С чего у нас начали реформирование ЖКХ? С создания управленческой структуры, как это было принято еще в советское время. В министерстве - управление, в облЖКХ - секторы и так далее.
С чего у нас начали реформирование ЖКХ? С создания управленческой структуры, как это было принято еще в советское время. В министерстве - управление, в облЖКХ - секторы и так далее.
Есть такой сектор реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства и в управлении ЖКХ Донецкой облгосадминистрации. Возглавляет его Лилия ЖИГВАС, которая, как и ее коллеги, считает, что с поставленными задачами справляется. Поскольку основой реформирования ЖКХ официально считается создание объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), то, как говорится, «определенная работа» в этом направлении у нас регионе проводится.
С начала реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, разработанной на 2004-2010 годы, созданы 1772 ОСМД, которые обслуживают 2118 жилых домов. Правда, для такой области, как Донецкая, это число выглядит мизером. Да и созданы объединения совладельцев многоквартирных домов скорее не при содействии власти, а вопреки ей. Потому что «вершители» реформы сами еще не пришли к единому мнению относительно ее содержания.
- На базе бывших районных объединений жилищно-коммунального хозяйства, - рассказывает председатель объединенного домового комитета № 3 Ленинского района Донецка Анатолий ЧИСТЯК, - создали в одних районах службы единого заказчика, в других - управляющие компании. Это не случайно, ведь реформаторам было все равно, что создавать – только бы перед вышестоящим начальством отчитаться.
- Выходит, по сути, сменили только название организаций, призванных заниматься жилищными вопросами?
- Не совсем так. С созданием управляющих компаний, которые, в общем-то, ничем не управляют, жэки вообще оказались бесправными. Прежде от них хоть что-то можно было потребовать, а теперь – ничего. На любой вопрос один ответ: обращайтесь в управляющую компанию.
- Анатолий Васильевич, как вы считаете, нужны ли в таком случае жэки вообще?
- Я считаю, что свою функцию они выполнили и теперь их пора разгонять. Вот представьте себе, жэк обслуживает 400 домов, имея семь слесарей-сантехников. Может ли он наладить качественное обслуживание вверенного ему жилого фонда? Нет, тем более, что внутридомовые сети у нас в крайне изношенном состоянии. Характерным примером может служить жэк № 4 в Ленинском районе. Здесь царят полная безответственность и некомпетентность. Существующая система управления жилищным фондом вообще губительна и может привести только к его уничтожению. А жэки успешно справляются только с одной функцией – изыманием денег из карманов жильцов.
- Как подобное изымание происходит?
- Для того, чтобы увидеть, за что мы платим, достаточно взглянуть на структуру тарифов, принятых Донецким горсоветом в 2006 году. Платим мы 1,38 гривны за один квадратный метр общей площади, а принятый горсоветом документ содержит 17 пунктов, в которых разъясняется, на что уходят эти деньги и по каким пунктам жильцы могут предъявить претензии. Так вот, претензии мы можем предъявить, потребовав сделать перерасчет, если в доме не убираются лестничные клетки, если есть перебои в работе лифта и еще по нескольким пунктам, а не имеем права требовать перерасчет по двум главным пунктам: содержание внутридомовых систем и текущий ремонт дома. Вот тут-то нагло и воруются заплаченные нами деньги.
- А вы слышали когда-нибудь, чтобы жильцы требовали перерасчет за неубранные лестничные пролеты?
- В том-то и дело, что жильцы на это внимания уже не обращают. Уборщиц, кстати, даже в штате жэков нет, а деньги за уборку берут, и в общей сложности на каждом девятиэтажном доме выходит 10 тысяч гривен в год. И никто не спрашивает, куда эти деньги деваются, как никто не интересуется, куда уходят деньги, предназначенные на ремонт жилого фонда, когда за два года должны были потратить сто тысяч гривен, но не израсходовали и десятой части. У нас полностью отсутствует система контроля со стороны государства.
- Но ваш домовый комитет, например, как общественная организация имеет право контроля?
- Именно для этого мы и созданы, но как мы можем реально проконтролировать, если нас никто не желает слушать и не предоставляет никаких документов. Мы, конечно, настаиваем и за годы нашего существования для районных властей стали настоящей головной болью, только толку от этого никакого.
- Вы считаете, что жэки давно изжили себя, но что можно предложить им взамен?
- Я сторонник создания объединений совладельцев многоквартирных домов, но беда в том, что те, кто призван реформировать жилищно-коммунальное хозяйство, всячески противятся созданию таких структур, потому что они лишают возможности иметь дармовые деньги. Да и решиться на создание ОСМД в нынешних условиях могут только самоубийцы, потому что жилой фонд, возраст которого достиг 30-40 лет, донельзя изношен. Законодательство разумно предусматривает, что государство должно капитально отремонтировать строение, а потом уже передавать его в управление владельцам. Вы видели хоть один дом, переданный по такой схеме? Лично мне не довелось. Поэтому ОСМД могут нормально работать только в новых жилых домах.
- Я тоже считаю, - продолжает разговор директор Славянской первой управляющей компании Анатолий ЖУЛИЙ, - что будущее за ОСМД, но и жэки я бы разгонять не стал, они должны превратиться в исполнителей тех или иных услуг. Например, одни кровлю перекрывают, другие занимаются внутридомовыми сетями, третьи - ремонтом подъездов и так далее. Эстонцы по этому пути далеко вперед от нас ушли. И поляки. Там два года потратили на реформирование.
- Ну хорошо, создали ОСМД, а дальше что делать?
- С созданием объединений совладельцев многоквартирных домов имеются проблемы. Например, председателями их зачастую становятся люди некомпетентные и не способные управлять. Да к тому же еще из тех, кто имеет самые большие долги. Поэтому нужны управляющие компании. Такую компанию мы и создали как частное предприятие. К сожалению, на Украине нет системы подготовки кадров управленцев, как, например, в Польше. Там будущий управляющий должен окончить курсы, заплатив 500 долларов, затем пройти стажировку в одной из управляющих компаний, заплатив за это еще 300 долларов, и только после этого он получает документ, дающий право занимать управленческую должность. Я же взялся за это дело на свой страх и риск.
- Анатолий Николаевич, но управляющие компании существуют в качестве коммунальных предприятий, значит, вы как бы дублируете их работу?
- Ни в коем случае. Управляющие компании, являющиеся коммунальными предприятиями, это аналог бывших объединений и по сути почти ничем от них не отличаются. Мы же выступаем в роли посредников между ОСМД и исполнителями тех или иных услуг. Нанимаем исполнителя, следим, чтобы работы были выполнены качественно и в оговоренные сроки, и не расходуем деньги заказчиков куда попало, как это делают жэки. Кроме того, оказываем жильцам бухгалтерские, юридические и другие услуги. А люди не платят квартплату в привычном понимании, они оплачивают только заказанные услуги.
- Вряд ли жильцы, обращаясь к вам, могут много сэкономить…
- Ошибаетесь, наши услуги обходятся намного дешевле обычной оплаты за квадратные метры жилой площади примерно в три раза.
- А услуги выполняют жэки?
- Необязательно, сейчас появилось очень много частных предпринимателей, готовых оказать практически любую услугу, и можно выбрать производителя работ, который берет сравнительно недорого.
- Анатолий Николаевич, много ли управляющих компаний, подобных вашей?
- К сожалению, нет, создание таких компаний идет медленно, потому что власти относятся к этой идее с прохладцей, а инициативных людей, готовых взяться за трудное дело, недостаточно. Я знаю одну подобную фирму в Донецке – это ООО «Содействие» в Кировском районе. Но там пошли несколько по иному пути, создав нечто вроде треста со структурными подразделениями, которые и являются исполнителями услуг. Это как раз бывшие жэки, превратившиеся фактически в ремонтно-строительные управления. Но у этой компании одна беда – двойное налогообложение. А мы стараемся делать все так, чтобы каждую копейку расходовать на обслуживание жилых домов, минимизировать расходы.
- А мне кажется, - высказывает свое мнение председатель Донецкой городской общественной организации «Объединение совладельцев многоквартирных домов» Владимир ЛЕДНЕВ, - в нашем городе вообще не заинтересованы в создании ОСМД. Кстати, городской голова Александр Лукьянченко как-то даже назвал объединения совладельцев многоквартирных домов провокацией. Не знаю, что он имел при этом в виду, но зато точно знаю, что Лукьянченко подходит к реализации программы реформирования ЖКХ в корне неправильно. Он поручил создание ОСМД городскому управлению жилищного хозяйства, но разве может организация, которая десятилетиями плела паутину безответственности жэков, сама же ее и разрушить?
- Владимир Михайлович, в чем вы видите просчеты в организации ОСМД?
- Хотя бы в том, что должен существовать типовой договор между поставщиками таких услуг, как водо- и теплоснабжение. Мы доказываем это с 2007 года, и с нами не соглашаются ни областные, ни городские власти. А «Донецкгорводоканал» и «Донецкгортеплосеть» как природные монополисты навязывают объединениям совладельцев многоквартирных домов и жилищно-строительным кооперативам заведомо дискриминационные договоры, используя при этом Хозяйственный суд. Но и это не все. Уже два года мы не можем добиться, чтобы нас ознакомили с составляющими тарифов на воду и тепло. Дело в том, что, согласно договорам, которые нам навязывают, услуги абонентской службы, судебные издержки, канцелярские расходы, оплата работы вычислительного центра, который обрабатывает платежи, оплата банковских процентных ставок, форс-мажорные обстоятельства и многое другое закладывается в тариф. А для того, чтобы получить участок земли, который, согласно справке управления землеустройства города, закреплен за домом, принадлежащим ОСМД или ЖСК, и юридически оформить надлежащие документы, надо заплатить в разные, кстати, коммерческие структуры от 6 до 15 тысяч гривен, в зависимости от того, в каком районе находится объединение совладельцев многоквартирных домов или кооператив. Только из-за невозможности решить земельные проблемы с помощью судов в Донецке были закрыты несколько ОСМД. Есть еще проблема арендной платы предпринимателями за занимаемые ими нежилые помещения. Все это свидетельствует о том, что власть не желает защищать интересы потребителей жилищно-коммунальных услуг.
- Владимир Михайлович, вероятно, в тарифы на воду, например, входят не только непроизводительные затраты в виде оплаты банковских процентных ставок?
- Мы все с вами оплачиваем 30 млн. кубометров воды, а это более трети от расходуемой городом, которую никогда не получали и получать не будем. Это та вода, которая уходит в землю из проржавевших трубопроводов. Конечно, в такой ситуации«Донецкгорводоканал» и не почешется, чтобы устранить течи, потому что население все равно оплачивает расход воды.
- Получается, что мы имеем дело со своеобразной жилищно-коммунальной мафией?
- Это можно назвать как угодно, словом «мафия» тоже. Факт тот, что тарифы у нас искусственно завышены минимум в два – два с половиной раза. Есть в Донецком горсовете постоянная депутатская комиссия по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, возглавляемая Владимиром Захаровым. Мы неоднократно обращались с просьбой пригласить нас на заседание этой комиссии, чтобы обсудить наболевшие вопросы, выработать какие-то решения, но - безрезультатно. На наши обращения к заместителю городского головы Валерию Ляховцу по поводу тарифов на воду и тепло ответ получаем один: других вариантов нет, потому что эти организации являются природными монополистами. Позвольте, но ведь вы же должны были создать альтернативные структуры, почему этого не делали? Потому что невыгодно. И первый заместитель городского головы Николай Волков нас слушать не желает, у него для нас нет никогда времени.
Участники нашей встречи подняли вопрос и об очередном пересмотре тарифов, о котором сейчас говорят буквально все. Предполагаемое событие обросло самыми различными слухами.
- Все происходит не совсем так, как вы думаете, - говорит начальник отдела экономики и тарифной политики главного управления жилищно-коммунального хозяйства Донецкой облгосадминистрации Юлия СИВЕЦ. – Дело в том, что в мае этого года вышло очередное постановление Кабинета министров за № 529, согласно которому и должен произойти пересмотр тарифов, но предполагается, что рассчитываться они будут по каждому жилому дому отдельно, а потом обсуждаться в ходе общественных слушаний, и каждый жилец сможет высказать свое мнение.
- И это может повлиять на исход в принятии тарифов, скажем, приведет к их снижению?
- Вряд ли, поскольку все дорожает: и энергоносители, и материалы...
- Тогда зачем устраивать клоунаду со слушаниями?
- Это надо спросить в Кабинете министров. Но мы заговорили об образовавшемся вокруг повышения тарифов ажиотаже. Так вот, произошло это потому, что в Донецке городские власти все перепутали и начали проводить слушания еще до расчета новых тарифов.
- Кстати, это позволило многим заранее убедиться в профанации идеи общественных слушаний, в которых, как правило, участвуют два или три пенсионера, имеющих к тому же льготы. Но когда можно ожидать расчета новых тарифов?
- Думаю, в ближайшее время этого не произойдет, потому что принятое Кабинетом министров постановление № 529 противоречит ранее принятым документам. Есть, например, одна существенная деталь. В постановлении № 529 записано, что жэки должны обслуживать внутридомовые сети до трубы запорной арматуры, а в предыдущих решениях Кабмина значилось, что обслуживание ведется до наружной стены. И получается теперь, что отрезок трубы в метр или полтора остается бесхозным, и никто не может заставить водоканал или теплосеть обслуживать этот отрезок трубы. Сейчас мы ведем переговоры с министерством о необходимости внесения изменений в постановление № 529.
Заведующая сектором реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства главного управления ЖКХ Донецкой облгосадминистрации Лилия ЖИГВАС поясняет:
- Задачи программы реформирования состоят в организации эффективного управления в сфере производства и оказания услуг, в углублении демонополизации и создании конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, в обеспечении безубыточной работы предприятий ЖКХ, в техническомпереоснащении их с уменьшением удельных показателей использования энергетических и материально-трудовых ресурсов.
Что ж, задачи поставлены в лучших традициях жанра. Все правильно. И законодательная база для выполнения этих задач в целом имеется, если не считать отдельных нестыковок. А вот с реализацией поставленных задач – никак! Потому что чиновники, по их же словам, работают исключительно в рамках своих компетенций. То есть не заинтересованы в реформировании жилищно-коммунального хозяйства. Потому что при нынешнем его состоянии на свой карман работать очень удобно, даже не нарушая практически действующее законодательство.
Юрий САГАНЬ
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.