Скандальные отношения, сложившиеся между сотрудниками ГАИ и активистами "Дорожного контроля", уже перестают быть просто конфликтом и оказываются за гранью добра и зла. Обвинения в мздоимстве, нарушениях законодательства, избиение, сгоревшая машина и суды. Двойные стандарты и комфортные для активистов толкования законодательства в свою пользу. В хитрых перипетиях взаимных упреков и обвинений разобраться порой сложно, но все таки нужно. Жизнь ведь не делится на черное и белое, а дьявол, как известно, всегда кроется в деталях.
Эскалация конфликта
Появившееся на просторах Украины общественное движение «Дорожный контроль» заявило о себе сразу и громко. Интернет запестрел многочисленными видеороликами, на которых сотрудники ГАИ были представлены в самом неприглядном виде. Выражающиеся нецензурной бранью, угрожающие водителям. Интернет-сообщество сразу же восторженно зааплодировало принципиальным борцам с милицейским беспределом, а представители МВД и Кабмина обратились с исками в суд и получили общественное неодобрение. Ведь видеосвидетельства явно показывали — сотрудники ГАИ ведут себя некорректно и не всегда в рамках закона. А против фактов, как говорится, не попрешь.
Но мало кто пытался разобраться, да и вообще задумывался, насколько всё неоднозначно. Один из примеров (не такой уж серьезный, но весьма показательный): когда общественник из "Дорожного контроля" бьет сотрудника ГАИ по ноге, наверняка стараясь вызвать в свою сторону негативную реакцию.
Расчет, по-видимому, предельно прост и базируется на знании основ элементарной психологии: "гаец" - он же живой человек, ему больно. Вдруг не сдержится? И во Всемирной Паутине вполне может оказаться очередной ролик со злобным сотрудником ГАИ, чисто по-мужски и по-свойски кроющего матом борцов с милицейским беспределом на дорогах. Я не хочу защищать сотрудников ГАИ. Среди них, вне всякого сомнения (как впрочем, и в любой другой сфере), попадаются люди и нечистые на руку, и нагловато-быдловато ведущие себя на дорогах.
Я вполне поддерживаю идею, которая, вроде бы, лежит в основе деятельности общественников: не нарушать ПДД, а нарушил - не совать взятку, а составлять материалы по факту и платить штраф, как это предусмотрено законом. Если не согласен с протоколами, составленными работниками ГАИ, опротестовывать их в суде. Благо, закон это позволяет. Но, к сожалению, пока что представители "Дорожного контроля" ведут себя как обыкновенные провокаторы. Причем, мастерски манкирующие законодательством и ловко трактующие его нормы в свою пользу.
«Горячие» отношения. Кто поджог машину активиста?
Отношения двух противоборствующих сторон - ГАИ и общественников - продолжают накаляться и недавно стали совсем уж горячими. В прямом смысле: в ночь на 1 ноября в Донецке сгорела машина активиста общественной организации Олега Богданова. В поджоге "Дорожный контроль" моментально обвинил сотрудников ГАИ. Мотивировка для обвинений простая. Как подчеркнул в беседе с корреспондентом donbass.ua руководитель отдела по оперативной работе Дорожного контроля Андрей Дзиндзя, у Олега не было врагов. «У человека врагов, кроме ГАИ, просто нет», - заявил он.
Сам Олег рассказал, что ему до этого приходили эсэмэски, отправленные через Интернет с угрозами и требованиями прекратить деятельность. «О том, что авто горит, я понял лишь тогда, когда услышал сигнализацию, вышел на улицу и увидел, что происходит. Начал тушение, закончился огнетушитель, а машина горит дальше. Приехали пожарные, потушили и вызвали милицию. Экспертизы еще не было. Во всяком случае, мне о ее результатах неизвестно. Сейчас проводится проверка. Я думаю, что это связано с моей деятельностью. Я журналист, работаю в "Дорожном контроле", пишу жалобы на нарушения, совершенные сотрудниками ГАИ», - рассказал пострадавший автомобилист. Правда, признался, что удостоверение журналиста получил за активную деятельность в "Дорожном контроле", но фактически работает в другой сфере и не является профессиональным журналистом.
А сотрудники ГАИ, в свою очередь, недоумевают насчет поджога: зачем им было это надо? Тем более, еще и нет окончательных итогов экспертизы, которая позволит определить: был это действительно поджог или все же возгорание произошло из-за технической неисправности транспортного средства. Что тоже, отметим ради справедливости, не исключено. Да и хулиганы вполне могли «поработать». Кстати, это не первая машина, которая загорелась в Донецке по неизвестным причинами. Но разве в пылу эмоций этого кого-то интересует?
Милиция возбудила уголовное дело по факту пожара по ст. 194 ч. 2 УК Украины, проводит необходимые следственные действия и ждет результатов пожарно-технической экспертизы на проведение которой необходимо минимум 10 дней. «Прежде чем делать заявления, что работники ГАИ сожгли машину, нужно дождаться результатов экспертизы. Это официально оформлено, был вызов, милиция занимается этим фактом. После того, как эксперт даст оценку, что это был поджог, тогда можно будет говорить о каких-то умышленных действиях с любой стороны. Если еще нет заключения, что это поджог, а не автомобиль сам загорелся из-за неисправности, говорить сейчас и обвинять кого-то - это по меньшей мере безосновательно», - считает начальник ГАИ Донецка Вадим Синчугов.
Результатов экспертизы нет, но общественники распространили призыв к своим сторонникам: блокировать работу ГАИ областного центра. И, надо сказать, что поборники соблюдения прав сделали все, чтобы в следующие два дня не дать донецким гаишникам полноценно выполнять свои непосредственные обязанности - обеспечивать безопасность дорожного движения.
Противостояние нон-стоп
В пятницу вечером, 2 ноября, солидный десант "ДК", подкрепленный коллегами из Киева, бурно радовался, что помешал сотрудникам госавтоинспекции остановить иномарку, несущуюся на безумной скорости по ул. им. 75-летия ФК «Шахтер».
Превышение скоростного режима было видно и без пресловутого «Визира», но сторонники справедливости блокировали сотрудников дорожной милиции и не дали пресечь явное нарушение ПДД. «У инспекторов не представилась возможность составить административный материал, потому что не был установлен водитель этого транспортного средства. По закону мы должны привлекать к ответственности водителя, и доказать, что именно этот человек сидел за рулем», - пояснили donbass.ua в ГАИ.
Но пик противостояния пришелся на субботу, 3 ноября. «Боевые» действия развернулись на кольце у Мотеля. А причиной стала попытка сотрудников ГАИ конфисковать автомобиль должника по решению суда.
У патруля сработал программно-аппаратный комплекс «Рубеж», который сигнализировал о том, что движущаяся машина подлежит аресту по указанию исполнительной службы. Надо отметить, что по постановлению Кабмина №1102 в соответствии со ст. 40 ЗУ «Об исполнительном производстве» сотрудники ГАИ сейчас наделены правом ставить на штрафстоянки выявленное имущество должников. Они и остановили автомобиль. А дальше начался театр абсурда.
Представители "Дорожного контроля" стали рассказывать водителю, что он может не выполнять требования сотрудников ГАИ, мотивировав тем, что изъятие имущества - прерогатива исключительно судебных исполнителей. Все это сопровождалось криками и оскорблениям в адрес сотрудников милиции. Причем свое право оскорблять Олег Богданов поясняет незатейливо: «Это мнение граждан. Никто не отменял свободу слова».
Вот интересно, как бы сами представители Дорожного контроля отреагировали на подобные оскорбления? Очередным роликом в Интернете, обличающим гаишников?
«Если государственный исполнитель не может появиться сразу после выявления такого имущества, то задача ГАИ - обеспечить его сохранность путем постановки на специальную охраняемую площадку. Если такая постановка не возможна, транспортное средство может быть заблокировано уполномоченным должностным лицом госавтоинспекции», - пояснили в ведомстве.
Противостояние продолжалось с 12 дня и до 10 вечера, как минимум. Представители "Дорожного контроля" блокировали работу гаишников и не давали изъять автомобиль. В ходе противостояния представитель "ДК" ударил работника ГАИ по ноге, что правоохранители зафиксировали на видео - несмотря на то, что другие общественники пытались в этот момент закрыть их от съемки, оскорбляли милиционеров.
«Такие провокации проводятся постоянно, они наступают нашим сотрудникам на ноги, но если начинаешь говорить об этом, они отвечают - вам показалось. Сразу после того, как он ударил инспектора, он начал на него нападать, кричать: "Вы не мужчина, отойдите от меня, кто вы такой?" Тем не менее, мы стараемся исключительно толерантно и терпимо относиться к провокациям», - отметили в ГАИ. И дополнили, что представители Дорожного контроля изначально и сознательно нагнетали обстановку, чтобы дискредитировать действия милиции. «Административное законодательство дает нам определенный срок по времени для оформления административного протокола. Сроки привлечения к админответственности составляют 2-3 месяца. Протокол составляется в присутствии нарушителей с привлечением свидетелей происходящего. Для опроса всех свидетелей необходимо время», - пояснили в ГАИ.
Многочасовое противостояние закончилось тем, что машина все равно была поставлена на штрафстоянку. Под контролем "ДК". А вот там произошло ДТП с участием представителей общественной организации: сдавая задним ходом, они повредили другой стоящий автомобиль. О чем составлен админпротокол по ст. 124, дело направлено в суд для принятия решения.
Правда, сами общественники считают, что их подставили. «Они заблокировали выезд со штрафстоянки и наши ребята, которые приехали к нам в гости из Киева, хотели развернуться и выехать с другой стороны. Так как видимость там плохая, они совершили столкновение. Опять-таки это утверждать нельзя, так как не было повреждений на том автомобиле. Может, кто-то из них стукнул по машине, как бывает в автоподставах. Стук производится, наждачкой проводят и царапину делают, а потом предъявляют претензии в совершении ДТП. Мы не исключаем такой факт. Повреждений на машинах не было, и неизвестно, было ли там ДТП вообще», - рассказал Богданов.
Особенности украинского менталитета
Абсолютно уверенные в своей правоте, непогрешимости и преисполненные решимости дискредитировать ГАИ, представители "ДК" крайне недоброжелательно относятся к посторонним людям или самим милиционерам, снимающих их действия. Может, боятся, что что-то зафиксированное на видео попадет в Интернет и развеет их ореол непримиримых борцов с беспределом силовиков на дорогах?
Они, производя съемку сами, мешают это же делать сотрудниками милиции, светят фонариком в камеру, закрывают ее объектив руками. Хотя согласно ЗУ «О милиции» правоохранители могут при фиксации правонарушения, а также предупреждении противоправных действий использовать видеозапись. Так гласит ст. 11, п.12 упомянутого закона.
«В соответствии со ст. 307 ГК Украины запрещено производить без согласия видеосъемку граждан Украины, а деятельность милиции является гласной, сотрудники ГАИ являются публичными личностями и снимать их мы имеем право. Когда они снимут форму, будут дома, тогда они будут просто гражданами и мы не будем иметь право снимать их», - пояснил Богданов негативное отношение к снимающим со стороны.
При этом он почему-то не учитывает тот момент, что представители общественной организации, осуществляя общественный контроль, сами становятся публичными людьми. Тем более, все участники действа в Донецке представлялись журналистами, хотя удостоверения, кроме руководителя отдела по оперативной работе "Дорожного контроля" Андрея Дзиндзя, никто не показал.
Впрочем, они и не называют своих фамилий, как и изданий, в которых работают. А ведь этого непосредственно требует ст. 26 ЗУ «Про друкованi ЗМI». Да и вообще — разве удостоверение журналиста освобождает человека от выполнения требований закона? Разрешает оскорблять людей? Не требует соблюдения журналистской этики и стандартов?
Расплата будет?
В Донецке представители "ДК" балансировали на грани закона, иногда ее преступая. И сейчас сотрудники милиции обсуждают вопрос для "адекватного ответа на такие действия активистов". А в рамках правового поля можно сделать многое. Не только выписать административные протоколы, но и возбудить уголовные дела.
Уголовная ответственность за сопротивление, вмешательство в деятельность, угрозу или насилие в отношении работника милиции, предусмотрена ст. ст. 342, 343, 345 УК Украины, а Закон Украины "О милиции" в ст. 10 уточняет, что свои служебные обязанности милиционер выполняет "независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени". Видео, зафиксировавшего нарушения закона, достаточно, свидетели якобы уже найдены.
Впрочем, и представители ДК останавливаться не собираются. Как сообщил donbass.ua Андрей Дзиндзя, акции, подобные прошедшим, будут в Донецке продолжены.
Чем дело закончится?
"Дорожный контроль", действительно, сделал большой вклад в развитие гражданской ответственности – водители стали изучать нормативную базу, перестали бояться ГАИ, а сами сотрудники инспекции зачастую стали более взвешенно подходить к нарушениям, перестали цепляться к водителям по мелочам. Ибо знают: любое их противоправное действие быстро может стать достоянием общественности. Только вот сами представители общественной организации, по сути, стали гоняться за дешевыми сенсациями, превращаться в банальных провокаторов, зачастую совершающих незаконные действия. Такими темпами через довольно небольшое время "ДК" уже никто всерьез воспринимать не будет, так как сами участники дискредитируют себя. Вместо того, чтобы помогать реально навести порядок на дорогах, они просто оскорбляют и провоцируют сотрудников ГАИ. А не стоят рядом с ними, фиксируя действия как и инспектора, так и водителя. И показывая нарушения и одних, и других. Но скандальные провокации — это все-таки путь в никуда.
Это начинают понимать и некоторые представители ДК, и водители, внимательно отслеживающие деятельность общественников.
В Сети много противоречивых мнений о деятельности "Дорожного контроля". Есть и такое на одном из сайтов:
«Методы работы у ДК не блистали стремлением проявить свою гражданскую позицию, а только лишь заснять ролик и сделать из гаишников "посмешище" - в данной ситуации количество роликов не говорит о качестве проделанной работы по профилактике недопущения нарушения прав водителей; то, что работники милиции не хотят общаться с представителями ДК не говорит о грамотности ДК, а скорее, как мы видим из роликов, о нежелании играть в игру "кто кого переговорит"; и так можно продолжать дальше, я думаю предела этому нет и если всё так и будет продолжаться в ДК, то этот список можно будет добавлять дальше. И вывод из всего вышесказанного один: подводя итоги всей деятельности ДК можно сказать, что кроме нашумевшего имени "ДК" говорить-то собственно не о чем, так как поведение самих представителей ДК порой оставляет желать лучшего. Не беря во внимание пробуждение общественного сознания водителей, результат работы ДК — "НОЛЬ". А пиар и подлог фактов на лицо», - написал пользователь Igor_Kovrigin на одном из форумов.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.