Самолетостроительную фирму «Антонов» можно считать главным претендентом на то, чтобы называться «национальным чемпионом» в промышленности, способным добиться мирового успеха. Однако на ее пути немало препятствий
Самолетостроительную фирму «Антонов» можно считать главным претендентом на то, чтобы называться «национальным чемпионом» в промышленности, способным добиться мирового успеха. Однако на ее пути немало препятствий
("
Фред Уэйр (Fred Weir)
Киев — Дмитрий Кива все свою жизнь занимается конструированием гигантских и сверхпрочных транспортных самолетов «Антонов» — именно их постоянно вызывают в том случае, когда кому-то нужно перевезти груз, который оказался либо слишком габаритным, либо слишком тяжелым для транспортировки в любых других самолетах.
Сегодня президент компании «Антонов», седовласый человек с орлиным взглядом, получил задание, которое, кажется, еще более сложным, чем производство своего традиционного флота самолетов большой грузоподъемности. Поскольку связи с Россией, традиционным партнером компании, сходят на нет, «Антонову» предстоит теперь взять набор проверенных моделей советской эпохи, добавить несколько интересных проектов и заняться поиском новых рынков и инвесторов на Западе.
«Мы, на самом деле, нуждаемся в том, чтобы Запад повернулся к нам лицом. Мы понимаем, что нам срочно нужно менять вектор нашей кооперации», — говорит г-н Кива.
«Антонов» ближе всего находится к тому, что Украина имеет в качестве «национального чемпиона» с международным именем.
Примечание Владимира Зыкова. Не только. Есть ещё "Южмаш", к примеру.
Речь идет о таком предприятии, которое могло бы помочь втянуть всю страну в глобальную экономику. У этой компании не только почтенная история — в настоящее время на предприятии ведутся работы над несколькими самыми современными (однако еще не проверенными) моделями, которые, по мнению Кивы, могут найти для себя солидную нишу на плотно заполненном авиационном рынке.
Большая часть западных стран предпочитает своих собственных производителей, у которых есть налоговые субсидии, политическая поддержка и оборонные контракты. До недавнего времени расположенная в Киеве фирма «Антонов», как и большинство других производителей в оборонной промышленности, была тесно связана с российским оборонным комплексом, и поэтому на Западе ее сторонились как производителя из «восточного блока».
Поэтому, как считает Кива, если Запад действительно хочет вырвать Украину из объятий России, ему следует предоставить «Антонову» поддержку в его усилиях, направленных на поиск новых для себя рынков. Он рассуждает так: если «Антонов» не сможет это сделать, то какая надежда останется тогда у Украины?
«Антонов» переживал тяжелые времена после зенита в своем развитии в советскую эпоху, когда он создавал самые большие в мире транспортные самолеты, в том числе АН-124 «Руслан», который был ответом СССР на модель Lockheed C-5 Galaxy. «Руслан» и сегодня остается крупнейшим в мире транспортным самолетом. Его возможный наследник, невероятный по своим размерам самолет Ан-225 «Мрия» — он существует лишь в одном экземпляре — является столь мощным, что способен поднять в воздух в два раза больше груза по весу, чем C-5.
Сегодня эта фирма пытается выживать за счет сдачи в арену флота своих транспортных самолетов, а также за счет продажи пока еще небольшими партиями нового среднемагистрального пассажирского самолета с коротким разбегом и посадкой Ан-148, который, как надеются сотрудники фирмы, сможет сделать из «Антонова» конкурента таким компаниям, как канадская Bombardier и бразильская Embraer.
Однако некоторые из наиболее перспективных проектов пущены под откос из-за состояния близкого к войне в отношениях между Россией и Украиной, а также из-за указания правительства в Киеве прекратить все виды военного сотрудничества с Россией. Ранее в этом году фирма «Антонов» вынуждена были смириться с потерей 150 миллионов долларов после разрыва контракта по поставкам российским военно-воздушным силам военной версии своего среднемагистрального самолета АН-148, что было сделано в знак протеста против аннексии Крыма.
Затем та же участь постигла проект совместного производства с Россией нового военно-транспортного самолета Ан-70, способного перевозить личный состав и бронетехнику на тысячи километров, а также совершать посадку на грунтовую взлетно-посадочную полосу. Существовали надежды на то, что реализация этого проекта позволит создать тысячи рабочих мест в обеих странах, а также обеспечить российские и украинские вооруженные силы транспортными возможностями мирового уровня.
Эта мечта теперь улетучилась, однако «Антонову» принадлежат права на дизайн этой модели, и Кива надеется на то, что она может быть улучшена и предложена западным военно-воздушным силам. «Это уникальный самолет», — говорит он.
Проблема в том, что комплектующие этого самолёта, как и любого другого, более чем наполовину - российские. Соответственно, если их менять на западные, это будет уже совсем другой самолёт, который потребует больших и дорогих дополнительных испытаний. И если бы только комплектующие, но и детали, узлы и т.п. тоже, и далеко не всё Украина может производить сама...
Украинские ВВС потеряли несколько своих транспортных самолетов советской эпохи — в том числе, по крайней мере, одного «Антонова» — в ходе боев с повстанцами на востоке страны. Однако это не привело к заказу новых самолетов, говорит Кива. «Украинской армии также нужен этот самолет, но я боюсь, что она не способна в настоящее время его закупить. Серьезное производство потребует серьезных инвестиций».
Определенная кооперация с Россией сохранилась. Гражданские версии среднемагистральных пассажирских самолетов производятся по лицензии в России, и «Антонов» все еще поставляет определенные компоненты для российской промышленности — только для невоенного использования. Однако в нынешней напряженной атмосфере заниматься маркетингом пассажирских самолетов и предлагать их российским авиакомпаниям является непростой задачей, особенно теперь, когда в России производится собственный среднемагистральный авиалайнер «Сухой Суперджет-100». А дальнейшее ухудшение отношений между двумя странами может привести к тому, что Украина распространит свои санкции и на гражданские самолеты.
«Прекращение кооперации не выгодно ни России, ни Украине, однако логика санкций сегодня располагается в кресле водителя, — отмечает Николай Сунгуровский, военный эксперт независимого киевского исследовательского Центра Разумкова. — Этот кризис был сигналом к пробуждению. Все отрасли должны найти новые модели работы и начать переориентацию на новые рынки на Западе».
Легко говорить "найти". Не мешки ворочать...
По его мнению, есть одна вещь, которая может оказать помощь таким компаниям как «Антонов» — это недавнее решение Украины добиваться членства в НАТО. «Многие западные покупатели военной продукции имеют деловые отношения только с производителями вооружений из стран НАТО. Поскольку мы удаляемся от России и сближаемся с НАТО, они могут по-новому взглянуть на украинскую военную продукцию», — отмечает г-н Сунгуровский.
Идиотские надежды. Европа уже взглянула на Ан-70 и сделала свой А400. И не потому, что он лучше, а потому, что надо давать заказы своим фирмам, а не украинским. Это капитализм, детка (с).
Перевооружение компании
Критики говорят о том, что государственная фирма «Антонов» является старомодным промышленным монстром, нуждающимся в радикальных реформах. Пока украинское правительство только говорит о поддержке фирмы «Антонов» в болезненный переходный период, однако при этом не очень помогает с финансами. Эксперты считают, что будет сложно найти покупателей для самолета Ан-70, если собственные военно-воздушные силы его не используют.
Логичный ход мыслей. Если он не нужен своей же стране, то может быть он плохой? И покупатели справедливо сомневаются.
Кроме того, западные правительства хотят обеспечить работой, в первую очередь, собственных производителей, а не находящегося в сложном положении украинского конкурента.
По словам Кивы, существуют планы превращения фирмы «Антонов» в корпорацию западного стиля, и возможно даже проведение IPO в Лондоне. «Мы надеемся, что сможем повысить стоимость нашей компании и привлечь новых инвесторов», — говорит он.
Однако он пожимает плечами и признает, что ничего подобного нет в краткосрочных планах фирмы. «Честно говоря, пока продолжается эта война, все будет висеть в воздухе. Никто не хочет инвестировать средства в нестабильное государство. Нам нужен мир»
Оригинал публикации:
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.