Представьте себе, конец июня, на улице градусник шкалит за тридцать, а на турбазах Северского Донца никакого аншлага не наблюдается. Более того, почти половина турбаз закрыта. А на оставшихся, функционирующих, – жизнь бьет вполключа.
Я помню эти турбазы в конце 80-х. Уже с 31 мая – 1 июня всегда первой открывалась турбаза НКМЗ. Где-то к 10 июня уже работали в полную силу все турбазы побережья. И первые праздники, которые устраивали будь то работники ДК и Т НКМЗ на своей турбазе, ДК им. Пушкина на турбазе «Липа», другие приезжие и заезжие артисты, всегда собирали огромные толпы народа. Детишки и взрослые с удовольствием участвовали во всех мероприятиях, радовались копеечным подаркам от профсоюзов, фотографировались у уличных фотографов, вечером бежали на танцы на танцплощадку б/о «Сосна», где была живая музыка и самый настоящий массовик-затейник.
В таком режиме турбазы жили до первых недель сентября. Когда мамы и бабушки с детишками-школьниками уезжали, на недельку-другую сюда приезжали рыбаки, грибники и охотники.
В те времена практически на каждой турбазе работали столовые, пункты проката лодок и катамаранов, бильярд и настольный теннис, бадминтон. Трудящиеся-отдыхающие действительно получали за эти десять дней отдыха заряд бодрости и оптимизма.
Начали турбазы разрушаться с развалом Союза и остановкой предприятий. Нехватка денег для выплаты зарплаты, отсутствие заказов на предприятиях породили уменьшение выделяемых средств на отдых. Стали закрываться турбазы, пионерские лагеря, профилактории, дома отдыха.
Сегодня, если пройти по побережью, где работали, оздоравливая тысячи трудящихся, многочисленные турбазы, некогда принадлежавшие разным предприятиям, то с грустью констатируешь, что функционируют не все. Одни просто закрыты, но порядок какой-никакой поддерживается. На других, после долгого простоя, пытаются сделать ремонт, значит, либо деньги появились, либо продали какой-то коммерческой структуре. И теперь здесь либо жди чего-то нового и необычного, либо это будут чьи-то частные владения. К сожалению, такое тоже встречается, где были турбазы небольшие по площади. На частных, как правило, сплошной забор высотой в три метра, камеры наблюдения, сигнализация, охрана с собаками по периметру. К пляжу такого строения тоже не пристанешь: сигнализация сразу выдаст, да и причал устроен необычно.
О работающих сегодня турбазах не скажешь, что они такие же, как были раньше. Условия проживания не везде прежние: обветшалые, давно некрашенные домики, не убирается или не регулярно убирается территория, не работают кухни (вези с собой печку и посуду), не везде открыты столовые, перебои с водой. И практически на всех работающих турбазах одна цена за койко-место – 40 грн/сутки, если ты не работник этого предприятия. Честно говоря, работнику, получающему минималку, его средств с трудом хватит на четыре дня отдыха, если считать, что придется снимать весь домик, а он рассчитан на 4 персоны.
Очень хочется, чтобы отдых был по карману как начальнику, так и рядовому работнику. И не обязательно ехать в Крым или Турцию с Кипром. Наши краснолиманские леса вполне пригодны для нормального отдыха в средней полосе, кому большая жара противопоказана. Надо только, чтобы щуровские турбазы вернули себе былую славу. А для этого нужны большие капиталовложения. Вот над чем стоит подумать нашим донецким депутатам и чиновникам городов Донецкой области.
Раиса Бабанская, фото автора