Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Донбасс

Зооцид по-украински

Одним из признаков серьёзного заболевания любого общества является его варварское отношение к окружающей природе. Утратив моральные ориентиры и даже инстинкт самосохранения, долженствующий предостерегать от разрушения биосферы, члены такого общества безудержно истребляют зверей, птиц и рыб, вырубают леса, выжигают луга и степи. Украина сейчас переживает именно такой период своей истории.

Пущенное штатными «голодоморологами» в оборот слово «геноцид» ассоциируется не столько с далёкими уже тридцатыми годами прошлого столетия, сколько с сегодняшней реальностью. А она такова, что не только сокращается население Украины, но и гибнет её животный мир. Так что впору вводить ещё один термин - «зооцид» как намеренное истребление братьев наших меньших. А то, что оно намеренное, подтверждается множеством фактов как на общеукраинском, так и на местных уровнях.

 

Охота: спорт или?..

 

Дискуссия между защитниками природы и сторонниками охоты идёт у нас постоянно, а в последнее время всё чаще выплёскивается в средства массовой информации. Одним из аргументов защиты охоты часто выдвигается такой: мол, охота была распространена во всех странах во все времена. Действительно, в каменном веке, когда на всей планете обитала лишь горстка людей, именно охота являлась основным средством выживания. А вот в последующие исторические эпохи она сделалась привилегированным развлечением господствующих классов. Но даже при таких ограничениях привела к исчезновению множества видов. Так, в Европе начисто истребили львов, еще в историческое время обитавших на Балканах, медведей, зубров, туров и т. д.

 

А уж когда охота стала доступной всем желающим, её последствия сделались катастрофическими. Вспомним хотя бы уничтожение миллионов пушных зверей, особенно бобров, американских бизонов, слонов и антилоп. Примеры можно продолжать до бесконечности.

 

Ни для кого не секрет, что для современных охотников походы с ружьями в леса и степи завершаются (а зачастую и начинаются) залихватской пьянкой. Ведь не на пустом месте возникли многочисленные байки, анекдоты, рассказы о пьяной охоте. Знаменитый комедийный фильм «Особенности национальной охоты» практически всеми охотниками признаётся соответствующим правде жизни. Да и на смену старенькому дробовику пришло куда более эффективное оружие, из которого палят во всё, что движется, плюс «охота» с автомобилей или вертолетов.

 

Такие охотники представляют собой опасность не только для дикой фауны, но и для людей. Ежегодно в стране во время охотничьего сезона гибнут и получают ранения десятки мирных граждан – грибников, пастухов, земледельцев. Да и друг в друга охотнички, особенно нетрезвые, лупят почем зря. Запрет же охотиться не ближе чем в 200 метрах от населённых пунктов никем особенно не соблюдается, тем более в окрестностях удалённых хуторов и сёл.

 

Не так давно погибли двое рыболовов на Ханженковском водохранилище. В Краматорске от шального заряда, залетевшего в окно, едва не пострадал ребёнок. Начиная с середины августа и минимум до нового года канонада гремит на 78% территории Украины. Сейчас нет уголка, куда бы не добралась механизированная охотничья братия, защищенная к тому же «охотничьм лобби», представленным народными депутатами, высшими чиновниками министерств и правоохранителями в звездных погонах, которые и сами не прочь поучаствовать в отечественном сафари.

 

Страна браконьеров

 

По данным директора Эколого-культурного центра, члена Всемирной Комиссии по охраняемым территориям Владимира Борейко, ежегодно в нашей стране уничтожается 3,5 миллиона диких животных. Делается это руками более чем 360-тысячной армии охотников. Причем на одного лося приходится 106 вооруженных «любителей природы», на одну лань – 220, на волка - более двухсот. За годы независимости Украины численность многих видов так называемых промысловых зверей и птиц сократилась в среднем наполовину. Если так будет продолжаться и дальше, то скоро мы останемся не только без лосей, но и без оленей, косуль, диких уток, гусей, куликов и так далее. Особенно возмутительная ситуация складывается с зубрами. Если в 1991 году Украина занимала первое место по их количеству (в её лесах насчитывалось 720 особей), то сейчас их осталось всего 190. А ведь зубр – краснокнижное животное, не официальные инстанции до сих пор дают лицензии на их отстрел, в том числе и иностранным гражданам. Все всё знают, в том числе и Генеральная прокуратура, но никто ничего, по сути, не предпринимает.

 

В Донбассе и Приазовье в дикой природе зубров не было, а вот лоси еще недавно водились практически повсеместно. До начала 90-х годов только в распадке между Саур-Могилой и селом Артемовка в районе речек Севастьянка и Камышеваха зимовало от 60 до 70 лосей. И это не считая других лесистых мест, например в Степано-Крынке.

 

Угодья между Саур-Могилой и Артёмовкой были тогда приписаны к Торезскому охотхозяйству и тщательно охранялись. Беспредел начался с наступлением «лихих» девяностых, особенно после присоединения лосиных зимовий к Амвросиевскому ОРХ. Началось паломничество стрелков, в том числе и высокопоставленных, со всей Донецкой области. Примерно к 1996 году лоси у нас были полностью истреблены.
Руководители охотничье-рыболовных хозяйств любят рассказывать о том, насколько хорошо у них поставлено дело охраны и подкормки дикой фауны. Только непонятно: почему же её представителей становится всё меньше. В прежние годы это было принято списывать на применение химических средств и гербицидов. Нынче, ввиду упадка сельского хозяйства, подорожания удобрений и ядохимикатов, их применение сведено к минимуму. А многие поля уже годами зарастают буйной травой и не используются вообще.

 

Куда же животные деваются? На этот вопрос мы попросили ответить опытного эколога и нашего постоянного соавтора, специалиста регионального ландшафтного парка «Донецкий кряж» Петра ОВЕЧКО.

 

Судьба русака

 

Оказывается, даже такой обычный зверёк, как заяц, в наших краях поставлен на грань исчезновения. Рассказывает Петр Овечко:
- Продолжительность жизни зайца пять-семь лет, хотя отдельные особи могут прожить и до семи-девяти лет. В возрасте 15 месяцев при живом весе 5-6 килограммов, причем иногда самцы могут весить 7-8 и даже 9 килограммов зверёк достигает уже полного развития. Учитывая биологические особенности этого вида (плодовитость, скороспелость и продолжительность жизни), можно сделать заключение, что численность зайца в угодьях должна быть высокой. Однако наблюдения показывают, что численность зайца-русака с каждым годом снижается.

 

В погоне за получением больших лимитов на отстрел зайца, охотхозяйства ежегодно завышают показатели его численности, что даёт им дополнительный доход от реализации отстрелочных карточек. Отсутствие должного контроля над фактическим количеством отстрелянных зайцев, широко развитое ночное браконьерство «из-под фар», о чем свидетельствуют изъезженные джипами озимые поля в осенне-зимний период, значительно подорвали популяцию зайца- русака, плотность которой упала ниже 20 особей на 1000 гектаров угодий. При такой низкой плотности популяция обречена на вымирание, что подтверждает снижение живой массы её представителя. Здесь срабатывает эффект генетической деградации в малой популяции. Исправить положение возможно подпуском новых животных в местные популяции. Но для этого необходимо осуществить завоз зайцев из других регионов, что позволит «освежить кровь» и вызовет генетический взрыв численности вида. Именно этой работой и должны заняться охотхозяйства.

 

Как биотехническое мероприятие, направленное на повышение численности дичи, подпуски зайца-русака в охотугодья должны быть научно обоснованы и проводиться с соблюдением элементарных правил расселения зверей (передержка, гельминтизация, запрет охоты минимум на два года). Лишь выполнив эти мероприятия, мы спасём зайца от уничтожения. В противном случае придётся и его заносить в региональный список охраняемой дикой фауны.

 

- Существует проект акклиматизации в угодьях Амвросиевского района еще одного степного грызуна, имеющего промысловое значение - байбака. Но слышны опасения, что байбак, во-первых, может нанести большой урон сельскому хозяйству, изрыв поля своими норами. А во-вторых, привлечет внимание браконьеров, начнут охотиться на него, используя нарезное оружие, бьющее на расстоянии 300 и более метров. Что вы можете сказать обо всём этом?

 

- Речь идёт не об акклиматизации этого животного, а о его реакклиматизации. Ведь байбак в сравнительно недавние времена был естественным обитателем донецких и приазовских степей. А без него их экосистема является, как говорят, биологи, неполночленной, равно как и без истреблённых здесь дроф, тарпанов, куланов, стрепетов и других степных животных и птиц.

 

Что касается опасений, связанных с расселением у нас этих животных, то и тут нужно подходить к делу с умом. То есть расселять их на целинных землях – подальше от обрабатываемых полей. Тогда они ничего кроме пользы не принесут. Ведь байбаки (сурки) являются неразрывным звеном в экосистеме, регулируя травостой и предохраняя от деградации типчаково-полынные степи. Поэтому и селить их надо главным образом в заповедных зонах. Если говорить о промысловой привлекательности этих животных, то она обусловлена не только их мясом, жиром, обладающим целебными свойствами, но и их быстрым воспроизводством. А с браконьерами нужно просто эффективнее бороться. Тогда их ружья не будут угрожать ни животным, ни находящимся в зоне отстрела людям.

 

Рыбы тоже взывают о помощи

 

Браконьерство угрожает существованию не только зверей и птиц нашего региона, но и его рыбным богатствам. Ведь истребление обитателей водоёмов ведётся самыми хищническими способами. На смену динамиту пришли уже электроудочки, элетроразряды убивают всё живое в радиусе до 12 метров. Гибнет не только рыба, но и планктон, водные беспозвоночные, водоросли. К тому же большая часть рыбы браконьерами не извлекается и гниёт на дне. Если в зону действия электроудочек попадают купающиеся люди или водолазы, то и тут несчастье практически неизбежно.

 

В последнее время обычные рыболовы стали замечать, что им на крючок всё чаще попадаются изуродованные рыбы. Это не мутанты, а жертвы электробраконьеров. При попадании рыбы в сильное электрополе происходит резкое сжимание всех мышц, из-за чего смещаются позвонки и ломается позвоночник. При этом многие просто погибают, а выжившие превращаются в уродов.

 

Не только на Западе, но и в соседних России и Белоруссии за использование электроудочек предусмотрена уголовная ответственность. А на Украине – только административная. К тому же браконьерские снасти свободно продаются на рынках, о чем в советское время и слыхом не слыхивали. Наряду с электроудочками в свободной продаже повсюду можно купить и китайские сети, тоже относящиеся к разряду браконьерских снастей. Несмотря на многочисленные обращения экологов, Кабинет министров до сих пор не принял распоряжение о запрете ввоза в страну китайских лесочных сетей. Мы, пожалуй, единственная страна в мире, которая этого до сих пор не предприняла, в результате за последние 15 лет численность промысловых рыб, в зависимости от видов, уменьшилась в 10 - 100 раз.

 

Сейчас даже занесённых в Красную Книгу осетров можно легко купить на любом рынке. И никого это не волнует. Ведь наше законодательство и законодатели сквозь пальцы смотрят на подобные нарушения. Должно быть, им не до природы – они который уж год никак власть поделить не могут.

 

Давайте спасать что осталось

 

Ситуация, как видим, складывается более чем серьёзная: на грань уничтожения поставлены многие ценные виды животных, птиц и рыб, армия же браконьеров действует практически безнаказанно. За истребление лосей на территории Амвросиевского района ответственности так никто и не понёс.

 

Охоту и рыбалку надо вводить в цивилизованные рамки! Для этого потребуются совершенствование и ужесточение природоохранного законодательства, а также расширение заповедных зон, которые занимают пока что 0,5% от общих площадей наших угодий.

 

Необходимейшим звеном в деле спасения природы должно стать экологическое воспитание подрастающего поколения, что будет способствовать созданию в обществе нетерпимого отношения к браконьерству, другим видам уничтожения окружающей среды.
Конечно, при нынешней анархии каких-либо конкретных результатов будет добиться нелегко. Но, может быть, стоит вернуться к традициям не столь уж далёкого прошлого. Тогда за сохранность природы отвечали государственные охотхозяйства и делали это столь успешно, что количество дичи не сокращалось, её можно было даже приобрести в магазинах, где продавались подстреленные куропатки, тетерева и т. п...

 

…Вот только возникает сомнение, что в обществе, пронизанном хищничеством под маркой рыночных ценностей, это кому-то нужно.

 

Василий СЕМЕНОВ


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.