Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Донбасс

Что даст Украине соглашение о добыче сланцевого газа? Точнее, что отберет...

Источник: "Полемика"

К вопросу добычи сланцевого газа в Украине общество отнеслось крайне противоречиво. С одной стороны, многие обеспокоены небезопасностью технологий добычи для здоровья людей и окружающей среды. С другой – громко звучат требования «доброжелателей» России любой ценой добиться прекращения потребления российского газа. Масла в огонь добавила секретность вокруг недавно подписанного Соглашения с компанией «Shell» о добыче «нетрадиционного» газа в Харьковской и Луганской областях.

Американская «сланцевая революция»

Первая коммерческая газовая скважина в сланцевых пластах была пробурена ещё на заре создания газодобывающей промышленности США, в 1821 году. Но добыча сланцевого газа оказалась малоэффективной из-за низкого содержания газа в пластах, поэтому о ней надолго забыли, и к данному источнику углеводородов вернулись только в 2002 году, когда ради увеличения отдачи компания  «Devon Energy» пробурила первую горизонтальную скважину.

Применение технологий горизонтального бурения, а также гидроразрыва газосодержащих пластов  позволило резко увеличить добычу газа, вызвав в США настоящий бум в газовой отрасли. В результате в 2009 году Соединённые Штаты обогнали Россию в производстве газа. Правда, из-за перепроизводства «голубого топлива» цены на него резко упали, и Штатам пришлось вернуть пальму первенства РФ. Тем не менее, американский опыт заинтересовал многие государства, покупающие газ на внешнем рынке.

Однако при ближайшем рассмотрении не всё оказалось гладко как с себестоимостью получаемого топлива, так и с экологической безопасностью. По оценкам экономистов, себестоимость добычи сланцевого газа составляет в среднем 212 – 283 долл. за 1.000 кубометров и никак  не может быть меньше 150 долл. -  при том, что себестоимость газа природного, добываемого в сложнейших российских условиях, составляет 50 долларов за тысячу кубометров с учётом транспортных расходов.

По данным геолога Дэвида Хьюза, в 2012 году затраты американских корпораций на бурение более чем 7 тысяч скважин в США составили 42 миллиарда долларов. Прибыль от продажи добытого ими сланцевого газа – 32,5 миллиарда. «British Petroleum» понесла за прошлый год 5 млрд. долл. убытков, а лидер отрасли «Chesapeake Energy» оказалась на грани банкротства.

По мнению другого геолога, Артура Бермана, себестоимость добычи сланцевого газа в пять раз выше, чем у добытого традиционным путём. Опыт США показал, что краткосрочный пик добычи буквально спустя несколько лет сменяется падением объёмов, оставляя за собой разрушенную инфраструктуру, испорченную экологию и всеобщее разочарование.

После бума 2009 года уже в 2013 году в США не осталось ни одной прибыльной скважины, добывающей сланцевый газ. В Польше и Венгрии широко разрекламированная добыча из крупных месторождений была свёрнута из-за нерентабельности. Скептически оценивают возможность широкомасштабной добычи на своей территории не только российские, но и китайские специалисты, считая, что сланцевый газ будет играть небольшую роль только в некоторых регионах, а восторги по поводу американской «сланцевой революции» являются пропагандистской кампанией крупных корпораций, пытающихся таким образом привлечь инвестиции.

Налейте мне водички с газом…

Низкое содержание газа в сланцах и песчаниках (0,2 – 3,2 млрд. кубометров на квадратный километр разрабатываемой площади) приходится компенсировать увеличением выводимой из сельскохозяйственного и иного оборота территории. Но и при этом газ не желает выходить из мельчайших пор содержащей его породы. Чтобы его «стимулировать», в каждую пробуренную скважину под огромным давлением закачивается несколько десятков железнодорожных цистерн воды с растворёнными в ней химикатами.

В результате происходит разрыв осадочных пластов, сквозь трещины в которых и выходит газ. Но его объёмы весьма ограничены, и гидроразрывы приходится производить многократно, используя каждый раз на каждую скважину около 4 тысяч кубометров воды (это 67 железнодорожных цистерн) и до 300 тонн (пять железнодорожных вагонов) химикатов. В число которых входят ингибиторы коррозии, понизители трения, стабилизаторы глин, химическое соединение, сшивающее линейные полимеры, ингибитор образования отложений, деэмульгатор, разжижитель, биоцид (химреагент для разрушения водных бактерий), загуститель, химический состав которых добывающая компания держит в секрете. Для наиболее полного извлечения необходимо располагать скважины на незначительном расстоянии друг от друга (две-три скважины на каждом квадратном километре). Но и при всех этих ухищрениях «сланцевая» скважина способна действовать максимум 3-5 лет.

Гидроразрыв, разрушая газоносные породы, может провоцировать землетрясения и очень часто вызывает загрязнение водоносных слоёв вредными для здоровья людей химикатами. Именно поэтому в США наиболее распространённым спутником добычи сланцевого газа является непригодная для питья вода, содержащая бензол, толуол, этилбензол и диметилбензолы и другие химические вещества. Жители районов, где происходит добыча, в качестве «фокуса» демонстрируют… горение воды, текущей из-под крана: сланцевый газ из образовавшихся в горных породах трещин выходит не только в скважину, но и в пласты, откуда они берут воду.

Часть воды из скважин (70-80%) откачивается, но она настолько загрязнена химикатами, что годится лишь на повторные гидроразрывы. Хранятся эти «лишние» 50 железнодорожных цистерн отравы в открытых отстойниках, откуда легко попадают с дождевыми и талыми водами в окружающую среду.

Всё это и послужило поводом для запрета добычи сланцевого газа в ряде стран (Великобритания, Франция, Болгария, Румыния).

Хранить вечно

Многочисленные попытки журналистов в официальном порядке получить от правительства текст заключённого 24 января 2013 года в Давосе Соглашения между Украиной и компаниями «Shell» и «Надра Юзовская» о разделе продукции от добычи сланцевого газа на Юзовском участке до сих пор не увенчались успехом.

Оказалось, что оно «засекречено» ради того, чтобы не повредить переговорам, ведущимся с компанией «Chevron» о добыче сланцевого газа на Олесской газовой площади. Что само по себе является нарушением Закона Украины «О доступе к публичной информации», поскольку данное Соглашение является документом, имеющим большое общественное значение. Тем не менее, буквально на днях текст Соглашения неизвестно какими путями появился в интернете.

По прочтении Соглашения бросается в глаза, что «счастье привалит» жителям и без того не самых экологически благополучных регионов - Харьковской и Луганской областей. Общая площадь выделяемого для сланцевых экспериментов участка составляет 7 886 квадратных километров. Причём, это лишь на первое время. В Статье 5.6.3 Соглашения указано: «Якщо може обґрунтовано очікуватись, що площа ділянки, на якій знаходиться Комерційне Відкриття, вийде за межі Договірної Ділянки, Оператор повідомляє Державний Уповноважений Орган про координати такого розширення площі Ділянки Розробки.

За умови затвердження Державного Уповноваженого Органу, яке не може необґрунтовано затягуватися, площа Договірної Ділянки може бути збільшена таким чином, щоб включати збільшення площі, описане Оператором».

Даже если участок, приглянувшийся «Shell», кому-то принадлежит, (Статья 5.6.4), что требует изменений в документах о статусе участка «…Держава цим гарантує, що внесе зміни або видасть такі документи або забезпечить внесення змін до таких документів або видачу таких документів КМУ або таким іншим Державним Органом, як це буде необхідно, безоплатно для Інвестора, відповідно до цієї Угоди». Причём, действовать будут жёстко: Статья 37.2 (b) «У випадку, якщо земельні ділянки знаходяться в приватній власності, і власники не погодились на укладення Договорів щодо Земельних Ділянок в добровільному порядку або вимагають внесення до таких Договорів щодо Земельних Ділянок умов, які, на обґрунтовану думку Оператора, є неприйнятними, припинення, на запит та за погодженням із Оператором, в установленому Законодавством України порядку права приватної власності, постійного користування, оренди та інші права третіх осіб стосовно таких земельних ділянок».

Соглашение, несмотря на короткий срок жизни каждой скважины, заключено на очень и очень немалый срок: Статья 2.5.2 «…ця Угода укладається на строк 50 (п’ятдесят) років, який починається від Дати Набуття Чинності». Но и это не предел. По желанию англо-датской компании любой участок может остаться в её использовании практически вечно. Статья 2.5.3: «За умови схвалення КМУ, в наданні якого не повинно бути відмовлено, якщо Інвестор виконає свої зобов’язання за цією Угодою, Термін Дії Угоди буде на вимогу Інвестора подовжений шляхом укладення додаткової угоди».

Несмотря на красивые слова о высоких экологических стандартах «Shell», задекларированные в Дополнении 9, в её обязанности входит лишь восстановление растительного покрова на участке, где велась добыча. Куда будет «перенесён» чернозём, срытый при подготовке к бурению, не оговаривается: Статья 37.6 «Держава надає або сприяє наданню Оператору у порядку та в строки, визначені Законодавством України, необхідних дозволів та погоджень всіма необхідними Органами Уряду, зокрема, але не обмежуючись цим, надання дозволу на зняття та перенесення ґрунтового покриву (родючого шару ґрунту) земельних ділянок, наданих Оператору для цілей Нафтогазової Діяльності».

Даже создание непосредственной угрозы жизни людей и окружающей среды не является основанием для прекращения работ. «Shell» может оспорить предписание любого органа государственной власти, выявившего такую угрозу. Если через 90 дней не случится никаких изменений к лучшему, надзирающие органы имеют право потребовать от Кабмина изучить ситуацию, на что будет потрачено ещё 30 дней. И лишь спустя следующие 30 дней, если ничего не изменилось к лучшему, выдать распоряжение о приостановке работы по бурению или добыче газа на конкретном участке. Но и это не гарантия того, что угроза жизни людей будет снята: Дополнение 11, описывающее данную процедуру, Статьёй 4.3.7 позволяет в пятидневный срок оспорить это решение через международный арбитраж. И остаётся лишь гадать, в чём проще будет вычислить стоимость добытого газа: в гривнах, долларах или человеческих жизнях, потерянных за время судебных тяжб.

Соглашение с «Shell» содержит ещё множество положений, самая мягкая характеристика которых звучит как «спорные». Но относятся они уже не к экологии…

 
Александр Горохов
, специально для  Полемики


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.