа западным странам-посредникам, передаёт РИА Новости.
Ну и любопытный
Что такое ЮП? Для кого его собирались строить, и кому он так важен? Считается, что это инициатива России, чтобы не дать Европе диверсифицировать поставки энергоносителей. Считается, что это попытка России уйти от транзитных рисков через Украину. То есть, в СМИ все годы этот проект подавался как жизненный интерес России, в то время как Европе все это индифферентно.
На самом деле ситуация выглядит совершенно иначе. Проблемы не у России. Если мы возьмем в руки калькулятор и просто посчитаем, сколько денег Россия потеряет, остановив украинский транзит даже без компенсаций в виде будущих китайских поставок, а потом сравним это с положительным сальдо торгового баланса, мы увидим, что от этой остановки Россия ничего не потеряет. Скорее выиграет, больше газа останется в недрах. Потеряют как раз Европа, лишившаяся дешевого и гарантированного газа, и США, куда уходит вся лишняя экспортная выручка.
Еще потеряет в прибыли Газпром, но это опять не столь важно. Акционерами Газпрома является не так много наших граждан. ЮП, собственно, как и СП, требовались Европе, чтобы подготовиться к наступающему существенному изменению климата, похолоданию, которое в Европе зимой достигнет 10-15 градусов против обычных температур. То есть, Россия до последнего момента не хотела бросать Европу на произвол судьбы. Да, на коммерческой основе. Да, в том числе и увеличивая собственное политическое влияние. Но хотела помочь в подготовке к реальной жизни.
Не хотите? Ради бога. Теперь выкручивайтесь сами. Покупайте дорогой саудовский СПГ или таскайте его танкерами из США, это уже не наши проблемы. Когда поймете, как вас поимели собственные политики, предавшие свои страны в пользу гегемонии США, будет поздно. За немногие теплые ваши дома развернется настоящая битва с выходцами из мусульманских стран, которых вы так охотно завозили для черновой работы. И это тоже будут уже не наши проблемы. Путин наконец смог преодолеть свою любовь к Европе и сделал простой рациональный выбор. В пользу своей страны.
Но самое интересное в том, что он остался верен самому себе. Он не просто хлопнул дверью. Он сделал тоньше. Договоренность о турецкой ветке очень любопытна. С одной стороны, Путин "покупает" Турцию за дешевый газ и возможность заработка на будущем транзите, с другой - отрывает ее от коалиции с Западом, с третьей - все еще оставляет возможность для Европы одуматься. Только теперь от Турции ей придется тянуть газопровод за собственный счет.
Есть и четвертая сторона вопроса. Все ранее сделанные инвестиции Газпрома в ЮП приобретают осмысленность. Теперь проложенные трубы будут использованы в турецкой ветке.
А напоследок самое важное и самое интересное. Существуют законы жанра, требующие нагнетания ситуации до ключевого эпизода, где происходит разрядка. В нашем случае это выступление Путина с бюджетным посланием послезавтра. Если бы новость о ЮП или МКС прозвучала во время президентской речи, то любая из них легко стала бы сенсацией. Но они прозвучали на два дня раньше. Что же такое, какую информационную бомбу приготовил Путин для своего послания, если столь легко пожертвовал двумя такими инфоповодами? Скоро узнаем. Пока известно, что к написанию речи в этом году Правительство не подпустили.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.